logo
ГОС!!!4040

38. Коммуникативный процесс, его особенности в различных видах деятельности.

Представление о коммуникации как о процессе и структуре.

Коммуникативный процесс – это взаимодействие между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией. Он включает динамичную смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов.

предполагает выявление причинно-следственных связей между различными составляющими коммуникативного процесса: производством информации, ее тиражированием (мультипликацией), распространением, приемом, распознаванием и использованием информации согласно замыслу коммуникантов, участвующих в процессе взаимодействия в тои или иной области

Понятие “коммуникативный процесс” в большей мере используется для обозначения функции взаимодействия в процессе коммуникации и отражает интерактивный подход к ее (коммуникации) исследованию.

коммуникационный процесс” используется для обозначения собственно процесса передачи самой информации.

Коммуникационный процесс – это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей (группами и социальными институтами и т.п.) по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств.

Содержание коммуникационного процесса

Модель коммуникации – это схематизированное, упрощенное отражение реального коммуникативного процесса

1.Отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2.Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов.

3.Канал, средство передачи информации.

4.Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

-Зарождение идеи.

-Кодирование и выбор канала.

использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.

-Передача.

На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения.

- Декодирование.

Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя.

Общение как коммуникативный процесс

Для осуществления эффективной коммуникации необходимо выяснить следующие вопросы:

– каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения?

– как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания?

Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные.

39. Особенности межличностной, специализированной и МК.

Межличностная коммуникация – это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Межличностная коммуникация может способствовать изменению мнений, социальных установок индивидов, участвующих в обмене информацией. Функции: информационная, экспрессивная, прагматическая и социальная.

Основой для теоретического обоснования межличностной коммуникации является теория речевой деятельности, поскольку вербальные средства общения играют главную роль в процессе межличностного взаимодействия.

Способы воздействия в межличностной коммуникации

-заражение

-внушение - это прямое и неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу

-убеждение - это метод аргументированного воздействия на сознание людей, это деятельность, направленная на изменение чьих-то аттитюдов.

-подражание -

Есть ситуации, когда наиболее важным становится передача информации и воздействие на слушателей. В этом случае тот, кто посылает информацию, преследует главную цель - убедить своих слушателей или хотя бы повлиять на их точки зрения. Такое наблюдается, например, в МК и СМИ, в политических дебатах, в маркетинге, в ситуации споров т.д. Линейная модель воздействия позволяет уловить и акцентировать именно данные аспекты коммуникации как намеренного влияния. В другой коммуникативной ситуации наиболее важным для партнеров становится налаживание взаимопонимания и уточнение взаимных смыслов, что, в свою очередь, предполагает установление обратной связи.

Социальные стереотипы – основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация – главный механизм этого процесса. Социальный стереотип – устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы.

В качестве специализированных видов коммуникации Ф.И. Шарков выделяет коммуникации в малых группах, коммуникации в организациях, офисные и маркетинговые коммуникации.

Малая группа – это немногочисленная по составу общность людей, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Так, выделяют: первичные и вторичные малые группы; формальные и неформальные малые группы; референтные и группы членства; временные и стабильные; открытые и закрытые. По характеру и формам организации деятельности выделяют: случайно организованная группа; ассоциация; корпорация; коллектив; команда.

Коммуникация в малой группе выполняет функцию обмена информацией между членами группы и комплекс функций, направленных на поддержание отношений, на поддержание самой группы. К числу таких функций относят: формирование согласия, общей картины мира; обеспечение согласованных действий; формирование особой групповой культуры (языка, норм и правил поведения, традиций и ритуалов, системы санкций и т.д.).

Коммуникации в организации – это информационные взаимодействия, в которые вступают люди при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций. Можно выделить четыре основные функции коммуникации внутри организации: контроль, мотивация, эмоциональное выражение, передача информации.

Маркетинговые коммуникации – это процесс передачи обращения от производителя к потребителю с целью представить ему товар или услуги организации в привлекательном виде.

МК – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Существует несколько подходов к выделению функций МК. Так, Г.Лассуэл выделяет: информационную (обозрение окружающего мира); корреляции с социальными структурами общества (воздействие на общество и его познание через обратную связь); познавательно-культурологическую (передача культурного наследия).

