Методы прогнозирования рынка:
1. Экстраполяция – это перенос закономерностей и тенденций прошлого на будущее.
Суть метода в следующем: если имеется достаточно длинный динамический ряд спроса, товарного предложения или цен, то, считая, что он является функцией времени, его можно продлить на определенную перспективу.
Экстраполяция по среднему уровню ряда динамики:
Если уровни ряда динамики колеблются около его средней величины, то прогноз на 1-2- уровня будет равен этой средней величине. ПРИМЕР:
Продажа хлеба в магазине по дням недели варьирует следующим образом:
Дни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Продажа, кг | 2320 | 2350 | 2340 | 2305 | 2330 | 2345 | 2320 |
Экстраполяция ряда (прогноз на следующие 2 дня) может быть выполнена по среднему уровню этого ряда:
У = ∑ У = 2320 + 2350 + 2340 + 2305 + 2330 + 2345 + 2320 = 2330
n 7
Значения У – продажа хлеба в магазине за день, n – число дней.
Если магазин на понедельник и вторник следующей недели закажет хлебозаводу 2330 кг хлеба, то существенной ошибки не будет.
Возможная ошибка прогноза в данном случае составляет:
μ = t √ σ 2 , где σ – дисперсия продажи хлеба, t – коэффициент, равный 2 ( р = 0,954);
n n = 7
σ 2 = ∑ (у-у ср.) 2 = 1550 = 221, 4 μ = + 2 √ 221,4 = +11,2 кг
n 7 - 7 -
У | У – У ср. | ( У – У ср.) 2 |
2320 | - 10 | 100 |
2350 | + 20 | 400 |
2340 | + 10 | 100 |
2305 | - 25 | 625 |
2330 | 0 | 0 |
2345 | + 15 | 225 |
2320 | - 10 | 100 |
Итого | х | 1550 |
Следовательно, доверительный интервал прогноза (пределы нашей ошибки) составит:
2330 - 11,2 < 2330 < 2330 + 11, 2 или от 2318,8 до 2341, 2 кг
2. Прогнозирование рынка методом экономико-математического моделирования.
Для прогнозирования рынка успешно используются различные виды математических моделей, способных отразить сложную взаимосвязь элементов рынка и влияющих на него факторов. Такие модели имеют форму линейных, степенных, логарифмических уравнений.
3. Прогнозирование рынка с помощью экспертных оценок.
Сущность этого метода заключается в сборе, обработке и использовании для различных целей сведений, полученных от достаточно представительного числа экспертов.
Существуют и другие методы прогнозирования рынка.
- Тема 1. Основные понятия маркетинга. Концепции рыночной экономики.
- Понятие и сущность маркетинга.
- Основные понятия маркетинга.
- Концепции рыночной экономики.
- Понятие и сущность маркетинга.
- Основные понятия маркетинга.
- Концепции рыночной экономики.
- Тема 2. Составляющие элементы маркетинговой деятельности.
- Цели маркетинга:
- Задачи маркетинга:
- Объекты, субъекты, средства и методы маркетинга.
- 1. Метод ориентации на продукт, услугу.
- 2. Метод ориентации на потребителя.
- 3. Интегрированный маркетинг.
- 4. Маркетинг открытых систем.
- Функции маркетинга.
- Тема 3. Стратегии и планирование маркетинга.
- Виды стратегий в маркетинге.
- Маркетинговая часть бизнес-плана.
- Тема 4. Управление маркетинговой деятельностью предприятия
- 2 Вопрос. Отбор целевых рынков.
- Замеры и прогнозирование спроса.
- Сегментирование рынка.
- 3.Отбор целевых сегментов рынка.
- Позиционирование товара.
- 3 Вопрос. Разработка комплекса маркетинга.
- 4 Вопрос. Реализация маркетинговых мероприятий.
- Тема 5. Маркетинговая среда организации.
- Основные факторы микросреды.
- Основные факторы макросреды.
- Микросреда предприятия
- Вопрос. Основные факторы макросреды.
- Тема 6. Покупательское поведение на потребительском рынке.
- Факторы культурного, социального, личного и психологического порядка.
- Процесс принятия решения о покупке.
- Вопрос. Факторы культурного, социального, личного и психологического порядка.
- Тема 7. Система маркетинговых исследований.
- 2. Отбор источников информации.
- Внутренние источники (статистические отчеты фирмы по объемам продаж, бухгалтерская информация, аналитические отчеты отделов, результаты проведенных ранее маркетинговых исследований).
- 2. Внешние источники:
- Выбор орудия исследования
- Правила составления анкет
- Требования к анкете
- Типы вопросов
- Требования к вопросам анкеты
- 3. Сбор информации
- 4.Обработка и анализ собранной информации.
- 3 Вопрос. Прогнозирование товарного рынка
- Методы прогнозирования рынка:
- Тема 8. Товарная политика. Жизненный цикл товаров.
- 2 Уровень – товар в реальном исполнении.
- 3 Уровень – товар с подкреплением.
- Классификация товаров
- Вопрос. Товарная политика: марочные названия, упаковка и маркировка продукции.
- 1. Использование марок.
- 2. Упаковка продукции.
- Задачи упаковки:
- Виды информации на упаковке:
- 3. Маркировка продукции
- Товарная номенклатура и ассортимент
- 3 Вопрос. Жизненный цикл товара
- Тема 9. Ценовая политика в маркетинге.
- Выбор метода ценообразования
- На основе построения графика безубыточности
- Установление окончательной цены.
- Тема 10. Сбытовая политика в маркетинге.
- Основные издержки товародвижения:
- Стратегии сбыта
- Вопрос. Каналы распределения, их функции. Торговые посредники.
- Торговые посредники
- 3 Вопрос. Оптовая и розничная торговля. Оптовая торговля
- Розничная торговля
- Классификация предприятий розничной торговли:
- Тема 11. Коммуникационная политика в маркетинге. 3 пары
- 1 Вопрос. Комплекс маркетинговых коммуникаций
- Реклама - любая платная форма неличного представления и продвижения товаров и услуг через средства массовой информации от имени известного спонсора
- 8) Составление рекламных сообщений, производство рекламоносителей.
- 9) Практическая реализация мероприятий рекламной кампании.
- 10) Оценка эффективности результатов.
- Вопрос. Стимулирование сбыта
- 1. Определение задач стимулирования.
- 2. Выбор средств стимулирования.
- Образцы, купоны, упаковки по льготной цене, премии, зачетные талоны.
- Вопрос. Пропаганда (паблик рилэйшнз (pr))
- Вопрос. Личная продажа