logo
ЛЕКЦИИ ПО МАРКЕТИНГУ 2010-2011(97-2003)

2. Внешние источники:

- деловая пресса;

- специализированная отраслевая пресса;

- специализированная периодическая пресса по маркетингу и рекламе;

- годовые отчёты фирм-производителей;

- информация государственных статистических органов;

- интернет по всем направлениям: отрасль, исследовательские фирмы, рекламные агентства.

Вторичная информация служит отправной точкой в исследованиях и обходится дешевле. Если вторичных данных недостаточно, начинают сбор первичной информации.

Способы сбора первичной информации:

  1. Наблюдение

  2. Эксперимент

  3. Опрос (анкетирование).

4. Панель

Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, поступков людей, событий, без объяснения причин происходящего и не вступая с людьми в контакт. (Например, с помощью скрытых камер можно наблюдать за поведением покупателей, видеть, что и в каком количестве они покупают, оценить эффективность выкладки товаров в торговом зале).(наблюдение больше подходит для поисковых исследований).

Эксперимент – сбор первичной информации путем активного вмешательства исследователя в процесс возникновения данных. Его цель – определить степень влияния одной переменной на результат путем ее изменения при сохранении других переменных постоянными. (Например, можно оценить влияние дизайна журнала на время его чтения; влияние упаковки на сбыт). Эксперимент больше подходит для выявления причинно-следственных связей.

Опрос (анкетирование) – это метод сбора первичной информации путем выяснения позиции людей (респондентов) в отношении какого-либо объекта. Опрос может быть полным или выборочным. (опрос наиболее удобен при проведении описательных исследований).

Методы проведения опроса:

- опрос по почте (в том числе по электронной);

- телефонный опрос;

- личное интервью:

- индивидуальное интервью;

- групповое интервью;

- глубинное интервью;

- hall-test;

- home-test.

- фокус-группа;

- панель (повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени);

- опрос через интернет.

Опрос считается наиболее эффективным методом сбора первичной информации.

Панель- повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени.