4. По форме распространения (по носителю)
печатные (газеты, журналы, бюллетени и т.д.) и электронные средства массовой информации (радио, телевидение, интернет).
эфирное, кабельное, спутниковое вещание.
5. Регион распространения - территория, на которой распространяется то или иное издание, либо сигнал телерадиовещателя. - транснациональные СМИ; общенациональные СМИ; региональные издания, радио и телевидение; городские и местные СМИ.
6. по аудитории - Массовая пресса. Качественные СМИ.
7. Время выхода: утренние, дневные, вечерние, ночные выпуски. Для электронных СМИ возможно более четкое деление, например, 8-часовой утренний выпуск, 10-часовой вечерний и т.д.
8. Периодичность: ежедневные (выходят 4-5 раз в неделю и чаще), выходящие 2-3 раза в неделю, еженедельные, ежемесячные, выходящие раз в квартал, раз в полгода, ежегодные издания и т.д.
9. Формат: в вещательной журналистике этим словом обычно обозначается целостная модель программы или канала (музыкальный, информационно-музыкальный формат). Для печатной продукции установлены стандартные размеры полос – А2, A3, А4.
Источник информации - объект, идентифицирующий происхождение информации.
Журналист получает информацию следующими способами:
ответы на запросы информации;
использование доступных для каждого информационных ресурсов (документов и их массивов) по вопросам деятельности данного органа и подведомственных ему организаций;
посещение пресс-конференций;
через рассылку справочных и статистических материалов.
возможно использование и иных способов. +ИА.
4. СМИ как предприятие: рынок современной прессы.
Наличие у СМИ признаков предприятия:
1. Обязательно получение учредителем права выпускать товар - продукцию СМИ – это юридическая база.
2. Необходима экономическая база (финансовые ресурсы, материально-техническая база – техника, помещения и пр.).
3. База распространения учитывает способ передачи потребителю необходимого товара (подписка, свободная продажа частными распространителями или организациями и пр.).
4. Подбор квалифицированных кадров всей структуры редакционно-полиграфической цепочки обеспечивает человеческую базу.
5. Нужна поддержка информационных агентств и качественные сведения от корреспондентов в качестве информационной базы.
6. Важная предпосылка успешности СМИ – исследование получателя информации – аудиторная база.
Рынок современной прессы:
Информационный рынок - все, что представлено в нем в момент выхода на него новой журналистской информации, является средой, которая способствует или мешает продаже или покупке нового информационного товара: пресса (газеты, журналы, еженедельники); аудиовизуальные СМИ (ТВ, радио); электронные СМИ (Интернет-СМИ и др.); издания информационных агентств; кинодокументалистика; рынок распространителей; рынок покупателей (по полу, возрасту, национальности, интересам, профессии, социальному статусу).
1.Рынок распространителей сегодня только формируется в России
Редакции ищут альтернативные подписке формы доставки: ставят специализированные киоски в оживленных местах, принимают на работу разносчиков продукции, организуют продажу изданий в метро, электричках, с лотка – в магазинах, на улицах, в кинотеатрах.
Рынок периодических изданий. Исследование рынка периодической печати – установление его потенциальной емкости, характера и размеров спроса на газету или журнал, определение возможностей их доставки на рынок и сбыта, а также времени выхода на рынок.
Рынок потребителей информации складывается из анализа читательской аудитории.
Позиционирование и распространение издания.
Имидж – образ газеты, телерадиопрограммы, информационного вестника, устойчивое представление, которое складывается у пользователя информацией о периодическом издании: его характере, позиции и взглядах, особенностях содержания, оформления и других признаках и чертах. Для периодического издания товарным знаком является его название, которое становится брендом, торговой маркой.
Позиционирование также связано с занятием места в нише – в сегменте. Качественная информация, талантливый круг штатных/внештатных журналистов, привлекательный дизайн и хорошие условия для размещения рекламной информации в купе с правильной маркетинговой и PR-стратегией – условия хорошего позиционирование.
Одно из направлений редакционного менеджмента связано с укреплением связей периодического издания с его аудиторией. Отсутствие информации о реакции читателей и телезрителей на выступления газеты и программу ограничивают возможности руководителей коллектива в планировании выпуска издания и в проведении эффективной экономической политики.
