logo
ГОС!!!4040

52. Психология слухов.

Слухи относятся к виду дезинформации, которая также выступает средством социального влияния. Слухи - это преобразованная, трансформированная информация. Это специфический вид инфор­мации, появляющийся спонтанно в силу информационного вакуума среди определенных слоев населения либо специально распространяемый для воздействия на общественное сознание. С точки зрения эмоциональных характеристик исследователи выделяют три разновидности слухов:

«Слух-желание» содержит сильное эмоциональное желание и отражает некоторые актуальные потребности аудитории. «Слух-пугало» несет в себе негативную информацию и вызывает негативные, пугающие настроения. «Агрессивный слух» направлен на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и жесткого агрессивного поведения в «ответ». Такие слухи возникают в ситуациях пиковых противоречий, в основном связанных с социальными межгрупповыми, межэтническими конфликтами.

Согласно классификации Ю. В. Рождественского для слуха характерна однократная воспроизводимость перед данным слушающим. Второй раз одному и тому же человеку данный слух не пересказывается. При этом важным отличием является и то, что слух обязательно подвергается дальнейшей циркуляции. Слушающий затем становится говорящим и передает этот слух дальше. Этот тип сообщения можно назвать самотрансляционным. Информация трансформирована при слухах.

Функции слухов: информационная, коммуникативная, потребность в информации.

Самопроизвольная циркуляция слухов представляет собой многократный процесс трансляции и ретрансляции информационного сообщения. В ходе этого процесса содержание испытывает трансформацию. В механизме искажения содержания информации в процессе передачи слухов выделяются следующие процессы:

1. Сглаживание содержания информации. Исходное содержание при его трансляции и ретрансляции становится все короче и короче. 2. Заострение эмоциональных компонентов и масштабов деталей. Заключается в драматизации эмоций, которая сопровождает сообщение. Происходит увеличение масштабов тех деталей, которые кажутся весьма существенными для конкретной аудитории. 3. Адаптация слуха. Заключается в переименовании персонажей, изменении их социальной принадлеж­ности.