30. Мк как социальное явление.
Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. МК - систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей; включает институты, посредством которых специализированные группы используют технологические устройства (пресса, радио, кино и т.д.) для распространения символического содержания большим, гетерогенным и рассредоточенным аудиториям; представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации.
Причины:
осмысление социологами особенностей поведения в рамках такого специфического вида социальной общности, как «масса», «толпа», «публика»,
техногенный фактор: появлением принципиально новых средств передачи информации.
Этапы развития МК.
1. Устная фаза - появление устной речи.
2. Письменная фаза - изобретение письменности, позволившей человеку вступать в коммуникацию с другими людьми, не находящимися с ним в непосредственном контакте.
3. Книжная фаза - появление и распространение книгопечатания, предоставившее возможность множеству людей получить доступ к знаниям и тем самым расширить свое приобщение к культуре.
4. Эпоха телевидения - возникновение электронных средств массовой коммуникации (СМК), которые предоставили возможность каждому стать непосредственным свидетелем и участником историко-культурного процесса, происходящего во всем мире.
5. Компьютерная фаза - возникновение и развитие сети Интернет, как нового средства коммуникации, предоставившего широкие возможности в формах и способах получения и передачи информации, а также осуществлении множества других функций.
Тенденции:
Каждое техническое обновление средств передачи информации выводило общественную коммуникацию на новый уровень. Письменность, гонцы, регулярная почта, книгопечатание, периодическая пресса, телеграф, телефон, радио, телевидение, факсимильная и спутниковая связь - коммуникационный скачок.
Информационное общество:
Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:
- увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
- возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Теория “третьей волны” изложена в одноименной книге Э. Тоффлера, выделяющего в истории цивилизации три волны: первую — аграрную (до 18 века), вторую — индустриальную (до 1955 г.), и третью — супериндустриальную. Именно в период последней волны ведущая роль переходит к средствам коммуникационно-компьютерного воздействия информационной техники на все структуры общества, образ жизни и сознание людей. “Третья волна” создает новый тип экономики, основанный на использовании компьютерной техники в электронных коттеджах, жители которых смогут создавать нужные им продукты не ручным трудом, а с помощью управления, где промышленные действия будут заменены манипулятивно-информационными.
Информационное общество отличает, с одной стороны, возрастающее управленческое значение СМК, с другой стороны — возрастающая информированность населения, свободный доступ к информации, беспрепятственная работа всех СМК, наличие массовых технических средств, делающих информацию доступной для большинства граждан.
Движущей силой социальных изменений становятся информационная среда обитания, информационные технологии.
Основной посылкой изменений СМК стала революция средств хранения и передачи информации, которая не только превратила мир в глобальную деревню, опутав его мировой паутиной разнообразных и, по сути, неисчерпаемых информационных ресурсов, но и предоставила возможность фактически каждому человеку стать создателем собственного СМИ.
31. МК как социальная подсистема. МК в ее отличии от межличностной и специальной.
МК - систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей; включает институты, посредством которых специализированные группы используют технологические устройства (пресса, радио, кино и т.д.) для распространения символического содержания большим, гетерогенным и рассредоточенным аудиториям; представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации.
Особенности МК.
- «отправитель сообщений» является частью организованной группы, а зачастую представителем института, который в качестве своей основной функции имеет задачи отличные от собственно коммуникации.
- в качестве принимающей стороны выступает индивид. Вместе с тем, этот индивид зачастую рассматривается передающей организацией как часть группы, с присущими ей общими характеристиками.
- канал сообщения представляет собой сложные технологические системы распространения информации.
-сообщения в МК представляют собой результат массового производства, с зачастую повторяемой сложной структурой.
Дополнительные особенности МК: публичный характер и открытость; ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи; опосредованность контактов передающей и принимающей сторон; асимметричность (несбалансированность) отношений передающей и принимающей сторон; множество реципиентов; влияние институциональных, предписаний на отношения передающей и принимающей сторон.
Социальная система массовой коммуникации состоит из нескольких составляющих.
1. Учредитель СМИ.