Распространение печатных изданий: подписка; продажа через сеть коммерческих представителей; бесплатное распространение
Ценообразование. Цена номера не является постоянной величиной.
При подписке цена номера обычно несколько ниже цены номера при реализации тиража в розницу. Начиная подписку, редакция сообщает каталожную цену издания. Для этого отпускную цену его номера умножают на количество номеров, выходящих в течение подписного периода, добавляют стоимость услуг агентств Роспечати за проведение подписки, экспедирование. При продаже в розницу цена выше, чем при подписке, и складывается из его отпускной цены, стоимости услуг Роспечати или другой фирмы, которая занимается распространением печати, и надбавки, которую устанавливают киоскеры и частные продавцы газет: применяют договорную, или свободную цены.
Себестоимость: В оптимальную цену номера входит стоимость подготовки и производства номера – оплаты публикаций журналистам и внередакционным авторам, бумаги, типографских работ (себестоимость номера). Чтобы получить доход от реализации номера, редакция прибавляет к его себестоимости определенную надбавку (сумма – отпускная цена номера).
Стандарты качества информации как товара – территориальный охват, периодичность, объем, характер и актуальность информации, её источники, удобство поиска, доступность, дизайн, иллюстративность. Факты должны быть проверены. Ссылки на источник информации.
5. Теория и методика журналистского творчества.
Система знаний: обширность знаний (энциклопедизм) Высокая культура «универсальный ключ» (политика); 2)Наукоёмкость (теор, истор, социология журналистики); 3)Сфера спец знаний где работает журналист.
Профессиональные обязанности журналиста
Права: искать, запрашивать, получать и распространять инф; посещать гос органы и орг-ции, органы общественные объединений либо их пресс-службы; получать доступ к док-ам и материалам, за искл-ем фрагментов, содержащих гос, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; копировать, публиковать документы и материалы; производить записи с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за искл-ем случаев, предусмотренных законом; посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, присутствовать на митингах и демонстрациях; проверять достоверность сообщаемой ему инф-ии; излагать свои личные суждения и оценки; распространять подготовленные им сообщения за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
Обязанности: соблюдать устав ред-ции, с которой он состоит в трудовых отношениях; проверять достоверность сообщаемой им инф-ии; удовлетворять просьбы лиц, предоставивших инф, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые; сохранять конфиденциальность инф-ии и ее источника; получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей; при получении инф-ии от граждан ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи; ставить в известность гл редактора о возможных исках в связи с распространением подготовленного им сообщения; отказаться от данного ему главным редактором задания, если оно связано с нарушением закона; предъявлять при осущ-ии проф деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия ж-та; соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации при осущ-ии проф деятельности. При осущ-ии проф деятельности ж-т обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.
Существует 3 основные жанра журналистского творчества:
Жанры инф. группы - Тексты, относящиеся к инф. жанрам, в колич. отношении составляют основную часть массовых инф. потоков. «Заметка» - тип материала, отличающегося небольшими размерами, в котором излагаются результаты изучения предмета выступления (знакомства с этим предметом). Событийная заметка, анонс (превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях) Аннотация (предмет отображения - определенное, уже состоявшееся инф. явление (прежде всего – книги, статьи). Мини-рецензия (оценочная заметка, предмет - какое-то инф. явление (книга, кинофильм, пьеса и т.д.). Блиц-портрет (краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности). Мини-обозрение (фактологическая заметка, предмет отображения - не одно событие, а их сов-сть). Мини-история - ориентирована на небольшой объем информации, сопровождающей цветные фото. Мини-совет - заметка, основным содержанием которой является программная инф-ция. Инф. отчет - о событиях в форме обмена информацией: конференции, заседания. Инф. интервью (в ответах собеседника акцент сделан на вопросах: «что? где? когда?», комментарии отсутствуют: цель - проинформировать читателя о предмете авторского интереса, но не проанализировать этот предмет). Блиц-опрос (цель – краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, суждений, предпочтений). Вопрос-ответ (соединение вопроса читателя и ответа на него либо самого жур-ста, либо какого-то компетентного лица). Репортаж (дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия»). Некролог (извещает аудиторию о смерти людей).
