logo search
УМК Организация и технология торговли 2010

2.2 Организационное построение розничной торговли потребительской кооперации

В Республике Беларусь торговое обслуживание сельского населения в основном осуществляется потребительской кооперацией, которая в настоящее время обслуживает более 40 % населения и занимает около 15 % в розничном товарообороте республики. Торговая сеть насчитывает свыше 11,4 тыс. магазинов, что составляем более 32 % их общего количества в республике, 400 автомагазинов.

Основными задачами потребительской кооперации являются:

Для выполнения этих задач разработана Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005—2010 годы, в которой предусмотрены конкретные мероприятия по развитию товарооборота и материально-технической базы, увеличению объемов заготовок и переработки сельскохозяйственной и дикорастущей продукции, придорожного сервиса, совершенствованию управления и государственной поддержки потребкооперации.

Потребительская кооперация представляет собой многоотраслевую структуру, которая включает оптовую и розничную торговлю, общественное питание, производство, заготовительную деятельность, транспорт, поэтому организационно-хозяй­ственные звенья здесь шире, чем в государственной торговле. Основными из них являются:

В настоящее время основным звеном в потребительской кооперации являются районные потребительские общества (райпо). В состав райпо могут входить филиалы, коопунивермаги, отдельные крупные магазины, объединения общепита и другие хозяйственные структуры.

Так как собственность в потребкооперации является кол­лективной и неделимой, то с целью ее сохранности многие дей­ствующие предприятия получили статус унитарных или обо­собленных филиалов.

Потребительские общества могут иметь различные органи­зационно-правовые формирования:

В каждом потребительском обществе разрабатывается свой устав, которым определяются задачи и деятельность общества.