logo
ЛЕКЦИИ ПО МАРКЕТИНГУ 2010-2011(97-2003)

Концепции рыночной экономики.

Подход (концепция), на основе которого предприятия ведут маркетинговую деятельность, может быть неодинаковым.

  1. Концепция совершенствования производства(производственная концепция) ориентируется на снижение затрат, связанных с выпуском товаров, и повышение производительности труда.

Такая концепция хорошо работает в условиях дефицита, когда спрос превышает предложение.

В условиях конкуренции сокращение издержек и доступность товара по цене недостаточна. Нужно повышать качество товара, и на смену производственной приходит товарная концепция.

  1. Товарная концепция (концепция совершенствования товара) утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим высокое качество и лучшие эксплутационные характеристики, следовательно, предприятие должно сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара.

  1. Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая концепция) утверждает, что покупатели не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

Концепция целесообразна в условиях, когда предложение превышает спрос и активная сбытовая политика способна подтолкнуть потребителя к покупке.

Эта концепция наиболее активно используется применительно к товарам пассивного спроса (страховки, энциклопедии и т.д.). Данную концепцию активно применяют и в сфере некоммерческой деятельности (кандидат выборной компании).

  1. Концепция маркетинга утверждает, что для достижения целей предприятия, необходимо производить то, что требуется на рынке и удовлетворит потребности покупателей.

Это сравнительно новый подход в предпринимательской деятельности.

Суть данной концепции определяют с помощью крылатых фраз, например, «Отыщите потребности и удовлетворите их», «Любите клиента, а не товар» и т.д.

На практике концепцию маркетинга часто путают с концепцией интенсификации коммерческих усилий.

Сравним эти две концепции:

Концепция

Основной объект внимания

Средства достижения цели

Конечная цель

Концепция интенсификации коммерческих усилий

товары

Коммерческие усилия и меры стимулирования

Получение прибыли за счет роста объема продаж

Концепция маркетинга

Нужды потребителей

Комплексные усилия

Получение прибыли за счет обеспечения удовлетворенности потребителей

  1. Концепция социально-этического маркетинга ориентируется на удовлетворение нужд потребителей с учетом развития общества и повышая качество жизни людей (создание безопасной продукции, контроль загрязнения окружающей среды).