Аналитические жанры: Комментарий (редакционный комментарий) Корреспонденция - Назначение корреспонденции — пропагандировать новые явления общественной жизни, вскрывать имеющиеся недостатки. Статья — исследование, посвященное какому-нибудь важному конкретному вопросу, явлению, где умело сочетается высокий уровень обобщения с мастерством литературного изложения. (Передовая статья выражает точку зрения редакции по самому актуальному вопросу в данный момент. Теоретико-пропагандистская статья. Проблемная.) Рецензия. (Теоретическая рецензия. Художественная рецензия) Обзор печати. (Общий обзор. Тематический обзор. Информационный обзор. Малые формы обзора печати) Обозрение. (Общее обозрение. Тематическое обозрение. Международное обозрение. Обзор писем).
Художественно-публицистические жанры: Фельетон - Это один из сатирических жанров, задача которого — обличение общественных пороков, недостатков, содействие их искоренению. Памфлет - Этот жанр отличается убийственной иронией, едким сарказмом, разящим идейных противников. Очерк. (Портретный очерк. Событийный очерк. Путевой очерк)
6. Технические СМИ.
Сначала печать была в виде деревянных и металлических досок с вырезанными буквами. В 15 веке И.Гутенбергом изобретен печатный станок (печатная форма из подвижных литер, которые разбирались после печати и использовались вновь при следующем наборе).
С 1814 г. - паровой пресс увеличил в 4 раза количество выпускаемых за час экз.
В 1906 г. создание факса.
Этапы производства печатной продукции:
Набор.
Воспроизведение изобразительных материалов - материалы помещаются в полосу издания на компьютере в процессе верстки.
Макетирование — это процесс композиционного размещения рисующих элементов на формате.
Верстка — это процесс размещения текстовых и иллюстративных блоков по полю формата с учётом дизайна макета и требований правописания.
Печать - перенос красящего вещества (печатной краски, тонера) с печатной формы на бумагу. три основных способа печати: плоская, высокая, глубокая.
Послепечатные процессы – брошюровочные процессы — сталкивание листов, разрезка, фальцовка, комплектовка блоков, скрепление тетрадей, накидка обложки, подрезка и отделочные процессы — лакировка оттисков, ламинирование, тиснение фольгой, штанцевание (фигурная высечка).
Верстка – монтаж полос издания определенного формата из заданных элементов (строк текста, заголовков, иллюстраций, колонтитулов и т.п.). Она должна быть единообразной, приводной (строки основного текста совпадают с соответствующими строками на обороте), без висячих строк.
При прямой верстке каждый материал имеет четырехугольную форму, её преимущество —в большей доступности, удобочитаемости
ломаная (ступенчатая)– колонки различной высоты образуют форму «флажков», «сапожков» и т.п.
Горизонтальная построение полос в виде трех-четырех этажей создает верстку, а постановка материалов по вертикали – вертикальную.
Современные газетные полосы, как правило, верстаются асимметрично.
Современные редакционно-издательские и полиграфические технологии делятся на 5 групп:
1. Технология с использованием для воспроизведения текста обычной машинописной или наборно-пишущей техники с последующим фотографированием на фотопленку, копированием на формный материал или электрофотографическим получением печатной формы. Печать — на малоформатных офсетных печатных машинах. Вариант набора — ручной или строкоотливной, печать на машинах высокой печати. Иллюстрации штриховые.
2. Технология с использованием вычислительной техники, программных методов и простых сканеров для набора текста и получения простых черно-белых иллюстраций. Вывод информации с помощью лазерных принтеров на бумажный или пленочный носитель, фотографирования или прямого копирования на формный материал, печатания на офсетных печатных машинах.
3. Технология с обработкой текста и изобразительной информации, введенной с помощью профессиональных сканеров, с применением мощных компьютеров. Вывод информации — с помощью фотовыводных устройств на фотопленку. Изготовление офсетной печатной формы — копированием. Печать — на офсетной печатной машине.
4. Технология с обработкой текстовой и изобразительной информации с применением вычислительной и сканирующей техники, выводом обработанной информации в отдельном устройстве или непосредственно в печатной машине на постоянную печатную форму. Печать с полученной формы — офсетным или трафаретным способом.
