42. Многообразие типов, видов и форм коммуникации.
Почепцов выделяет виды ком-ции, основываясь на понятии «коммуникационное пространство»: визуальные, вербальные, перфомансные, мифологические, художественные. Он же в качестве основы коммуникации берет сферу ее осуществления и выделяет рекламу, PR как коммуникации, коммуникации в избирательных кампаниях, Отдельно рассматривает кризисные коммуникации.
Шарков:
В зависимости от используемых знаковых систем: вербальная и невербальная.
По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц: массовая, среднего уровня, межличностная.
По способу установления и поддержания контакта: непосредственные (прямые) и опосредованные (дистанционные).
По инициативности коммуникаторов: активные и пассивные.
В зависимости от направления потока информации: горизонтальные и вертикальные (нисходящие и восходящие).
Вербальная ком-ция осуществляется с помощью знаковых систем, символов, среди которых главным является язык. Одним из основных средств коммуникации является речь. Особенности процесса вербальной коммуникации:
Источник информации – говорящий/пишущий субъект, создатель сообщения.
Сообщение – либо устная, либо письменная речь.
Канал – голосовой аппарат.
Код – та речь, которой мы пользуемся. Кодирование – перевод инф-ии из внутримозгового кода в языковые единицы. Декодирование – восприятие и понимание высазывания.
Получатель инф-ии – слушающий/читающий, им может быть как отдельный индивид, так и группа/масса.
Обратная связь – реакция получателя на сообщение.
Невербальная ком-ция включает в себя достаточно широкий круг явлений: движения тела, звуковая модальность речи, элементы окружающей среды, одежда, элементы оформления внешности и т.д. Означает социально обусловленную систему взаимодействия, в которой преобладают непроизвольные, неосознаваемые комплексы движений, выражающие личностную неповторимость человека.
Внутриличностная ком-ция – осознанное или неосознанное общение человека с самим собой на вербальном/невербальном уровне. Такое общение является основой для коммуникации с другими. Формы: внутренние диалоги с собой или кем-то другим сознании/сновидениях, работа воображения: фантазии, истории, креативные идеи, содержание своего внутреннего мира, обдумывание прошлых событий, ранее увиденного/прочитанного.
Межличностная ком-ция – это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.
Групповая ком-ция возникает при непосредственном общении людей в малых группах. Т.к. для данного вида коммуникации характерно непосредственное взаимодействие между людьми, то для нее применимы многие закономерности межличностной ком-ции. Особенности: рассматривается структура коммуникационных потоков, а именно совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы инф-ии; групповое влияние и степень идентификации человека с группой; принятие группового решения. Численность.
Массовая ком-ция – это процесс распространения инф-ии с помощью технических средств на численно большие рассредоточенные аудитории. Особенностью МК является обязательное использование СМК. СМК – специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информации, сообщений на большие территории. Особенности МК:
Наличие технических средств, обеспечивающих регулярность передачи информации и ее тиражированность.
Социальная значимость информации.
Массовость аудитории.
Многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств.
Основные свойства коммуникативного процесса:
- сообщения сохраняются во времени (диахромность);
- возможность передачи сообщения на огромные расстояния (диатопность);
- сообщение может подвергаться многократному повторению с неизменным содержанием (мультиплицирование);
- возможность передавать сообщение множеству людей практически одновременно (симультантность).
Все каналы коммуникации условно можно разделить на пассивные и интерактивные.
Пассивные средства :Телевидение, печатные СМИ, радио, книги.
Интерактивные средства : Магазины, салоны связи, такси, интернет, call-center, мобильные коммуникации, прямое общение с другими потребителями.
Ком-ции в организациях – это информационные взаимодействия, в которые вступают люди при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций. Особенности:
а) осуществляются в различных направлениях, однако преобладают коммуникации «сверху вниз»;
б) рассматриваются как функции управления;
в) строятся как на основе разделения труда м/у работниками и функций м/у подразделениями организации, так и в рамках неформальной сети взаимодействий и отношений.
Многообразие форм деловой коммуникации:
Вертикальные – для прояснения задач, приоритетов и ожидаемых результатов, обеспечения вовлеченности подчиненных в решение задач, обсуждения проблем эффективности работы, достижения признания и вознаграждения с целью мотивации, совершенствование и развитие способностей у подчиненных и т.д.
Горизонтальные (интерактивные) – возникают при осуществлении взаимодействия лиц, равных по своему должностному статусу в организации. Необходимы для обеспечения человеку необходимой социальной поддержки, выполнения необходимых функций в организации (обеспечивает координацию заданий, решение проблем, обмен инф-ей и т.д.).
Еще один канал передачи инф-ии - слухи.
Разновидности ком-ции в организациях:
а) офисные ком-ции;
б) маркетинговые ком-ции, основной целью которых является воздействие на поведение потребителей товаров/услуг данной организации;
в) PR-ком-ции;
г) реклама – для аудитории имеет значение практическая ценность товара/услуги, содержание аргументов, оправдывающих приобретение товара, соответствие интересам целевой аудитории, степень новизны информации, способы воздействия на аудиторию.
