logo
ЛЕКЦИИ ПО МАРКЕТИНГУ 2010-2011(97-2003)

Требования к вопросам анкеты

Каждый вопрос должен иметь вполне определенный смысл и давать возможность однозначного ответа.

Вопрос должен быть сразу ясен опрашиваемому. Не следует использовать сложные формулировки, вопросы, в которых со­держится два отрицания и т. п.

Вопрос должен быть конкретным, точно соответствующим по­ложению и опыту опрашиваемого и ориентироваться на факты, а не на мнения (нет смысла спрашивать респондента о качестве услуг сети кинотеатров «КиноСтар», не поинтересовавшись пред­варительно, посещал ли он когда-нибудь эти кинотеатры).

Наводящие вопросы следует по возможности исключить, иначе каждый ответ будет результатом формулировки вопроса.

Вопросы, затрагивающие чувства, касающиеся доходов, сек­суальных привычек и т. д., лучше формулировать в виде косвен­ных вопросов или вопросов с вариантами ответов.

Типичные ошибки в формулировке вопросов анкет

Ошибка

Пример вопроса

Пояснения

Вопрос, не исключающий несколько

вариантов ответов

Сколько вам лет ?

□ до 20

□ от 20 до 35

□ от 35 до 40

□ от 40 и старше

Как ответ выбрать респонденту 35 лет?

Какой кофе вы предпочитаете?

Непонятно как отвечать на такой вопрос. Можно назвать кофе молотый, в зернах, растворимый или кофе «Чибо», «Нескафе» и т.д.

Вопрос, на который невозможно ответить

Сколько яиц вы съедаете за год?

Кто может это вмпомнить?

Сложная формулировка вопроса

Не считаете ли Вы, что реклама сигарет в модных журналах не влияет на популяризацию этой вредной привычки?

Постановка вопроса с двумя отрицаниями только путает опрашиваемого

Вопрос, влияющий на ответ

Почему вы любите рестораны сети «Сбарро» больше, чем другие рестораны быстрого обслуживания?

Потребителя подталкивают к ответу в пользу ресторанов конкретной сети

Вопрос, исключающий исчерпывающий ответ

Чем вы занимаетесь?

□ Учусь

□ Работаю

Этот вопрос не учитывает того, что респондент, например, временно не работает

Два вопроса в одном

Используете ли Вы маски и гели для волос?

Как ответить, если вы используете что-то одно из этих средств?

Двусмысленный вопрос

Регулярно ли вы питаетесь в ресторане быстрого обслуживания?

□ Да

□ Нет

Что значит регулярно – один раз в месяц, раз в день или что-то еще?

Для того, чтобы результаты маркетинговых исследований получились достоверными необходимо подготовить план выборки исследования.

Выборка – группа населения, которая олицетворяет население в целом (репрезентативная группа)

При составлении плана исследователь ставит и решает следующие вопросы:

  1. Кого опрашивать?

  2. Какое количество людей нужно опросить? (Большие выборки достовернее, но очень дорогие).

  3. Каким образом отбирать людей? (случайная выборка, выборка по категориям).