5. Технология с обработкой текстовой и изобразительной информации с применением вычислительной техники. Вывод обработанной информации — на переменную электрографическую печатную форму непосредственно в печатной машине и печать с этой формы
Изобразительный ряд газеты — это фотографии, рисунки, коллажи, заставки, другие графические материалы. Сочетание заголовка, текста и иллюстраций называется фотоокном.
Графический план верстки, разработанный редакцией или типографией, называется макетом. Составляются макеты отдельных полос и всего номера. Текстовые материалы на макете обозначают ломаной линией или диагональю, соединяющей начало и конец текста. Место иллюстраций штрихуют или перечеркивают крест накрест. Процесс макетирования может быть ускорен с помощью модульной сетки.
Дизайн первой полосы становится критерием важнейших составляющих всякого печатного средства массовой информации — информативности, актуальности, доступности, эмоциональности, внешней привлекательности, узнаваемости.
Большинство газет выходит на формате А2. Большой формат всегда ассоциируется со строгой политической и деловой тематикой, и газеты этого типа ориентируются на серьезного читателя, интересующегося, прежде всего, аналитикой. Средний формат остается молодежно-информационным. В нашей стране он называется — таблоид. Малый формат характерен для изданий, направленных на реализацию потребности в отдыхе. Такой формат удобен при чтении в транспорте. Чаще всего таким форматом выходят массовые газеты.
ФОТОГРАФИИ
Иллюстративный материал: фотографии, графики, схемы, цветные и черно-белые полутоновые иллюстрации, коллажи.
Современные методы ввода:
сканирование
импорт готовых графиков и диаграмм из других программ, например, Microsoft Excel.
непосредственный ввод изображений с дисковых библиотек (клипартов), из Интернета;
создание несложных графических изображений непосредственно в программе верстки.
непосредственный ввод отснятых кадров из цифровых фотоаппаратов и видеокамер с помощью специального интерфейса
Свойства фотопублицистики наглядность конкретность, жизненную достоверность. Главное - создать «эффекта присутствия». фотоматериалы не изолированы, а вместе с текстовой частью формируют композицию издания, поэтому важную нагрузку несут подписи к фоторафиям, и с позиции тематики, и с позиции стиля.
Организация радио- и телевещания
Технической базой производства радиопродукции является комплекс оборудования, на котором осуществляется запись радиопрограмм, обработка и последующая трансляция.
Сотрудники радио и телецентров подразделяются на творческих и технических — аппаратно-студийный комплекс .
В состав аппаратно-студийного комплекса входят аппаратно-студийный блок (для создания частей программ), аппаратная вещания (для РВ) и аппаратно-программный блок (для ТВ).
В свою очередь, аппаратно-студийный блок состоит из студий и технических и режиссерских аппаратных. Радиостудии — это специальные помещения для ведения радиопередач. Монтажные аппаратные предназначены для подготовки частей будущих программ. В центральной аппаратной из отдельных передач формируется вся программа. После полного формирования программы электрические сигналы поступают в трансляционную аппаратную. Главным устройством режиссерской аппаратной является пульт звукорежиссера.
В современных аппаратных вещания устанавливается оборудование для автоматизированного выпуска программ.
Конечный контроль программ осуществляется в центральной аппаратной. Здесь производится частотная обработка сигнала, его усиление до требуемого уровня, сжатие, введение позывных программы и сигналов точного времени.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
А. Видеозапись. Форматы:
Аналоговые форматы. В настоящее время в большинстве российских ТВ центров применяются аналого-цифровые технологии для повышения качества оригиналов видеозаписей.
Цифровые форматы при перезаписи не накапливают искажения, поврежденную информацию можно сгруппировать и записать небольшими фрагментами» (для этого применяется система коррекции ошибок).
Б. Монтаж. как при использовании видеозаписи, так и во время прямого эфира.
Предварительный монтаж повышает качество видеоматериала, сокращает время подготовки программы и снижает стоимость продукции.
Линейный монтаж производится на двух видеомагнитофонах в монтажной аппаратной после видеозаписи на ленточный носите
Нелинейный монтаж осуществляется с цифровым видеоматериалом на дисковых устройствах, при этом не происходит процесс перезаписи.
