logo
ЛЕКЦИИ ПО МАРКЕТИНГУ 2010-2011(97-2003)

Типы вопросов

Вопросы анкеты можно разделить на несколько основных ти­пов: открытые вопросы, вопросы с вариантами ответов и альтер­нативные вопросы. Кроме того, существует деление на прямые и косвенные вопросы.

Открытые вопросы предполагают ответ в свободной форме. Например: «Что для Вас является наиболее важным, когда Вы решаете пойти в ресторан?».

Вопросы с выбором ответа (закрытые) выглядят, например, так:

Как часто Вы ходите в кино?

Альтернативный вопрос — это вопрос, предлагающий только два возможных ответа (да/нет, мужчина/ женщина и т. п.):

Приходилось ли Вам посещать кинотеатр за последние три месяца?

□ Да. □ Нет.

Часто эти два ответа дополняются третьим: «не знаю» или «не могу сказать».

Прямые вопросы используются в анкетах чаще всего. Например:

У вас есть водительские права?

□ Да. □ Нет.

Косвенные вопросы используются в тех случаях, когда вопрос затрагивает чувства респондента или очень личный (касается до­ходов потребителя, потребления алкоголя и т. д.), чтобы задать его прямо. Тогда он формулируется таким образом, чтобы рес­пондент не осознавал цели вопроса, или так, будто вопрос не от­носится непосредственно к респонденту. Например:

Укажите приблизительную сумму совокупного годового дохо­да вашей семьи: а) менее 30 тыс. рублей, б) 30 — 50 тыс. рублей, в) более 50 тыс. рублей.