36. Эффекты и эффективность смк.
Эффективность определяется как отношение результата и цели.
Факторы эффективности: Цель реальна тогда, когда она максимально глубоко и точно отражает потребности. Рассмотрение цели как основания для расчета эффективности требует учета потребности аудитории (и её различных социальных слоев) в информации, а также реальные возможности их удовлетворения в данное время. Это исходный тезис в изучении эффективности массово-коммуникативной деятельности.
Реальная эффективность – конкретные результаты деятельности СМК.
Потенциальная эффективность – способность системы СМК или отдельных её компонентов выполнять стоящие перед ней задачи.
Способы оценки эффективности.
1. Выделение различных этапов «контакта» с источником информации (первый контакт с источником, контакт с содержащейся в нем информацией, причем информацией разного типа, усвоение информации в той или иной форме, выработка отношения к принятой информации, освоение и запоминание информации).
2. Определение возможных «конечных эффектов», объединенных в пять групп: когнитивные, ценностные, организационные, коммуникативные, создания эмоционально-психологического тонуса.
Периодизация и типология исследований эффектов МК
Анализ эффектов предполагает изучение трансформаций в оценках и поведении людей, происходящих под воздействием МК. Выделяют три основных периода исследования эффектов.
На первом этапе исследований предполагалось, что МК обладает очень большими возможностями воздействия. Подобные представления были господствующими в 20-30-е годы нынешнего столетия. Такие понятия как «теория магического снаряда» или «теория подкожной иглы» достаточно точно отражают ранние концептуальные построения.
На втором этапе исследований выяснилось, что предполагаемые ранее мощные эффекты массовой коммуникации не находят эмпирического подтверждения. В период с середины 40-х до начала 70-х годов доминирующими были «теории ограниченных эффектов» МК.
На третьем этапе - с начала 70-х годов по настоящее время - отсутствует какое-либо одно ведущее теоретическое направление. Показательно, что часть исследователей вернулись к представлениям о значительных возможностях воздействия МК.
Типология проявлений эффектов МК Все возможные эффекты можно разделить по двум основаниям: краткосрочность-долгосрочность эффектов; преднамеренность-непреднамеренность эффектов.
Эффекты | Краткосрочные | Долгосрочные |
Преднамеренные | Индивидуальный отклик Кампания в СМК | Распределение инноваций Распределение информации |
Непреднамеренные | Индивидуальная реакция Коллективная реакция | Социальный контроль Социализация Влияние на результаты событий Представление реальности Институциональные изменения Культурные изменения |
Индивидуальный ответ, отклик - процесс, с помощью которого происходит изменение установок, знаний, поведения или закрепление, стабилизация последних. Происходит это в качестве реакции на сообщения, цель которых и состоит в осуществлении изменений.
Кампания в СМК. В этом случае используется несколько каналов МК, с помощью которых достигаются цели информирования или убеждения аудитории. Наиболее часто кампании применяются в области политики, потребительской рекламы.
Индивидуальная реакция. Состоит в непланируемых коммуникатором последствиях, наблюдаемых после контактов индивидов с материалами МК. Происходит за счет имитации и научения. Предметом их могут быть самые различные области индивидуальной и социальной реальности - следование новым жизненным стилям, акты девиантного поведения, проявления боязни и страха и т.д.
Коллективная реакция представляет собой ряд индивидуальных реакций, переживаемых одновременно многими людьми. Последнее приводит к совместным действиям неуправляемого типа. Эффекты страха, беспокойства, ярости в потенциале могут приводить к панике и гражданским волнениям.
Распространение инноваций. Планируемое распространение нововведений в целях долгосрочного развития. При этом используются кампании в СМК, а также сети межличностной коммуникации.
Распределение информации и знаний. Является следствием деятельности МК по распространению информации событийного порядка. При этом зачастую происходит неравномерное распределение информации между социальными группами, а также выборочная расстановка приоритетов при освещении тех или иных фрагментов реальности.
Социализация. Влияние СМК на процессы научения и принятия норм, ценностей и образцов поведения в конкретной социальной ситуации.
Социальный контроль. Относится к тенденциям в деятельности СМК по поддержке стабильности сложившегося социального порядка посредством «индустрии сознания».
Представление социальной реальности. Акцент делается на производстве знаний и мнений. МК в силу своей природы вынуждена постоянно создавать и транслировать незавершенные версии реальности.
Институциональные изменения. Результат непланируемого приспособления существующих институтов к развитию СМК. Последнее особенно относится к коммуникационным функциям этих институтов.
Влияние на результаты событий. Связано с ролью, которую играют СМК, наряду с прочими властными институтами, в разрешении ключевых вопросов жизни общества войны, мира, революций и т. п.