Внутрикадровый монтаж — компоновка в одном кадре нескольких изобразительных составляющих (комбинированные съемки).
Телевизионная техника для внестудийных передач включает передвижную телевизионную станцию (ПТС)
Телевизионный журналистский комплект (ТЖК):видеокамера; видеомагнитофон; штатив; блок питания; микрофоны (выносные и накамерный); комплект наушников; комплект освещения; видеоконтрольное устройство; аппаратура для предварительного монтажа.
Для распространения телевизионного сигнала применяются радиорелейные, кабельные и спутниковые линии связи. Весь комплекс технических средств, обеспечивающий передачу ТВ-сигнала, называется телевизионной передающей сетью.
Перспективы телевизионной техники в цифровом телевидении. При цифровом кодировании сигнала специальное кодирующее устройство — кодер — способно отсортировать чистый сигнал от промышленных и атмосферных помех, поэтому стабильность параметров ТВ-системы возрастает.
7. Электронные версии современных газет.
Первые интернет-газеты.
Достаточно сложно отследить среди сотен тысяч сайтов первую интернет-газету, однако с уверенностью можно сказать, что одна из первых и, пожалуй, самой знаменитой и посещаемой стала газета The Wall Street Journal.
Уолл-стрит джорнал — «Газета Уолл-стрита», — влиятельная ежедневная американская деловая газета на английском языке. Печатаются новости политики, экономики, финансов, аналитики, культуры.
Интернет-версия, приложение к печатной версии газеты, "Уолл Стрит джорнал – Онлайн”, была начата в 1996 году. Этот сайт считается самым большим платным новостным ресурсом в Сети, распространяющим сообщения более чем 980 тысячам подписчиков к середине 2007 года. В 2007 „Уолл Стрит Джорнал” начал международное расширение своего вебсайта, чтобы популяризировать главные выпуски на иностранном языке.
В марте 1995 года Рунет обогатился первой электронной версией СМИ: "Учительская газета" начала публиковать свои выпуски в сети. Той же весной появляется и первый русскоязычный электронный журнал - DeLitZyne. Первоначально журнал содержал архивы литературных произведений, опубликованных в телеконференциях Usenet.
В 1996 году бум в области сетевых СМИ. Возникают такие известные электронные издания как: "Вечерний Интернет" Антона Носика и Артемия Лебедева, "Заметки Ивана Паравозова, напрочь лишенные объективности", "Журнал.Ру", "Еже-движение" Александра Малюкова и Леонида Делицына.
Люди, активно участвующие в построении новой информационной среды, сейчас хорошо известны в Интернет-сообществе: Антон Носик ("Вечерний Интернет", "Газета.Ру", "Лента.Ру", "Вести.Ру", "НТВ.Ру", "Рамблер"), Артемий Лебедев (дизайн многих проектов А. Носика и ФЭП), Марина Литвинович ("Газета.Ру", "СМИ.Ру", "Вести.Ру", "Украина.Ру").
В современных условиях наличие электронных версий газет и журналов, как центральных периодических изданий, так региональных и местных, означает практически неограниченный тираж и относительную дешевизну, то есть широкий доступ к потребителям. При этом важно, что требования, предъявляемые к онлайновым жанрам, отвечают информационным потребностям пользователей Интернета. Они оперативны, содержат новость, актуальны, интересны, полезны и понятны. Главное достоинство их — интерактивность, то есть обратная связь с аудиторией в он-лайновом режиме.
Однако, использование электронных версий газет не рентабельно и довольно дорого.
Блоги - (от английского web-log – «Интернет-журнал») – персональные заметки, которые публикуются в Интернете в открытом доступе. Это не просто дневниковые записи, выстроенные в хронологическом порядке, а уже система коммуникаций производителя информации и ее реципиентов в Интернет-пространстве.
Широкое распространение блогов началось в 1996 году, но Россию этот бум захлестнул в 2004.
Типы блогов: коллективные и индивидуальные, авторские. Коллективные блоги публикуются друзьями, коллегами. Кроме того, существуют блоги корпоративные. Их можно отнести как к индивидуальным, когда блог ведет сотрудник или руководитель компании, так и к коллективным, если это группа коллег или отдел.