Политическая коммуникация – процесс обмена информацией между политическими акторами, осуществляемый в ходе формальных и неформальных взаимодействий. Уровни информационных потоков: обслуживающие органы власти/управления; инф о деятельности партий, профсоюзов, общественных движений; инф, непосредственно направленная на общественное сознание, мнение. Функции политической ком-ции: информационная, регулятивная, функция политической социализации, манипулятивная.
Публичная коммуникация – вид устного общения, при котором инф в обстановке официальности передается значительному числу слушателей (лекция, защита диссертации, пресс-конф, политические дебаты).
PR-коммуникации
Интерактивность Интернета. Это подразумевает возможность активного взаимодействия между сторонами. Интерактивность означает возможность вступать в прямой диалог с аудиторией, а также то, что представители данной аудитории также могут общаться между собой. Например, на новостном сайте rbc.ru появляется сообщение (вектор коммуникации «инициатор сообщения, адресант»- «адресат»), которое читатели потом могут обсудить на форуме (адресаты сами начинают выступать в роли адресантов, вступать в диалог).
Традиционность обычных СМИ. Привычная схема получения информации без возможности ответного действия, если не включены интерактивные сервисы. Интерактивность возможна посредством писем, это продлевает процесс коммуникации.
Личные контакты и общение происходит на специальных PR-событиях.
- Социально-пол реформы общества и возникновение журналистики.
- 2. Законодательное обеспечение свободы слова и инф-ии в постсоветский период.
- По форме собственности.
- По тематике
- 4. По форме распространения (по носителю)
- Со как искусство
- Со как сфера деятельности
- Со как функция управления коммуникациями.
- Со как стратегия управления коммуникационным пространством.
- Со как система.
- 3 Основные функции:
- 12. Современный специалист в области со.
- 13. Правовое регулирование деятельности в сфере со.
- 14. Основные организационные структуры в сфере со.
- 20. Исследования в области со.
- 21. Сми как основной канал воздействия pr-технологий.
- 22. Управление информацией и конструирование новостей.
- 25. Специальные новостные pr-мероприятия: понятие, виды, особенности проведения.
- 27. Корпоративный имидж: понятие и характеристика.
- 28. Технологии использования со в социальных кампаниях.
- 29. Технологии использования со в политических коммуникационных кампаниях.
- 30. Мк как социальное явление.
- Основу для научного понимания места сми в современном обществе положила работа американских специалистов – с. Сиберта, у. Шрамма, т. Петерсона «Четыре теории прессы», опубликованная в 1956 г.
- 34. Ом как состояние массового сознания.
- 35. Социологические исследования основных звеньев коммуникативного процесса.
- 2 Вида иссл. Аудитории:
- 36. Эффекты и эффективность смк.
- 37. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации в социуме.
- 2.Генезис мк. Коммуникативные революции
- 3.Истоки и основные парадигмы теории коммуникации
- 4. Современные концепции коммуникации.
- 38. Коммуникативный процесс, его особенности в различных видах деятельности.
- 41. Структурные компоненты коммуникационного процесса.
- 42. Многообразие типов, видов и форм коммуникации.
- 43. Эффективность коммуникации в различных видах деятельности.
- 3 Группы барьеров:
- 44. Смк в парадигме социальной психологии.
- 45. Структура личности как база восприятия информации.
- 46. Психология процесса коммуникации.
- 47. Роль установки и стереотипа в процессе коммуникации.
- 49. Интерес как фактор коммуникации.
- 50. Понятие конформизма.
- 51. Соотношение логических и эмоциональных апелляций к аудитории.
- 52. Психология слухов.
- 53. Закономерности массового поведения и реклама.
- 57. Методика и техника контент-анализа.
- 59. Сущность pr-консалтинга как профессиональной сферы деятельности..
- 60. Коммуникативные аспекты pr-консалтинга, стратегия и тактика pr-консультирования.
- 61. Консультационные услуги как инструмент управления конфликтами в сфере мк.
- 62. Структура и принципы организации современной пресс-службы.
- 2 Задачи:
- 65. Определение и классификация pr-кампаний.
- 66. Этапы разработки и реализации pr-кампаний.
- 67 Аналитический этап подготовки pr-кампании.
- 3. Изучение общественности компании (признаки, сегменты, приоритеты, поведение), состояния общественного мнения.
- 68. Планирование pr-кампании.
- 69. Организация проведения pr-кампании.
- 70. Оценка эффективности pr-кампании.
- 2. Простые и недорогие методы оценки.
- 3. Экономическая оценка pr проектов
- 73. Коммуникационный менеджмент в работе с клиентами.
- 74. Особенности коммуникационного менеджмента во взаимоотношениях с органами государственного и местного управления.
- 75. Оценка эффективности коммуникационного менеджмента.
- 76. Коммуникационный менеджмент: понятие, объекты, функции и основные направления.