2. Руководящие органы – государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами правомочны принимать, изменять, отменять различные акты (прежде всего законы), регламентирующие деятельность СМК.
3. Журналисты – штатные и нештатные работники редакций.
4. Тексты – произведения журналистов, официальные документы, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отредактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски.
5. Канал – используемые СМИ (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, бюллетени, программы радио и телевидения различных типов и уровней), предназначенные для «доставки» «текстов» их адресатам.
6. Массовая аудитория.
7. Социальные институты – государственные органы, хозяйственные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, действующие в сфере распространения данного СМК и деятельность которых обсуждается в произведениях журналистов с целью принятия ими определенных решений.
8. Действительность при этом выступает источником и конечным объектом воздействия СМК.
Массовая коммуникация - разновидность духовно-практической деятельности, то есть деятельности по переносу, трансляции в массовое сознание (общественное мнение) оценок текущих событий, признаваемых социально актуальными. Сущностью массово-коммуникативной деятельности является воздействие на общество путем внедрения в массовое сознание определенной системы ценностей.
СМК – это самоуправляющаяся и самокорректирующаяся подсистема, действующая в конкретных политических и институциональных условиях. Совокупность СМК, представляя собой определенную систему, отвечает следующим требованиям.
1. Сохранение целостного характера, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМК, формирование единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе. 2. Обладание совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМК закономерностей. 3. Наличие необходимого набора функций и их реализация с целью удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом. 4. Определенные организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). 5. Наличие соответствующих административно-управленческих структур в составе редакций, издательств и др.
Функции СМК на индивидуальном и общественном уровне
Функцией массовой коммуникации как деятельности является перенос, трансляция в массовое сознание теми или иными социальными группами оценок определенного вида явлений и фактов, актуальных с общественной и временной точек зрения. При рассмотрении СМК как института гражданского общества главными принимаются функции, связанные с задачами интеграции общества. Для аудитории наиболее важными выступают ориентирующая рекреативная, утилитарная функция СМК, для социальных институтов – организационная, агитационно-пропагандистская. У журналистики как деятельности по творческой реализации системы ценностей субъекта функцией является производство, творческое оформление оценок актуальных событий. У СМК функцией является передача информации, то есть информационная функция. Именно СМК обладают характеристиками регулярности и периодичности распространения информации, ее доступности, универсальности и широкоохватности аудитории. Все эти характеристики достигаются посредством присущих СМК технических возможностей. В рамках самой системы СМК каждый канал распространения информации (то есть печать, радио и телевидение) имеет свою собственную функцию, предопределенную как самой системой СМК в целом, так и техническими возможностями канала.
В классификациях функций массовой коммуникации выделяют два уровня - уровень социума и уровень индивида.
Основные функции массовой коммуникации в обществе.
Информационная: - информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире; - информационное обеспечение инновационных процессов. 2. Социальной связи: - комментирование и интерпретация происходящего; - поддержка существующих норм и властных отношений; - социализация; - координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия. 3. Обеспечение преемственности: - выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания», субкультур, новых культурных направлений; - поддержание общности социальных ценностей. 4. Рекреативная: - создание возможностей для отдыха и развлечения; - снижение социальной напряженности. 5. Мобилизации: - организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.
Основные функции массовой коммуникации на индивидуальном уровне связаны с удовлетворением определенных потребностей.
1. Информационная функция: - нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом; - удовлетворение общих интересов и любознательности; - обучение и самообразование; - поиск советов, необходимой информации для принятия решений. 2. Функция личностной идентификации: - подкрепление индивидуальных ценностей; - получение сведений о моделях поведения; - идентификация с ценностями других; - достижение понимания самого себя. 3. Функция интеграции и социального общения: - понимание положения другого, переживание; - формирование основы для диалога, социального общения; - помощь в реализации социальных ролей; - возможность общения с семьей, друзьями, обществом. 4. Функция развлечения: - эмоциональная разрядка; - заполнение свободного времени; - эскапизм, уход от проблем; получение эстетического наслаждения; - сексуальное возбуждение.