В зависимости от содержания, блоги могут быть новостными, описывающими личные события и специализированными. Но надо заметить, что блоггер (человек, ведущий блог) никак не ограничен тематикой своего блога, т.е. среди прочих сообщений, касающихся основной темы, он может писать на отвлеченные темы. Цензура в персональных блогах практически отсутствует.
Многие компании начинают создавать блоги, форумы, на которых ведется активная кампания в поддержку какого-либо продукта.
Корпоративные блоги являются одним из наиболее подходящих инструментов PR в Интернете для компаний.
Авторский блог – лучшее средство для само-PR, для политического PR, продвижения отдельных личностей в разных сферах деятельности.
Психологические особенности общения в интернете.
Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается скрывание или презентация ложных сведений.
Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации.
Добровольность и желательность контактов.
Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании смайлов.
Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.
8. СО в редакционной структуре.
PR – «посредник» между редакцией и аудиторией. Специалисты службы PR должны устанавливать взаимоотношения между своей организацией и редакцией СМИ, поддерживая баланс двухстороннего информационного взаимодействия.
Проводятся следующие формы работы: выставки, церемонии открытия, представительские приемы, презентации, работа с населением, работа с потенциальной аудиторией, работа с собственным персоналом.
Взаимодействие с прессой – ежедневная текущая работа службы PR, которая старается обеспечить подачу текущей или событийной информации (например, на пресс-конференциях); информации, которая будет восприниматься аудиторией как полезная (например, выпуск собственного издания).
В зависимости от объема работ связи со СМИ могут выполняться: пресс-секретарем, пресс-бюро, отделом по работе с прессой, пресс-службой или пресс-центром, службой PR, внештатным консультантом. Приемы связи включают устные контакты: телефонный разговор, личную встречу, интервью, – или предоставление информационного пакета, в который могут входить следующие документы: байлайнер, биография, брошюра, буклет, бэкграундер, вопрос-ответ, годовой отчет, досье проблемы, занимательная статья, заявление для СМИ, имиджевая статья, имиджевое интервью, информационное письмо, информационные сборники, информационный бюллетень, кейс-история, коммюнике, комментарий, медиа-кит (пресс-кит), ньюз (пресс-релиз), ньюслеттер, обзорная статья, обращение, опровержение, особое мнение, памятная записка, поздравление, пресс-дайджест, приглашение, проспект, реплика, факт-лист, фотографии, экспресс-обзоры.
Цели, содержание и основные принципы PR. Основная цель PR – обеспечение условий для успешного создания и продвижения информационного продукта, благоприятных условий для редакционной деятельности. Субъект PR: пресс-секретарь редакции, сотрудник или руководитель (индивидуальный субъект); служба информации и рекламы (совокупный субъект). Объект PR: люди и организации, аудитория редакции СМИ, на формирование отношений с которыми нацелены субъекты PR, а также социальная среда – представители власти, общественные и политические организации, СМИ, потребители информационного продукта, партнеры, конкуренты и т.д.
Основные задачи PR:
1) формирование образа редакции, его издания или программы, обеспечение коммуникации с потенциальной и целевой аудиторией;
2) обеспечение конкурентоспособности на информационном рынке;
3) создание определенного психологического климата в самой редакции, позволяющего раскрывать творческий потенциал ее сотрудников.
Содержание PR:
1) изучение социальных тенденций, анализ данных и прогнозирование ОМ;
2) исследование, планирование и реализация программ PR;
3) определение эффективности воздействия реализованных программ на общественность;
4) анализ реализованных и совершенствование будущих программ.
Основные принципы PR:
1) взаимная выгода от реализации программ PR для редакции и аудитории;
2) знание закономерностей формирования ОМ и применение их в своих программах;
3) необходимость, достоверность и достаточность информации.
Основные составляющие имиджа редакции.
PR-имидж выполняет ряд функций.
1. Номинативная — создание престижа торговой марки, логотипа организации.
2. Эстетическая — доверительное восприятие информации, хорошее впечатление, производимое формой ее подачи.
3. Консервативная — отстаивает и защищает свои принципы, реализует концепцию редакции.
4. Адресная — связывает концепцию редакции, ее взгляды со взглядами целевой аудитории.
