logo
ГОС!!!4040

34. Ом как состояние массового сознания.

Сознание является составляющей частью социальной деятельности, вне этой деятельности оно не существует. Сознание – высшая форма отражения реальной действительности, представляющая собой совокупность психич процессов. Оно позволяет человеку ориентироваться в окруж мире, во времени, в собственной личности, обеспечивает преемственность опыта, единство и многообразие поведения. Сознание – способность мыслить, рассуждать, определять свое отношение к действительности. Уровни сознания:

- теоретическое – логичная система знаний и представлений о действительности;

- обыденное – результат социального опыта людей, результат практического освоения действительности;

- общественная психология – эмоциональное отношение людей к какому-либо событию, явлению, факту;

- идеология – совокупность идей, теорий, ценностей, мировоззренческих установок.

Масса – недифференцированное множество, не имеет социальной организации, собственного мнения, устоявшихся правил. Вместе с тем для нее характерно стереотипное мышление, единообразие, приспособленчество. Типичные признаки человека в толпе: обезличенность, импульсивность, утрата интеллекта, преобладание чувств над разумом, утрата чувства ответственности. Свойства массы:

  1. Стремится к численному росту.

  2. Равенство среди массы.

  3. Плотность, понимаемая как чувство силы.

Разновидности массы:

  1. По способу образования: искусственная, естественная.

  2. По степени сплоченности: текучая, постоянная.

  3. По степени организации: примитивная, организованная.

  4. По цели: агрессивная, индифферентная.

  5. По виду: толпа, армия, публика, аудитория, церковь.

Массовое сознание – слой сознания общества, в котором функционируют знания, превращенные в убеждения; традиции, т.е. это сознание, непосредственно включенное в практическую деятельность. МС связано с деятельностью массовых общностей, отражает различные стороны жизни общества, но только те, которые представляют интерес для больших групп людей. Особенности МС: сложность и противоречивость, разорванность, неоформленность, аморфность, эмоциональность, упрощенное отражение соц действительности.

Подходы к исследованию массового сознания:

  1. Теория Лебона – психология толпы. Исследовал трансформацию индивида в массе или в толпе.

  2. Г. Тард – теория подражания.

  3. С. Московичи – «Век толп». Массология – наука о поведении толпы, о взаимоотношениях лидера и толпы, о взаимоотношениях элиты и основной массы населения.

  4. Липпман – исследование соц стереотипов как эмоциональных установок, с помощью которых манипулятивная пропаганда воздействует на обществ мнение, сознание и поведение людей.

  5. Г. Маркузе – теория «одномерного человека». СМК, манипулируя массовым сознанием, навязывают человеку господствующие идеологические и социокультурные стереотипы и стандарты мышления и поведения.

Направления исследований массового сознания:

ОМ – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам действительности; это совместная заинтересованная оценочная практическая деятельность социальных субъектов; Объект ОМ: только то явление, факт или событие, которое связано с интересами субъекта и имеет высокую степень актуальности, это явление допускает многозначность толкования, множественность оценок, информационно доступно субъекту. Субъект ОМ: общности различного уровня.

Структура:

Функции ОМ:

- адаптирующая (социализации и воспитательная) – индивиду прививаются нормы общества;

- регулятивная;

- консультативная – ОМ может давать рекомендации др. соц. институтам по вариантам решения проблем;

- контрольная – контроль деятельности органов власти;

- защитная – защита личности, организации и т.д.;

- директивная – прямые предписания по принятию решений;

- номенклатурная – возможность участия в обсуждении состава номенклатуры.

Стадии динамической структуры ОМ: зарождение, формирование, функционирование, спад, отмирание. Каналы выражения ОМ: поведение во время выборов; участие в законодательной деятельности ч/з референдумы, сходы, собрания; ч/з СМК, в т.ч. слухи; массовые поведенческие проявления ОМ: митинг, демонстрация; лоббистские структуры и группы давления; социологический канал.

Роль СМК в формировании и функционировании ОМ. ОМ не сводится к сумме мнений индивидов, оно имеет некоторые интегративные свойства, одно из которых – активизация индивидов к социализации. Особую роль в формировании ОМ имеют качество и количество информационных потоков, доступных массовому сознанию. ОМ имеет направленность, т.е. в его фокусе некоторый объект/проблема. При этом МК, используя цели различных субъектов, может влиять и на выбор объекта ОМ, и на оценки, которые будут формироваться. МК формирует интенсивность ОМ.