76. Коммуникационный менеджмент: понятие, объекты, функции и основные направления.
КМ - теория и практика управления социальными коммуникациями внутри организации и между ее средой, е целью проведения оптимально благоприятных для организации коммуникационных процессов, формирования и поддержания имиджа и общественного мнения, достижения согласия, сотрудничества и признания.
КМ — целенаправленная деятельность по обеспечению надежного функционирования коммуникационных процессов в пространстве и времени, системообразующий (по отношению объекта и предмета) механизм коммуникационного функционирования социальных структур, регионов, государств, планетарного сообщества.
Вот почему КМ является важнейшим компонентом всех сфер жизнедеятельности современных людей.
В системе технологического управления обязательно имеет место менеджмент коммуникаций. Так, большинство космических технологий — это, по сути, коммуникационные технологии. Роль этих технологий чрезвычайно важна и ответственна, поскольку их качество определяет степень надежности управления летающими космическими аппаратами.
В экономическом управлении КМ способствует созданию дополнительной добавленной стоимости, является фактором конкурентного преимущества и повышает эффективность экономического управления.
В социальном управлении КМ выступает как наиболее инновационный механизм формирования и развития всего спектра общественных связей и отношений, консолидации интеллектуального капитала людей, технологичного введения его в разнообразные виды их практической деятельности. В конечном итоге КМ в социальной деятельности людей ориентирован на достижение трех стратегических целей:
обеспечение жизнедеятельности всех форм социального общежития;
создание условий прогрессивного развития экономики и культуры;
стимулирование приращения инновационного потенциала общества.
Становление КМ как управленческого феномена имеет давнюю историю. Еще в Древней Руси боевые посты поддерживали связь друг с другом, поджигая копны соломы. Появление проводной и беспроводной связи революционизировало управление в целом, придало научно-исследовательский интерес к его изучению. И, прежде всего, привлекло внимание менеджеров к важности внутренней и внешней коммуникации производств. Коммуникационный менеджмент как инструмент и практика социального взаимодействия в большей мере получил свое развитие уже в 1990-е годы, что связно с происходящими в мире глобальными социально-экономическими изменениями, информатизацией общества и глобализацией. КМ сформировался в процессе развития паблик рилейшнз. Паблик рилейшнз ориентированы на информирование внутренней и внешней среды организации, КМ нацелен на взаимодействие, на включение ее в коммуникационные процессы, на управление коммуникациями.
КМ включает в себя планирование и управление коммуникативными процессами, разработку коммуникационных стратегий, контроль, оценку эффективности коммуникаций и прочее: организацию информационного трансферта и диалога; формирование корпоративной философии; утверждение корректных коммуникаций в конфликтных ситуациях; формирование и усиление доверия и симпатии; разъяснение позиций и направление организации или персоны; утверждение корпоративной идентичности.
Объектами КМ являются клиенты и потребители, персонал организации, инвесторы и акционеры, органы власти и структуры местного самоуправления, коммуны.
В структуре КМ присутствуют маркетинг коммуникаций, аудит реализации инвестиций, коммуникационный лизинг и т.д., т.е. практически все виды деятельности, которые имеют место в управлении, но с коррекцией на объект и предмет коммуникационного менеджмента. Важнейшим условием обеспечения целей и задач КМ является продуманный бизнес-план.
КМ присущи все общие функции управления – организация, руководство, планирование, координирование, стимулирование труда, контроль.
Орлов А.С. выделяет следующие направления КМ.
Лоббирование - распространение одной организацией своего влияния на другие с целью склонить их на лояльные объекту лоббирования позиции, принять близкие точки зрения, повлиять на совершение дружественных, действий. Лоббирование происходит как в форме индивидуального воздействия, так и совместного психологического давления группы субъектов, заинтересованных в одном проекте.
Работа с клиентами, партнерами, заказчиками (потребителями, поставщиками, акционерами). Все связи и отношения с этими группами контрагентов должны находиться под контролем и управлением. Фирма привлекает клиентов для продаж своей продукции. Банк ищет вкладчиков и нуждающихся в кредитах. Государственная структура ищет общественную поддержку, а театр привлекает зрителей. Такие отношения носят названия связей с клиентами — Сlientele Relations. В этом же ряду надо поставить связи по линии производственной кооперации и с поставщиками — логистику.
Сфера управления человеческими ресурсами — Нuman Relations. Объектная сторона этой сферы распространяется на внешнюю среду, и на значительную часть внутриорганизационного пространства. Обширные понятийные и системные области внешней среды, относящиеся к данной сфере, включают не только привычные системы и процессы воспитания, обучения и подготовки профессионального персонала, но и мотивацию, мобильность, рекрутинг специалистов, всю инфраструктуру GR.
Фассилитатора взаимодействия с внешними публичными контрагентами организации. К его компетенции относятся публичные связи, контакты со СМИ, корпоративная репутация и имидж, социальная ответственность организации. Главными целями GR-менеджмента остаются: устойчивая двусторонняя связь организации и СМИ, обмен информации с ней, формирование лояльной информационной среды, защита позитивного публичного имиджа организации.