9. Организация работы редакции.
Редакция — имущественный комплекс, в рамках которого работает редакционный коллектив. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме.
Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
Редакционные отделы формируются по принципам:
отраслевому (политика, культура, спорт и т.д.),
функциональному (отдел писем, отдел иллюстраций, отдел информации),
жанровому (отдел фельетона, отдел очерка),
региональному.
Вне отделов находятся обозреватели, готовящие аналитические материалы, собственные корреспонденты, работающие в корпунктах общероссийских или крупных региональных газет, специальные корреспонденты, которые по заданию редакции выезжают на места важнейших событий.
Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором).
Главный редактор Отвечает перед учредителем за выход газеты; принимает решение по содержанию текущего номера газеты, прочитывает его важнейшие материалы, контролирует выпуск номера, подписывает в печать вычитанные полосы; организует экономическую политику редакции, руководит финансово-хозяйственной деятельностью; по согласованию с редколлегией и учредителем определяет размер зарплаты и гонорара; руководит подготовкой организационно-массовых мероприятий; представляет редакционный коллектив в других организациях и учреждениях.
При редакторе существует такой совещательный орган, как редколлегия, призванная руководить планированием деятельности редакции.
Секретариат - «штаб газеты» - организационно-техническая работа по выпуску газетных номеров, разработка редакционных планов;
ответственный секретарь (планирование, курирование ряда отделов, разметка гонорара и т.д.),
заместитель ответственного секретаря (составление макета, подбор и редактирование текстов и иллюстраций, контроль верстки полос и их корректуры), выпускающий, обеспечивающий прохождение газеты через типографию, отвечающий за работу верстальщиков, точное соблюдение графика выпуска номера, за отправку сверстанных полос на корректуру, в секретариат, в отделы, редактору и т.п. Выпускающий подписывает сигнальный экземпляр номера («в свет»). Ответственному секретарю подчинен отдел иллюстраций, в состав которого входят фотокорреспонденты, художники и бильдредактор, призванный обеспечивать единый стиль иллюстративного оформления газеты.
Корреспондентская сеть. Корреспонденты собирают информацию и готовят публикации.
Кроме штатных журналистов отделов редакции во многих газетах есть обозреватели, собственные и специальные корреспонденты. Они подчиняются ответственному секретарю или редактору газеты.
Собственный корреспондент — это штатный сотрудник, постоянно проживающий в каком-либо ином городе или регионе и снабжающий редакцию информацией о происходящих в этом регионе событиях. Специальный корреспондент постоянно проживает в том городе, где выходит газета и находится штаб-квартира редакции. Обозреватель готовит серьезные аналитические материалы по наиболее важным проблемам общественной и экономической жизни.
Редакционный нештатный актив — авторы, которые пишут в газеты, выполняют редакционные задания (студенты, практиканты, производственники и пр.).
Статья 20. Устав редакции
Устав редакции СМИ принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.
В уставе редакции должны быть определены:
1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;
2) полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции;
3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ;
5) передача и (или) сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности СМИ, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;
6) порядок утверждения и изменения устава редакции.
Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного СМИ.
Бизнес-план редакции включает в себя несколько самостоятельных планов: бизнес-план, содержащий общую схему реализации идей и сущность проекта; маркетинговый план, показывающий реальную основу предлагаемой к реализации идеи, оценку рынка и описание проекта; план административно-хозяйственных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей; состояние проведенных исследований и работ по проекту; финансовый план, свидетельствующий о потребности в финансовых ресурсах, их наличии или источниках формирования, а также о коммерческой целесообразности проекта.
10. Роль СО в современном обществе.
Роль СО в современном мире:
Одним из главных условий демократического общества является наличие свободных СМИ, через которые осуществляется оперативная связь между всеми слоями общества.
Велика роль СО и для рыночной экономики, которая не мыслима без конкуренции. При наличии свободного выбора производители и коммерсанты привлекают к себе потребителей с помощью СО. Сюда входят: демонстрация своих положительных качеств, своих достижений, своей заботы о благе всего общества, а не только о собственных прибылях.
Причины возникновения СО:
- Формирование демократических основ общества, закрепление и расширение прав человека и гражданина.