Структура системы СМК
Выступая одной из сторон массовой коммуникации, характеризующей последнюю как со стороны формы, так и со стороны явления (как массово-коммуникативной деятельности по сбору, обработке и распространению информации), СМК представляют собой элемент не только системы массовой коммуникации, но и системы общества в целом. Массовая коммуникация представляет собой совокупность всех каналов передачи информации (печать, радио, телевидение), рассмотренная со стороны внутренней формы - совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой коммуникации.
32. СМК и власть.
- Социально-пол реформы общества и возникновение журналистики.
- 2. Законодательное обеспечение свободы слова и инф-ии в постсоветский период.
- По форме собственности.
- По тематике
- 4. По форме распространения (по носителю)
- Со как искусство
- Со как сфера деятельности
- Со как функция управления коммуникациями.
- Со как стратегия управления коммуникационным пространством.
- Со как система.
- 3 Основные функции:
- 12. Современный специалист в области со.
- 13. Правовое регулирование деятельности в сфере со.
- 14. Основные организационные структуры в сфере со.
- 20. Исследования в области со.
- 21. Сми как основной канал воздействия pr-технологий.
- 22. Управление информацией и конструирование новостей.
- 25. Специальные новостные pr-мероприятия: понятие, виды, особенности проведения.
- 27. Корпоративный имидж: понятие и характеристика.
- 28. Технологии использования со в социальных кампаниях.
- 29. Технологии использования со в политических коммуникационных кампаниях.
- 30. Мк как социальное явление.
- Основу для научного понимания места сми в современном обществе положила работа американских специалистов – с. Сиберта, у. Шрамма, т. Петерсона «Четыре теории прессы», опубликованная в 1956 г.
- 34. Ом как состояние массового сознания.
- 35. Социологические исследования основных звеньев коммуникативного процесса.
- 2 Вида иссл. Аудитории:
- 36. Эффекты и эффективность смк.
- 37. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации в социуме.
- 2.Генезис мк. Коммуникативные революции
- 3.Истоки и основные парадигмы теории коммуникации
- 4. Современные концепции коммуникации.
- 38. Коммуникативный процесс, его особенности в различных видах деятельности.
- 41. Структурные компоненты коммуникационного процесса.
- 42. Многообразие типов, видов и форм коммуникации.
- 43. Эффективность коммуникации в различных видах деятельности.
- 3 Группы барьеров:
- 44. Смк в парадигме социальной психологии.
- 45. Структура личности как база восприятия информации.
- 46. Психология процесса коммуникации.
- 47. Роль установки и стереотипа в процессе коммуникации.
- 49. Интерес как фактор коммуникации.
- 50. Понятие конформизма.
- 51. Соотношение логических и эмоциональных апелляций к аудитории.
- 52. Психология слухов.
- 53. Закономерности массового поведения и реклама.
- 57. Методика и техника контент-анализа.
- 59. Сущность pr-консалтинга как профессиональной сферы деятельности..
- 60. Коммуникативные аспекты pr-консалтинга, стратегия и тактика pr-консультирования.
- 61. Консультационные услуги как инструмент управления конфликтами в сфере мк.
- 62. Структура и принципы организации современной пресс-службы.
- 2 Задачи:
- 65. Определение и классификация pr-кампаний.
- 66. Этапы разработки и реализации pr-кампаний.
- 67 Аналитический этап подготовки pr-кампании.
- 3. Изучение общественности компании (признаки, сегменты, приоритеты, поведение), состояния общественного мнения.
- 68. Планирование pr-кампании.
- 69. Организация проведения pr-кампании.
- 70. Оценка эффективности pr-кампании.
- 2. Простые и недорогие методы оценки.
- 3. Экономическая оценка pr проектов
- 73. Коммуникационный менеджмент в работе с клиентами.
- 74. Особенности коммуникационного менеджмента во взаимоотношениях с органами государственного и местного управления.
- 75. Оценка эффективности коммуникационного менеджмента.
- 76. Коммуникационный менеджмент: понятие, объекты, функции и основные направления.