logo search
УМК Организация и технология торговли 2010

2. Наименование тем лекций и их содержание

Тема 1. Торговля в социально-потребительском комплексе

Торговля как отрасль экономики. Торговля как предпринимательская деятельность. Субъекты и объекты торговли. Место торговли в сфере рынка. Роль торговли на потребительском рынке. Задачи и функции торговли потребительскими товарами. Виды торговли: оптовая, розничная, торгово-производственная деятельность (общественное питание). Оптовая и розничная торговля и их роль в сфере товарного обращения. Функции оптовой и розничной торговли. Виды торговли по формам собственности. Виды торговли с учетом территорий, на которых осуществляются торговые операции. Формы осуществления торговли: комиссионная торговля; торговля на конкурсах; торговля на аукционах; торговля с использованием торговых автоматов; выездная торговля; посылочная торговля; биржевая торговля; торговля на ярмарке; электронная торговля; торговля на рынке; иные формы торговли, не запрещенные законодательством. Состояние и направления развития торговли в современных условиях. Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь. Законодательство Республики Беларусь о торговле.

Тема 2. Организационное построение торговли Республики Беларусь

Сущность организационного построения торговли. Структура отрасли торговля. Признаки организационного построения торговли республики: административно-территориальный, товарно-отраслевой, ведомственной подчиненности. Принципы организационного построения. Отраслевая инфраструктура торговли как система субъектов, находящихся в отношениях, как непосредственного подчинения, так и государственного регулирования в рамках установленных полномочий. Совет Министров и его функции управления торговлей. Министерство торговли Республики Беларусь, задачи, функции. Организация управления торговли. Единая система органов управления торговли. Органы управления торговлей городских и районных исполнительных комитетов. Торговые системы Республики Беларусь.

Система потребительской кооперации. Понятие потребительской кооперации. Потребительская кооперация как хозяйственная система универсального типа. Основные задачи потребительской кооперации. Потребительское общество. Областные союзы потребительских обществ. Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз). Направления деятельности и развития потребительской кооперации.

Республиканские органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству Республики Беларусь, общественные организации, имеющие торговую сеть: не осуществляющие производство потребительских товаров и осуществляющие производство потребительских товаров. Ведомственная торговая сеть. Организация фирменной торговли. Фирменный магазин: понятие, виды, задачи. Отделы рабочего снабжения (ОРСы).

Республиканские органы государственного управления, осуществляющие регулирование торговой деятельности по определенному кругу вопросов. Торговая организация. Признаки торговой организации. Организационно-правовые формы торговых организаций: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества (ООО, ОАО, ОДО, ЗАО), унитарные предприятия, производственные кооперативы. Организация торговой деятельности индивидуальных предпринимателей. Объединения торговых организаций. Торговая ассоциация: понятие, задачи, развитие в республике. Концерны: цели создания, направления деятельности. Торговые дома.