Культурные изменения. Трансформации в наиболее общих образцах ценностей, поведения, символических формах, присущих отдельным социальным группам (например, молодежи), обществу в целом или совокупности обществ.
Современные подходы к исследованию эффектов МК на уровне группы, общества
Установление пунктов «повестки дня». Эффект воздействия на формирование общественного мнения определяется избирательным вниманием коммуникатора.
«Спираль молчания». Предполагается анализ взаимосвязей между массовой коммуникацией, межличностной коммуникацией и тем, как индивид соотносит свое мнение с мнением других.
Теории информационного дефицита. Увеличение информационных потоков приводит не к сокращению в разрыве знаний и информации между социальными группами, а к его возрастанию.
Модель зависимости эффектов МК. В современных условиях люди становятся зависимыми от СМК.
Подход «полезности и удовлетворения потребностей». Из материалов МК аудитория выбирает материалы, удовлетворяющие в той или иной мере ее потребности.
Антисоциальные эффекты – показа насилия на телевидении. Закономерности: показа сцен агрессии и насилия вызывает их активное использование в реальной жизни.
- Социально-пол реформы общества и возникновение журналистики.
- 2. Законодательное обеспечение свободы слова и инф-ии в постсоветский период.
- По форме собственности.
- По тематике
- 4. По форме распространения (по носителю)
- Со как искусство
- Со как сфера деятельности
- Со как функция управления коммуникациями.
- Со как стратегия управления коммуникационным пространством.
- Со как система.
- 3 Основные функции:
- 12. Современный специалист в области со.
- 13. Правовое регулирование деятельности в сфере со.
- 14. Основные организационные структуры в сфере со.
- 20. Исследования в области со.
- 21. Сми как основной канал воздействия pr-технологий.
- 22. Управление информацией и конструирование новостей.
- 25. Специальные новостные pr-мероприятия: понятие, виды, особенности проведения.
- 27. Корпоративный имидж: понятие и характеристика.
- 28. Технологии использования со в социальных кампаниях.
- 29. Технологии использования со в политических коммуникационных кампаниях.
- 30. Мк как социальное явление.
- Основу для научного понимания места сми в современном обществе положила работа американских специалистов – с. Сиберта, у. Шрамма, т. Петерсона «Четыре теории прессы», опубликованная в 1956 г.
- 34. Ом как состояние массового сознания.
- 35. Социологические исследования основных звеньев коммуникативного процесса.
- 2 Вида иссл. Аудитории:
- 36. Эффекты и эффективность смк.
- 37. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации в социуме.
- 2.Генезис мк. Коммуникативные революции
- 3.Истоки и основные парадигмы теории коммуникации
- 4. Современные концепции коммуникации.
- 38. Коммуникативный процесс, его особенности в различных видах деятельности.
- 41. Структурные компоненты коммуникационного процесса.
- 42. Многообразие типов, видов и форм коммуникации.
- 43. Эффективность коммуникации в различных видах деятельности.
- 3 Группы барьеров:
- 44. Смк в парадигме социальной психологии.
- 45. Структура личности как база восприятия информации.
- 46. Психология процесса коммуникации.
- 47. Роль установки и стереотипа в процессе коммуникации.
- 49. Интерес как фактор коммуникации.
- 50. Понятие конформизма.
- 51. Соотношение логических и эмоциональных апелляций к аудитории.
- 52. Психология слухов.
- 53. Закономерности массового поведения и реклама.
- 57. Методика и техника контент-анализа.
- 59. Сущность pr-консалтинга как профессиональной сферы деятельности..
- 60. Коммуникативные аспекты pr-консалтинга, стратегия и тактика pr-консультирования.
- 61. Консультационные услуги как инструмент управления конфликтами в сфере мк.
- 62. Структура и принципы организации современной пресс-службы.
- 2 Задачи:
- 65. Определение и классификация pr-кампаний.
- 66. Этапы разработки и реализации pr-кампаний.
- 67 Аналитический этап подготовки pr-кампании.
- 3. Изучение общественности компании (признаки, сегменты, приоритеты, поведение), состояния общественного мнения.
- 68. Планирование pr-кампании.
- 69. Организация проведения pr-кампании.
- 70. Оценка эффективности pr-кампании.
- 2. Простые и недорогие методы оценки.
- 3. Экономическая оценка pr проектов
- 73. Коммуникационный менеджмент в работе с клиентами.
- 74. Особенности коммуникационного менеджмента во взаимоотношениях с органами государственного и местного управления.
- 75. Оценка эффективности коммуникационного менеджмента.
- 76. Коммуникационный менеджмент: понятие, объекты, функции и основные направления.