Сегментирование рынка.
Сегментирование рынка – это процесс разделения рынка на четкие группы покупателей на основе различий в нуждах, характерах, поведении.
Сегмент рынка – это совокупность потребителей с набором сходных характеристик и требований к товарам и услугам.
Основные признаки сегментирования рынка
Географический признак
|
Северо-Западный, Западный и т.д. Алтайский край, Чеченская республика, Новгородская обл. и др. Города, поселки, села, деревни До 5 тыс., 5- 20 тыс. и т.д. Северный, южный и т.д. |
Психографический признак 1.Общественный класс, социальное положение 2. Образ жизни
3. Тип личности |
Низший, средний, высший
По принадлежности к разным культурным слоям общества: 1) преуспевающие (хотят иметь все самое лучшее, модное, неординарное) 2) новаторы (переходные слои) 3) среднее большинство (люди основательные) 4) степенные люди, пенсионеры, малообеспеченные Увлекающаяся натура, любители покупать как все и т.д. Человек независимый, импульсивный, мужественный или консервативный, экономный, заботящийся о престиже |
Поведенческий принцип
4.Интенсивность потребления
5.Степень приверженности
6.Степень готовности к восприятию товара |
Обычная покупка, особый случай Качество, сервис, экономия Бывший пользователь, регулярный пользователь, потенциальный пользователь, не пользующийся
Слабый, умеренный, активный покупатель
Никакой, слабая, средняя, сильная, абсолютная Осведомленные, неосведомленные, заинтересованные, желающие, намеревающиеся
|
Демографический принцип
|
До 6 лет, 6 – 11 лет и т.д. Мужской, женский 1-2- чел., 3-4- чел., 5 чел. и более Молодые одиночки, молодая семья с ребенком до 6 лет, семья с ребенком старше 6 лет, пожилые супруги с детьми, пожилые супруги без детей, одиночки До 3000 тыс. руб, 3000-5000 тыс. руб. и т.д. Студенты, врачи, рабочие, служащие и т.д. Начальное, среднее, специальное, высшее
Русский, украинец, немец и т.д. Христиане, католики, мусульмане и т.д. |
Критерии сегментирования – показатель того, насколько верно фирма выбрала тот или иной рынок для сегментирования.
Основные критерии сегментирования:
1. Количественные границы – емкость сегмента: сколько изделий и какой общей стоимости может быть продано, какое число потенциальных потребителей имеется, на какой площади они проживают т и т.п.
2. Доступность сегмента – фирма должна определить достаточное ли количество каналов распределения и сбыта продукции, соответствует ли их мощность емкости сегмента.
3. Существенность сегмента – определение прочности выбранного сегмента.
4. Прибыльность – расчет нормы прибыли, размер дивидендов и т.д.
5. Защищенность от конкуренции.
- Тема 1. Основные понятия маркетинга. Концепции рыночной экономики.
- Понятие и сущность маркетинга.
- Основные понятия маркетинга.
- Концепции рыночной экономики.
- Понятие и сущность маркетинга.
- Основные понятия маркетинга.
- Концепции рыночной экономики.
- Тема 2. Составляющие элементы маркетинговой деятельности.
- Цели маркетинга:
- Задачи маркетинга:
- Объекты, субъекты, средства и методы маркетинга.
- 1. Метод ориентации на продукт, услугу.
- 2. Метод ориентации на потребителя.
- 3. Интегрированный маркетинг.
- 4. Маркетинг открытых систем.
- Функции маркетинга.
- Тема 3. Стратегии и планирование маркетинга.
- Виды стратегий в маркетинге.
- Маркетинговая часть бизнес-плана.
- Тема 4. Управление маркетинговой деятельностью предприятия
- 2 Вопрос. Отбор целевых рынков.
- Замеры и прогнозирование спроса.
- Сегментирование рынка.
- 3.Отбор целевых сегментов рынка.
- Позиционирование товара.
- 3 Вопрос. Разработка комплекса маркетинга.
- 4 Вопрос. Реализация маркетинговых мероприятий.
- Тема 5. Маркетинговая среда организации.
- Основные факторы микросреды.
- Основные факторы макросреды.
- Микросреда предприятия
- Вопрос. Основные факторы макросреды.
- Тема 6. Покупательское поведение на потребительском рынке.
- Факторы культурного, социального, личного и психологического порядка.
- Процесс принятия решения о покупке.
- Вопрос. Факторы культурного, социального, личного и психологического порядка.
- Тема 7. Система маркетинговых исследований.
- 2. Отбор источников информации.
- Внутренние источники (статистические отчеты фирмы по объемам продаж, бухгалтерская информация, аналитические отчеты отделов, результаты проведенных ранее маркетинговых исследований).
- 2. Внешние источники:
- Выбор орудия исследования
- Правила составления анкет
- Требования к анкете
- Типы вопросов
- Требования к вопросам анкеты
- 3. Сбор информации
- 4.Обработка и анализ собранной информации.
- 3 Вопрос. Прогнозирование товарного рынка
- Методы прогнозирования рынка:
- Тема 8. Товарная политика. Жизненный цикл товаров.
- 2 Уровень – товар в реальном исполнении.
- 3 Уровень – товар с подкреплением.
- Классификация товаров
- Вопрос. Товарная политика: марочные названия, упаковка и маркировка продукции.
- 1. Использование марок.
- 2. Упаковка продукции.
- Задачи упаковки:
- Виды информации на упаковке:
- 3. Маркировка продукции
- Товарная номенклатура и ассортимент
- 3 Вопрос. Жизненный цикл товара
- Тема 9. Ценовая политика в маркетинге.
- Выбор метода ценообразования
- На основе построения графика безубыточности
- Установление окончательной цены.
- Тема 10. Сбытовая политика в маркетинге.
- Основные издержки товародвижения:
- Стратегии сбыта
- Вопрос. Каналы распределения, их функции. Торговые посредники.
- Торговые посредники
- 3 Вопрос. Оптовая и розничная торговля. Оптовая торговля
- Розничная торговля
- Классификация предприятий розничной торговли:
- Тема 11. Коммуникационная политика в маркетинге. 3 пары
- 1 Вопрос. Комплекс маркетинговых коммуникаций
- Реклама - любая платная форма неличного представления и продвижения товаров и услуг через средства массовой информации от имени известного спонсора
- 8) Составление рекламных сообщений, производство рекламоносителей.
- 9) Практическая реализация мероприятий рекламной кампании.
- 10) Оценка эффективности результатов.
- Вопрос. Стимулирование сбыта
- 1. Определение задач стимулирования.
- 2. Выбор средств стимулирования.
- Образцы, купоны, упаковки по льготной цене, премии, зачетные талоны.
- Вопрос. Пропаганда (паблик рилэйшнз (pr))
- Вопрос. Личная продажа