45. Структура личности как база восприятия информации.
Психологическая структура личности - это сложный комплекс особенностей человека, имеющих как индивидуальное, так и социальное происхождение. В структуру включаются индивидуально-психологическая, мировоззренческая, социально-психологическая стороны.
Индивидуально-психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образования. Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические свойства - это наиболее постоянные и проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения. Психические состояния отражают уровень работоспособности и качества функционирования психики в каждый данный момент времени. Психические образования представляют собой психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта.
Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Сюда относятся мировоззрение, моральный облик личности, нравственный облик личности.
Социально-психологическая сторона личности - это основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные социальные роли в обществе и занимать определенное социальное положение. В нее включаются социальные позиции личности, социальные установки, социальные роли и отношение к другим.
Направленность личности - это такое психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и жизненные цели.
Особенности темперамента влияют на способность человека воспринимать информацию. Скорость протекания и интенсивность психических процессов, ригидность-пластичность, сензитивность, эмоциональность - все воздействует на принятие, отклонение, искажение информации.
Способность полноценно и адекватно принимать информацию предопределяется чертами характера - целенаправленностью, инициативностью, активностью, дисциплинированностью, выдержкой, стойкостью и др.
Способности также оказывают влияние на восприятие человеком поступающей из внешних источников информации. Суть этого влияния сводится к тому, что человек лучше и активнее реагирует на информацию, непосредственно связанную с его способностями. Интеллектуальные, творческие, деловые, организаторские, художественные, музыкальные и иные способности способствуют тому, что их обладатель избирательно принимает информацию из всего информационного потока.
Фрейд предложил специфическую схему личности. В структуру личности включаются три инстанции: Ид (Оно) - подсознание, Эго (Я) - сознание, Супер-эго (Сверх-Я) - сверхсознание. Все три инстанции руководствуются различными принципами: Оно-принципом удовольствия, Эго-принципом реальности, Супер-эго - принципом долженствования. Оно - это биологические потребности, вытесненные желания. Потребности в пище, защите от холода и т.д. Благодаря Эго мы подвергаем все критике, скрываем мысли от других, прагматичны, способны добиваться успеха. Супер-эго - это нравственная составляющая личности. Сюда включаются культурные нормы, правила, законы, запреты. Ее можно представить как вертикальное восхождение к Богу. Оно требует: «Я хочу!», Супер-эго в ответ: «Зачем? Нельзя!», Эго ищет пути выхода из противоречия.
Юнг утверждал, что душа (=личность) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного, коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств, воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового наследственного опыта. Коллективное бессознательное - представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов - архетипов, т.е. врожденных идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.
Персона - это публичное лицо, т.е. то как мы проявляем себя с другими. Тень- архетип, который противоположен персоне. Это темная, животная сторона личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Анима - внутренний образ женщины в мужчине. Анимус - внутренний образ мужчины в женщине. Самость - это сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы.
По Э. Берну в структуру личности включены три составляющих: «родитель», «взрослый», «дитя». В состоянии «родитель» человек ведет себя как имеющий авторитет и заботу. В состоянии «взрослый» человек действует и думает логично, рационально. Поэтому в речи человек использует обороты: «Я думаю», «По моему мнению», «Вероятно». В состоянии «дитя» или «ребенка» человек думает и говорит как ребенок - непосредственно.
Э. Берн любой акт взаимодействия называет транзакцией. Возможны разные виды транзакций: параллельные (оба партнера по коммуникации общаются из одного состояния, например, «взрослого»), пересекающиеся (партнеры общаются из разных состояний. Например, один из состояния «родителя», а другой - «ребенка»), скрытые (в речи используются слова, которые необходимо «расшифровывать», поскольку они несут другую смысловую нагрузку).
- Социально-пол реформы общества и возникновение журналистики.
- 2. Законодательное обеспечение свободы слова и инф-ии в постсоветский период.
- По форме собственности.
- По тематике
- 4. По форме распространения (по носителю)
- Со как искусство
- Со как сфера деятельности
- Со как функция управления коммуникациями.
- Со как стратегия управления коммуникационным пространством.
- Со как система.
- 3 Основные функции:
- 12. Современный специалист в области со.
- 13. Правовое регулирование деятельности в сфере со.
- 14. Основные организационные структуры в сфере со.
- 20. Исследования в области со.
- 21. Сми как основной канал воздействия pr-технологий.
- 22. Управление информацией и конструирование новостей.
- 25. Специальные новостные pr-мероприятия: понятие, виды, особенности проведения.
- 27. Корпоративный имидж: понятие и характеристика.
- 28. Технологии использования со в социальных кампаниях.
- 29. Технологии использования со в политических коммуникационных кампаниях.
- 30. Мк как социальное явление.
- Основу для научного понимания места сми в современном обществе положила работа американских специалистов – с. Сиберта, у. Шрамма, т. Петерсона «Четыре теории прессы», опубликованная в 1956 г.
- 34. Ом как состояние массового сознания.
- 35. Социологические исследования основных звеньев коммуникативного процесса.
- 2 Вида иссл. Аудитории:
- 36. Эффекты и эффективность смк.
- 37. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации в социуме.
- 2.Генезис мк. Коммуникативные революции
- 3.Истоки и основные парадигмы теории коммуникации
- 4. Современные концепции коммуникации.
- 38. Коммуникативный процесс, его особенности в различных видах деятельности.
- 41. Структурные компоненты коммуникационного процесса.
- 42. Многообразие типов, видов и форм коммуникации.
- 43. Эффективность коммуникации в различных видах деятельности.
- 3 Группы барьеров:
- 44. Смк в парадигме социальной психологии.
- 45. Структура личности как база восприятия информации.
- 46. Психология процесса коммуникации.
- 47. Роль установки и стереотипа в процессе коммуникации.
- 49. Интерес как фактор коммуникации.
- 50. Понятие конформизма.
- 51. Соотношение логических и эмоциональных апелляций к аудитории.
- 52. Психология слухов.
- 53. Закономерности массового поведения и реклама.
- 57. Методика и техника контент-анализа.
- 59. Сущность pr-консалтинга как профессиональной сферы деятельности..
- 60. Коммуникативные аспекты pr-консалтинга, стратегия и тактика pr-консультирования.
- 61. Консультационные услуги как инструмент управления конфликтами в сфере мк.
- 62. Структура и принципы организации современной пресс-службы.
- 2 Задачи:
- 65. Определение и классификация pr-кампаний.
- 66. Этапы разработки и реализации pr-кампаний.
- 67 Аналитический этап подготовки pr-кампании.
- 3. Изучение общественности компании (признаки, сегменты, приоритеты, поведение), состояния общественного мнения.
- 68. Планирование pr-кампании.
- 69. Организация проведения pr-кампании.
- 70. Оценка эффективности pr-кампании.
- 2. Простые и недорогие методы оценки.
- 3. Экономическая оценка pr проектов
- 73. Коммуникационный менеджмент в работе с клиентами.
- 74. Особенности коммуникационного менеджмента во взаимоотношениях с органами государственного и местного управления.
- 75. Оценка эффективности коммуникационного менеджмента.
- 76. Коммуникационный менеджмент: понятие, объекты, функции и основные направления.