- Концентрация и монополизация капитала, возникновение на крупных фирмах необходимости налаживания доверительных отношений между предпринимателем и рабочими.
- Широкое развитие свободных и независимых СМИ.
- Причины политического порядка - наличие специфических отношений между государством и монополиями, государственными учреждениями и другими общественными институтами и, наконец, между самими этими институтами в их усилиях влиять на различные ветви государственной власти.
- Экономические причины развития системы public relation. Необходимость наладить сначала эффективное производство, а затем и сбыт продукции.
Общественность – внутренняя и внешняя среда организации.
Связи – действия, направленные на гармонизацию взаимоотношений между внутренней и внешней средой, а также внутри организации.
- Социально-пол реформы общества и возникновение журналистики.
- 2. Законодательное обеспечение свободы слова и инф-ии в постсоветский период.
- По форме собственности.
- По тематике
- 4. По форме распространения (по носителю)
- Со как искусство
- Со как сфера деятельности
- Со как функция управления коммуникациями.
- Со как стратегия управления коммуникационным пространством.
- Со как система.
- 3 Основные функции:
- 12. Современный специалист в области со.
- 13. Правовое регулирование деятельности в сфере со.
- 14. Основные организационные структуры в сфере со.
- 20. Исследования в области со.
- 21. Сми как основной канал воздействия pr-технологий.
- 22. Управление информацией и конструирование новостей.
- 25. Специальные новостные pr-мероприятия: понятие, виды, особенности проведения.
- 27. Корпоративный имидж: понятие и характеристика.
- 28. Технологии использования со в социальных кампаниях.
- 29. Технологии использования со в политических коммуникационных кампаниях.
- 30. Мк как социальное явление.
- Основу для научного понимания места сми в современном обществе положила работа американских специалистов – с. Сиберта, у. Шрамма, т. Петерсона «Четыре теории прессы», опубликованная в 1956 г.
- 34. Ом как состояние массового сознания.
- 35. Социологические исследования основных звеньев коммуникативного процесса.
- 2 Вида иссл. Аудитории:
- 36. Эффекты и эффективность смк.
- 37. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации в социуме.
- 2.Генезис мк. Коммуникативные революции
- 3.Истоки и основные парадигмы теории коммуникации
- 4. Современные концепции коммуникации.
- 38. Коммуникативный процесс, его особенности в различных видах деятельности.
- 41. Структурные компоненты коммуникационного процесса.
- 42. Многообразие типов, видов и форм коммуникации.
- 43. Эффективность коммуникации в различных видах деятельности.
- 3 Группы барьеров:
- 44. Смк в парадигме социальной психологии.
- 45. Структура личности как база восприятия информации.
- 46. Психология процесса коммуникации.
- 47. Роль установки и стереотипа в процессе коммуникации.
- 49. Интерес как фактор коммуникации.
- 50. Понятие конформизма.
- 51. Соотношение логических и эмоциональных апелляций к аудитории.
- 52. Психология слухов.
- 53. Закономерности массового поведения и реклама.
- 57. Методика и техника контент-анализа.
- 59. Сущность pr-консалтинга как профессиональной сферы деятельности..
- 60. Коммуникативные аспекты pr-консалтинга, стратегия и тактика pr-консультирования.
- 61. Консультационные услуги как инструмент управления конфликтами в сфере мк.
- 62. Структура и принципы организации современной пресс-службы.
- 2 Задачи:
- 65. Определение и классификация pr-кампаний.
- 66. Этапы разработки и реализации pr-кампаний.
- 67 Аналитический этап подготовки pr-кампании.
- 3. Изучение общественности компании (признаки, сегменты, приоритеты, поведение), состояния общественного мнения.
- 68. Планирование pr-кампании.
- 69. Организация проведения pr-кампании.
- 70. Оценка эффективности pr-кампании.
- 2. Простые и недорогие методы оценки.
- 3. Экономическая оценка pr проектов
- 73. Коммуникационный менеджмент в работе с клиентами.
- 74. Особенности коммуникационного менеджмента во взаимоотношениях с органами государственного и местного управления.
- 75. Оценка эффективности коммуникационного менеджмента.
- 76. Коммуникационный менеджмент: понятие, объекты, функции и основные направления.