34. Ом как состояние массового сознания.
Сознание является составляющей частью социальной деятельности, вне этой деятельности оно не существует. Сознание – высшая форма отражения реальной действительности, представляющая собой совокупность психич процессов. Оно позволяет человеку ориентироваться в окруж мире, во времени, в собственной личности, обеспечивает преемственность опыта, единство и многообразие поведения. Сознание – способность мыслить, рассуждать, определять свое отношение к действительности. Уровни сознания:
- теоретическое – логичная система знаний и представлений о действительности;
- обыденное – результат социального опыта людей, результат практического освоения действительности;
- общественная психология – эмоциональное отношение людей к какому-либо событию, явлению, факту;
- идеология – совокупность идей, теорий, ценностей, мировоззренческих установок.
Масса – недифференцированное множество, не имеет социальной организации, собственного мнения, устоявшихся правил. Вместе с тем для нее характерно стереотипное мышление, единообразие, приспособленчество. Типичные признаки человека в толпе: обезличенность, импульсивность, утрата интеллекта, преобладание чувств над разумом, утрата чувства ответственности. Свойства массы:
Стремится к численному росту.
Равенство среди массы.
Плотность, понимаемая как чувство силы.
Разновидности массы:
По способу образования: искусственная, естественная.
По степени сплоченности: текучая, постоянная.
По степени организации: примитивная, организованная.
По цели: агрессивная, индифферентная.
По виду: толпа, армия, публика, аудитория, церковь.
Массовое сознание – слой сознания общества, в котором функционируют знания, превращенные в убеждения; традиции, т.е. это сознание, непосредственно включенное в практическую деятельность. МС связано с деятельностью массовых общностей, отражает различные стороны жизни общества, но только те, которые представляют интерес для больших групп людей. Особенности МС: сложность и противоречивость, разорванность, неоформленность, аморфность, эмоциональность, упрощенное отражение соц действительности.
Подходы к исследованию массового сознания:
Теория Лебона – психология толпы. Исследовал трансформацию индивида в массе или в толпе.
Г. Тард – теория подражания.
С. Московичи – «Век толп». Массология – наука о поведении толпы, о взаимоотношениях лидера и толпы, о взаимоотношениях элиты и основной массы населения.
Липпман – исследование соц стереотипов как эмоциональных установок, с помощью которых манипулятивная пропаганда воздействует на обществ мнение, сознание и поведение людей.
Г. Маркузе – теория «одномерного человека». СМК, манипулируя массовым сознанием, навязывают человеку господствующие идеологические и социокультурные стереотипы и стандарты мышления и поведения.
Направления исследований массового сознания:
Религиозное – за основу массового сознания принималась господствующая в данном обществе религия. Массой считалась вся совокупность верующих, а структура массы соответствовала иерархической организации церкви.
Национальное – для классификации и описания МС национальный признак (масса=нация).
Государственное – в основе МС – принадлежность граждан к однму государству (масса=граждане).
Классовое – класс=масса.
Элитарное – понятие «масса» необходимо характеризовать в сопоставлении с понятием «элита». МС – противоположность элитарному.
ОМ – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам действительности; это совместная заинтересованная оценочная практическая деятельность социальных субъектов; Объект ОМ: только то явление, факт или событие, которое связано с интересами субъекта и имеет высокую степень актуальности, это явление допускает многозначность толкования, множественность оценок, информационно доступно субъекту. Субъект ОМ: общности различного уровня.
Структура:
Рациональный компонент – знания людей о событиях, фактах, явлениях.
Эмоциональный – настроения и чувства, образующиеся по поводу объекта ОМ.
Волевой – действия субъектов ОМ.
Функции ОМ:
- адаптирующая (социализации и воспитательная) – индивиду прививаются нормы общества;
- регулятивная;
- консультативная – ОМ может давать рекомендации др. соц. институтам по вариантам решения проблем;
- контрольная – контроль деятельности органов власти;
- защитная – защита личности, организации и т.д.;
- директивная – прямые предписания по принятию решений;
- номенклатурная – возможность участия в обсуждении состава номенклатуры.
