logo
ГОС!!!4040

30. Мк как социальное явление.

Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. МК - систематическое распространение со­общений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с це­лью воздействия на оценки, мнения и поведение людей; включает институты, посредством которых специали­зированные группы используют технологические устройства (пресса, радио, кино и т.д.) для распространения символического содержания большим, гетерогенным и рассредоточенным аудиториям; представляет собой институциализированное производ­ство и массовое распространение символических материалов посред­ством передачи и накопления информации.

Причины:

осмысление социологами особенностей поведения в рамках такого специфического вида социальной общности, как «масса», «толпа», «публика»,

техногенный фактор: появлением принципиально новых средств передачи информации.

Этапы развития МК.

1. Устная фаза - появление устной речи.

2. Письменная фаза - изобретение письменности, позволившей человеку вступать в коммуникацию с другими людьми, не находящимися с ним в непосредственном контакте.

3. Книжная фаза - появление и распространение книгопечатания, предоставившее возможность множеству людей получить доступ к знаниям и тем самым расширить свое приобщение к культуре.

4. Эпоха телевидения - возникновение электронных средств массовой коммуникации (СМК), которые предоставили возможность каждому стать непосредственным свидетелем и участником историко-культурного процесса, происходящего во всем мире.

5. Компьютерная фаза - возникновение и развитие сети Интернет, как нового средства коммуникации, предоставившего широкие возможности в формах и способах получения и передачи информации, а также осуществлении множества других функций.

Тенденции:

Каждое техническое обновление средств передачи информации выводило общественную коммуникацию на новый уровень. Письменность, гонцы, регулярная почта, книгопечатание, периодическая пресса, телеграф, телефон, радио, телевидение, факсимильная и спутниковая связь - коммуникационный скачок.

Информационное общество:

Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:

- увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

- возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Теория “третьей волны”  изложена в одноименной книге Э. Тоффлера, выделяющего в истории цивилизации три волны: первую — аграрную (до 18 века), вторую — индустриальную (до 1955 г.), и третью — супериндустриальную. Именно в период последней волны ведущая роль переходит к средствам коммуникационно-компьютерного воздействия информационной техники на все структуры общества, образ жизни и сознание людей. “Третья волна” создает новый тип экономики, основанный на использовании компьютерной техники в  электронных коттеджах, жители которых смогут создавать нужные им продукты не ручным трудом, а с помощью управления,  где промышленные действия будут заменены манипулятивно-информационными.­

Информационное общество отличает, с одной стороны, возрастающее управленческое значение СМК, с другой стороны — возрастающая информированность населения, свободный доступ к информации, беспрепятствен­ная работа всех СМК, наличие массовых технических средств, делающих информацию доступной для большинства граждан.

Движущей силой социальных изменений ста­новятся информационная среда обитания, информационные тех­нологии.

Основной посылкой изменений СМК стала революция средств хранения и передачи информации, которая не только превратила мир в глобальную деревню, опутав его мировой паутиной разнообразных и, по сути, неисчерпаемых информационных ресурсов, но и предоставила возможность фактически каждому человеку стать создателем собственного СМИ.

31. МК как социальная подсистема. МК в ее отличии от межличностной и специальной.

МК - систематическое распространение со­общений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с це­лью воздействия на оценки, мнения и поведение людей; включает институты, посредством которых специали­зированные группы используют технологические устройства (пресса, радио, кино и т.д.) для распространения символического содержания большим, гетерогенным и рассредоточенным аудиториям; представляет собой институциализированное производ­ство и массовое распространение символических материалов посред­ством передачи и накопления информации.

Особен­ности МК.

- «отправитель сообщений» является частью ор­ганизованной группы, а зачастую представителем института, который в качестве своей основной функции имеет задачи отличные от собственно коммуникации.

- в качестве принимающей стороны выступает индивид. Вместе с тем, этот индивид зачастую рассматривается пе­редающей организацией как часть группы, с присущими ей общими характеристиками.

- канал сообщения представляет собой сложные тех­нологические системы распространения информации.

-сообщения в МК представля­ют собой результат массового производства, с зачастую повторяемой сложной структурой.

Дополнительные особенности МК: публичный характер и открытость; ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи; опосредованность контактов передающей и принимающей сторон; асимметричность (несбалансированность) отношений передающей и принимающей сторон; множество реципиентов; влияние институциональных, предписаний на отношения пере­дающей и принимающей сторон.

Социальная система массовой коммуникации состоит из несколь­ких составляющих.

1. Учредитель СМИ.

2. Руководящие органы – государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами правомочны принимать, изменять, отменять различные акты (прежде всего законы), регламентирующие деятельность СМК.

3. Журналисты – штатные и нештатные работники редакций.

4. Тексты – произведения журналистов, официальные документы, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отредактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски.