Политика. Каждое действие в политике вызывает мультиплицирующий эффект — оно более массовое, чем аналогичное действие в ограниченном социальном окружении. Политическими связями КМ занимаются политтехнологи. К сфере их компетенции относятся вопросы МК и психологии социального управления, политическое прогнозирование и планирование массовых мероприятий, внутрипартийная работа и т.д. Политическая миссия организации ставит целью возбудить общественный интерес к своей идеологии, мобилизовать общественную волю, добиться власти, продемонстрировать силу и возможности КМ своего центра.
Кризис-менеджмент и управление рисками. Управление факторами, влияющими на возникновение и развитие риска того или иного свойства, осуществляется не только механизмами страхования, хеджирования или резервирования, но и путем переговоров с заинтересованными сторонами, строится на вероятностном анализе коммуникационных отношений и событий. В числе самих факторов риска значительная доля приходится на так называемое субъективное влияние партнеров, клиентов, да и собственного персонала.
Осуществление коммуникаций в Интернет. Растет доля интерактивных пользователей, тех, кто прибегает к информационным технологиям не менее привычно, чем к традиционному межличностному общению.
Связи с центрами принятия решений — GR. Понятийно к ним относятся связи и отношения с органами власти и управления, консалтингом в области политтехнологии, общественными организациями и политическими центрами. Коммуникациями в этом секторе занимаются GR-менеджеры.
Криминальная среда и правоохранительная деятельность. Всегда существовало значительное пространство человеческой жизни, в которой приоритетно действуют «законы», установленные общественной группой. Эти «законы» противоречат общечеловеческим этическим правилам и нормам общественного права. Сформированы целые общественные институты, занимающиеся проблемой противодействия криминальным группам. Эти отношения регулируется с помощью КМ.
- Социально-пол реформы общества и возникновение журналистики.
- 2. Законодательное обеспечение свободы слова и инф-ии в постсоветский период.
- По форме собственности.
- По тематике
- 4. По форме распространения (по носителю)
- Со как искусство
- Со как сфера деятельности
- Со как функция управления коммуникациями.
- Со как стратегия управления коммуникационным пространством.
- Со как система.
- 3 Основные функции:
- 12. Современный специалист в области со.
- 13. Правовое регулирование деятельности в сфере со.
- 14. Основные организационные структуры в сфере со.
- 20. Исследования в области со.
- 21. Сми как основной канал воздействия pr-технологий.
- 22. Управление информацией и конструирование новостей.
- 25. Специальные новостные pr-мероприятия: понятие, виды, особенности проведения.
- 27. Корпоративный имидж: понятие и характеристика.
- 28. Технологии использования со в социальных кампаниях.
- 29. Технологии использования со в политических коммуникационных кампаниях.
- 30. Мк как социальное явление.
- Основу для научного понимания места сми в современном обществе положила работа американских специалистов – с. Сиберта, у. Шрамма, т. Петерсона «Четыре теории прессы», опубликованная в 1956 г.
- 34. Ом как состояние массового сознания.
- 35. Социологические исследования основных звеньев коммуникативного процесса.
- 2 Вида иссл. Аудитории:
- 36. Эффекты и эффективность смк.
- 37. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации в социуме.
- 2.Генезис мк. Коммуникативные революции
- 3.Истоки и основные парадигмы теории коммуникации
- 4. Современные концепции коммуникации.
- 38. Коммуникативный процесс, его особенности в различных видах деятельности.
- 41. Структурные компоненты коммуникационного процесса.
- 42. Многообразие типов, видов и форм коммуникации.
- 43. Эффективность коммуникации в различных видах деятельности.
- 3 Группы барьеров:
- 44. Смк в парадигме социальной психологии.
- 45. Структура личности как база восприятия информации.
- 46. Психология процесса коммуникации.
- 47. Роль установки и стереотипа в процессе коммуникации.
- 49. Интерес как фактор коммуникации.
- 50. Понятие конформизма.
- 51. Соотношение логических и эмоциональных апелляций к аудитории.
- 52. Психология слухов.
- 53. Закономерности массового поведения и реклама.
- 57. Методика и техника контент-анализа.
- 59. Сущность pr-консалтинга как профессиональной сферы деятельности..
- 60. Коммуникативные аспекты pr-консалтинга, стратегия и тактика pr-консультирования.
- 61. Консультационные услуги как инструмент управления конфликтами в сфере мк.
- 62. Структура и принципы организации современной пресс-службы.
- 2 Задачи:
- 65. Определение и классификация pr-кампаний.
- 66. Этапы разработки и реализации pr-кампаний.
- 67 Аналитический этап подготовки pr-кампании.
- 3. Изучение общественности компании (признаки, сегменты, приоритеты, поведение), состояния общественного мнения.
- 68. Планирование pr-кампании.
- 69. Организация проведения pr-кампании.
- 70. Оценка эффективности pr-кампании.
- 2. Простые и недорогие методы оценки.
- 3. Экономическая оценка pr проектов
- 73. Коммуникационный менеджмент в работе с клиентами.
- 74. Особенности коммуникационного менеджмента во взаимоотношениях с органами государственного и местного управления.
- 75. Оценка эффективности коммуникационного менеджмента.
- 76. Коммуникационный менеджмент: понятие, объекты, функции и основные направления.