Стадии динамической структуры ОМ: зарождение, формирование, функционирование, спад, отмирание. Каналы выражения ОМ: поведение во время выборов; участие в законодательной деятельности ч/з референдумы, сходы, собрания; ч/з СМК, в т.ч. слухи; массовые поведенческие проявления ОМ: митинг, демонстрация; лоббистские структуры и группы давления; социологический канал.
Роль СМК в формировании и функционировании ОМ. ОМ не сводится к сумме мнений индивидов, оно имеет некоторые интегративные свойства, одно из которых – активизация индивидов к социализации. Особую роль в формировании ОМ имеют качество и количество информационных потоков, доступных массовому сознанию. ОМ имеет направленность, т.е. в его фокусе некоторый объект/проблема. При этом МК, используя цели различных субъектов, может влиять и на выбор объекта ОМ, и на оценки, которые будут формироваться. МК формирует интенсивность ОМ.
- Социально-пол реформы общества и возникновение журналистики.
- 2. Законодательное обеспечение свободы слова и инф-ии в постсоветский период.
- По форме собственности.
- По тематике
- 4. По форме распространения (по носителю)
- Со как искусство
- Со как сфера деятельности
- Со как функция управления коммуникациями.
- Со как стратегия управления коммуникационным пространством.
- Со как система.
- 3 Основные функции:
- 12. Современный специалист в области со.
- 13. Правовое регулирование деятельности в сфере со.
- 14. Основные организационные структуры в сфере со.
- 20. Исследования в области со.
- 21. Сми как основной канал воздействия pr-технологий.
- 22. Управление информацией и конструирование новостей.
- 25. Специальные новостные pr-мероприятия: понятие, виды, особенности проведения.
- 27. Корпоративный имидж: понятие и характеристика.
- 28. Технологии использования со в социальных кампаниях.
- 29. Технологии использования со в политических коммуникационных кампаниях.
- 30. Мк как социальное явление.
- Основу для научного понимания места сми в современном обществе положила работа американских специалистов – с. Сиберта, у. Шрамма, т. Петерсона «Четыре теории прессы», опубликованная в 1956 г.
- 34. Ом как состояние массового сознания.
- 35. Социологические исследования основных звеньев коммуникативного процесса.
- 2 Вида иссл. Аудитории:
- 36. Эффекты и эффективность смк.
- 37. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации в социуме.
- 2.Генезис мк. Коммуникативные революции
- 3.Истоки и основные парадигмы теории коммуникации
- 4. Современные концепции коммуникации.
- 38. Коммуникативный процесс, его особенности в различных видах деятельности.
- 41. Структурные компоненты коммуникационного процесса.
- 42. Многообразие типов, видов и форм коммуникации.
- 43. Эффективность коммуникации в различных видах деятельности.
- 3 Группы барьеров:
- 44. Смк в парадигме социальной психологии.
- 45. Структура личности как база восприятия информации.
- 46. Психология процесса коммуникации.
- 47. Роль установки и стереотипа в процессе коммуникации.
- 49. Интерес как фактор коммуникации.
- 50. Понятие конформизма.
- 51. Соотношение логических и эмоциональных апелляций к аудитории.
- 52. Психология слухов.
- 53. Закономерности массового поведения и реклама.
- 57. Методика и техника контент-анализа.
- 59. Сущность pr-консалтинга как профессиональной сферы деятельности..
- 60. Коммуникативные аспекты pr-консалтинга, стратегия и тактика pr-консультирования.
- 61. Консультационные услуги как инструмент управления конфликтами в сфере мк.
- 62. Структура и принципы организации современной пресс-службы.
- 2 Задачи:
- 65. Определение и классификация pr-кампаний.
- 66. Этапы разработки и реализации pr-кампаний.
- 67 Аналитический этап подготовки pr-кампании.
- 3. Изучение общественности компании (признаки, сегменты, приоритеты, поведение), состояния общественного мнения.
- 68. Планирование pr-кампании.
- 69. Организация проведения pr-кампании.
- 70. Оценка эффективности pr-кампании.
- 2. Простые и недорогие методы оценки.
- 3. Экономическая оценка pr проектов
- 73. Коммуникационный менеджмент в работе с клиентами.
- 74. Особенности коммуникационного менеджмента во взаимоотношениях с органами государственного и местного управления.
- 75. Оценка эффективности коммуникационного менеджмента.
- 76. Коммуникационный менеджмент: понятие, объекты, функции и основные направления.