5. Канал – используемые СМИ (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, бюллетени, программы радио и телевидения различных типов и уровней), предназначенные для «доставки» «текстов» их адресатам.

6. Массовая аудитория.

7. Социальные институты – государственные органы, хозяйственные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, действующие в сфере распространения данного СМК и деятельность которых обсуждается в произведениях журналистов с целью принятия ими определенных решений.

8. Действительность при этом выступает источником и конечным объектом воздействия СМК.

Массовая коммуникация - разновидность духовно-практической деятельности, то есть деятельности по переносу, трансляции в массовое сознание (общественное мне­ние) оценок текущих событий, признаваемых социально актуальными. Сущностью массово-коммуника­тивной деятельности является воздействие на общество путем внедрения в массовое сознание определенной системы ценностей.

СМК – это самоуправляющаяся и самокорректирующаяся подсистема, действующая в конкретных политических и институцио­нальных условиях. Сово­купность СМК, представляя собой определенную систему, отвечает следующим требованиям.

1. Сохранение целостного характера, несмотря на существование раз­нообразных, отличающихся друг от друга СМК, формирование еди­ное информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе. 2. Обладание совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на ос­нове присущих СМК закономерностей. 3. Наличие необходимого набора функций и их реализация с целью удовлетворить информационные потребности личности, раз­личных групп населения, общества в целом. 4. Определенные организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координа­ции, дисциплины, ответственности и др.). 5. Наличие соот­ветствующих административно-управленческих структур в составе редакций, издательств и др.

Функции СМК на индивидуальном и общественном уровне

Функцией массовой коммуникации как деятельности является перенос, трансляция в массовое сознание теми или иными социальными группами оценок определенного вида явлений и фа­ктов, актуальных с общественной и временной точек зрения. При рассмотрении СМК как института гражданского общества главными принимаются функции, связанные с задачами интеграции общества. Для аудитории наиболее важными выступают ориентирующая рекреативная, утилитарная функция СМК, для социальных институтов – организационная, агитационно-пропагандистская. У журналистики как деятельности по творческой реализации системы ценностей субъекта функцией является производство, творческое оформление оценок актуальных событий. У СМК функцией является передача ин­формации, то есть информационная функция. Именно СМК обладают характеристиками регулярности и периодичности распространения информации, ее доступности, универсальности и широкоохватности аудитории. Все эти характеристики достигаются посредством при­сущих СМК технических возможностей. В рамках самой системы СМК каждый канал распространения информации (то есть печать, радио и телевидение) имеет свою собственную функцию, предопределенную как самой системой СМК в целом, так и техническими возможностями канала.

В классификациях функций массовой коммуникации выделяют два уровня - уровень социума и уровень индивида.

Основные функции массовой коммуникации в обществе.

  1. Информационная: - информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире; - информационное обеспечение инновационных процессов. 2. Социальной связи: - комментирование и интерпретация происходящего; - поддержка существующих норм и властных отношений; - социализация; - координация разнонаправленной социальной активности, фор­мирование общественного согласия. 3. Обеспечение преемственности: - выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания», субкультур, новых культурных направлений; - поддержание общности социальных ценностей. 4. Рекреативная: - создание возможностей для отдыха и развлечения; - снижение социальной напряженности. 5. Мобилизации: - организация кампаний в связи с актуальными целями в поли­тике, экономике, социальной сфере.

Основные функции массовой коммуникации на индивидуальном уровне связаны с удовлетворением определенных потребностей.

1. Информационная функция: - нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом; - удовлетворение общих интересов и любознательности; - обучение и самообразование; - поиск советов, необходимой информации для принятия реше­ний. 2. Функция личностной идентификации: - подкрепление индивидуальных ценностей; - получение сведений о моделях поведения; - идентификация с ценностями других; - достижение понимания самого себя. 3. Функция интеграции и социального общения: - понимание положения другого, переживание; - формирование основы для диалога, социального общения; - помощь в реализации социальных ролей; - возможность общения с семьей, друзьями, обществом. 4. Функция развлечения: - эмоциональная разрядка; - заполнение свободного времени; - эскапизм, уход от проблем; получение эстетического наслаждения; - сексуальное возбуждение.

Структура системы СМК

Выступая одной из сторон массовой коммуникации, характеризующей последнюю как со стороны формы, так и со стороны явления (как массово-коммуникативной деятельности по сбору, обработке и распространению информации), СМК пред­ставляют собой элемент не только системы массовой коммуникации, но и системы общества в целом. Массовая коммуни­кация представляет собой совокупность всех каналов передачи ин­формации (печать, радио, телевидение), рассмотренная со стороны внутренней формы - совокупность всех жанров, посредством ко­торых реализуется все содержание массовой коммуникации.

32. СМК и власть.