logo
ГОС!!!4040

Социально-пол реформы общества и возникновение журналистики.

Возникновение ж-ки. Не сущ-ла, например, в античном мире и во времена средневековья. Но и в глубокой древности действовали службы сбора и распространения новостей. Напр., древнеримские рукописные вестники. Нек исследователи называют подобные явления пражурналистикой или протожурналистикой. Развитие, совершенствование форм распространения социально значимых сведений стало информационной предпосылкой зарождения прессы.

Особенно значимую роль сыграло распространение грамотности. Этот процесс сопровождался непрерывным совершенствованием шрифта. Создание на рубеже IX-X славянско-русской азбуки и системы письма – кириллицы. Поначалу газеты набирались древнерусским шрифтом.

К числу материально-технических предпосылок относится прогресс в научной и производственной областях, расширявший материальную базу образования и культуры. В Герм Гутенберг (XV) применил наборный шрифт – отдельные литеры, из которых можно составить любой текст.

Для возникновения жур-ки должна была выявиться острая потребность общества в новом соц институте. Катализатором этого процесса стал переход от феодально-абсолютистского строя к буржуазному. В Китае уже в VII-X выходили рукописные газеты дибао, а наборные шрифты применялись в типографиях уже в XI. С 1361 газ «Вестник столицы» нач выходить регулярно, 1 раз в неделю. Однако она содержала лишь императорские декреты и др придворные известия. На Евр континенте самые первые газеты нач выходить даже до изобретения здесь книгопечатания. Это были рукописные листы новостей. В России в н. XVII выпускались рукописные «Куранты», дававшие правителям инф-ю о соб-ях в мировой политике. Гл источниками материала служили публикации евр газет, а также непосредственные впечатления путешественников за рубеж, тщательно подобранные в Посольском приказе.

Первыми периодическими печатными изданиями считаются вышедшие в 1609 немецкие газеты в Страсбурге и Аугсбурге. В XVII печатные газеты появились в Англии, Бельгии, Испании, Италии, Франции, Швейцарии. В России родоначальницей периодической печати явилась газета «Ведомости», основанная по воле Петра I в 1702. Среди журналов первым зарегистрированным изданием стал «Журнал ученого», выходивший с 1655 в Париже.

Признаки, без которых нельзя было бы говорить о самом факте сущ-я прессы: регулярность и периодичность выпуска, относительно большой тираж, широкое распространение, оперативность и актуальность инф-ии. Практически сразу же произошло разделение печати на осн типы: оперативные, преимущ-но событийные газеты, более склонные к анализу и напоминающие книгу журналы, сравнительно редкие по периодичности календари, бюллетени, повременные справочники.

Пресса едва ли не с момента своего рождения стала участницей идеологических и политических процессов. Никакое иное средство не могло конкурировать с прессой по способности влиять на массовое сознание.

Развитие массовой прессы, процесс монополизации прессы. Под влиянием социально-экономических последствий индустриальной революции и растущей коммерциализации издательского дела сформировалась так называемая «массовая» пресса со свойственными ей чертами: сенсационностью, поверхностным избирательным освещением событий, искажением фактов, бесцеремонным вмешательством в личную жизнь людей, акцентом на развлечение читательской аудитории в ущерб ее просвещению. Классическими образцами «массовой» периодики стали газеты «New York World» Дж. Пулитцера и «New York Journal» У.Р. Херста. Газеты были адресованы читателю с низким уровнем образования и культуры. «Массовая» пресса в большей степени апеллировала к чувствам читателя, нежели к его разуму, прибегая в основном к эмоциональной аргументации. «Массовой» прессе была свойственна тенденция к упрощению, примитивизации. Главной действительной исторической заслугой первых «массовых» изданий является сформированная ими привычка к регулярному чтению газет. В числе достоинств «массовой» прессы исследователи называют также быстрое внедрение и использование передовых полиграфических и коммуникационных технологий.

Монополизация прессы, т.е. объединение изд. домов. Концерн – развитая и сложная форма промыш. предприятий, банков, газет и журналов, и производств, обеспечивающих издания сырьем. Газета является только частью, звеном. Существование издания обеспечивается за счет прибыльности других производств. Одно из следствий деят-сти концерна – уменьшение кол-ва периодич. изданий. В итоге на рынке прессы остается несколько концернов. Акционирование: ОАО и ЗАО. ОАО – право выпуска допол. акций и их свободная продажа на рынке ценных бумаг. ЗАО – учредители-акционеры – только работники редакции. ОАО встречается реже, чем ЗАО. ИД – изд. дом – в отличие от концернов объединяет только редакционно-издательские подразделения.

Глобализация. 1. Стирание общегосударственных и межнациональных границ; 2. доступность информации всем; 3. отсутствие проблемы оперативности; 4. развитие технических средств (стандартизация).

Массовая информация и ее роль в современном мире. Массовая инф – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные и аудиовизуальные материалы. Массовое общество – 1) индустриализация и урбанизация; 2) стандартизация производства и массового потребления; 3) бюрократизация соц сферы; 4) стирание границ между соц группами; 5) формирование инфраструктуры СМИ и массовой культуры.

Понятие информационного общества. Во-первых, инф превращается в гл и самый ценный ресурс соц прогресса, в то время как господствовавшие прежде ресурсы (природные, людские, технические, энергетические) теряют былое значение. Во-вторых, информационная деятельность становится ведущим видом социальной практики, фактически все люди получают доступ к мировым информационным ресурсам и активно используют их в своих интересах. В-третьих, бурно развивается техническая и технологич база инф-ных процессов. Одним из главных показателей мощи служит насыщенность страны новыми информационно-компьютерными технологиями. В мировой практике принято оценивать ее по числу компьютеров, мобильных и обычных телефонов, телевизоров и др подобных технических средств на 1000 жителей.

Основные признаки информационного общества.

1. Информация - главный и ценный ресурс общественного прогресса. 2. Информационная деятельность -ведущий вид общественной практики. 3. Развитие технической и технологической базы информационных процессов определяют прогресс общества.