В 1960 г. американский исследователь К.Райт выявил еще одну функцию массовой коммуникации – развлекательную. Специалист по МК Амстердамского университета Мак-Квейл включает еще одну функцию – мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет МК во время различных кампаний (например, политических).

В отечественной психолингвистике выделяют четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения: информационная, регулирующая, социального контроля, социализации личности.

Л.Я.Землянова выделяет три функции массовой коммуникации в обществе:1) контроль за окружающей средой и предупреждение общества об опасностях ее разрушения; 2) корреляция элементов общества и среды; 3) сохранение и передача социального наследия.

Средства массовой коммуникации (СМК) – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

Современная система СМК подразделяется на три вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику. СМИ – это организационно- технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации. Структура СМИ выглядит следующим образом: пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и т.п.); аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.); информационные службы (телеграфные агенства, рекламные бюро, PR-агенства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).

Общими условиями функционирования МК являются: массовая аудитория, требующая тщательно продуманной ценностной ориентации; наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность информации; многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность МК; социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой коммуникации.

МК имеет собственную специфическую природу и отличается от межличностной коммуникации.

Уникальностью коммуникационного процесса в СМК является его диахронность (сообщение сохраняется во времени); диатопность (информационные сообщения преодолевают огромные расстояния); мультиплицирование (сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием) и др.

40. Структурные представления о коммуникации: многообразие моделей коммуникационного процесса.

Первая из известных моделей была предложена еще Аристотелем. В “Риторике” древнегреческий философ отмечает, что речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается. Данная модель универсальна – она отражает коммуникативный акт как в устной, так и в письменной форме.

В 1948 г. американский ученый Г. Лассуэл разработал модель для анализа МК и любого коммуникативного действия. Элементы коммуникации включены в модель в порядке ответа на последовательно возникающие вопросы: КТО сообщает – ЧТО сообщает – по какому КАНАЛУ – КОМУ – с каким ЭФФЕКТОМ.

Недостаток: конфигурацию модели не включена обратная связь, благодаря которой коммуникация рассматривается как двусторонний процесс.

Среди известных моделей коммуникации широкую популярность имеет модель Шеннона-Уивера, основанная на аналогии с телефонной связью. Эта модель была предназначена для исследования распространения радиоволн и сигналов в телефонном кабеле и включает источник информации, передатчик, сигнал, канал, приемник, получатель, источник помех.

Авторы выделили три уровня анализа процесса коммуникации: технический, семантика сообщений, эффективность понимания сообщения получателем. Авторы на техническом уровне рассматривают влияние процесса кодирования, устранения помех и др. на улучшение процесса коммуникации. Семантические проблемы связаны с интерпретацией сообщения получателем (приемником). Успешность воздействия полученного сообщения на поведение приемника (получателя) характеризует эффективность коммуникации.

Согласно данной модели преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов.

Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако модель Шеннона-Уивера имеет и ряд ограничений:

В модели де Флера в коммуникативном процессе первоначальная идея (значение) трансформируется в “сообщение”, которое отправитель затем переводит в “информацию”, посылаемую по каналу получателю. Получатель декодирует “информацию” в “сообщение”, которое в свою очередь трансформируется в месте назначения в идею (значение). Если между первым и вторым значениями есть соответствие, т.е. идея, возникшая в сознании отправителя, соответствует идее, возникшей в сознании получателя, то коммуникация состоялась.

В циркулярной модели У. Шрамма и Ч. Осгуда коммуникация трактуется как двусторонний процесс связи, когда отправитель и получатель информации в равной степени взаимодействуют друг с другом, обмениваясь сообщениями (сигналами).

В данной модели возникает “семантический шум”, поскольку каждый участник коммуникации подходит к интерпретации сообщения (его расшифровке) со своими критериями. Механизм “обратной связи” минимизирует семантический шум и делает коммуникацию более эффективной.

Для исследования социальных и психологических аспектов коммуникации было разработано большое количество моделей. Модель отечественного психолога В.П. Морозова: коммуникация представлена как двухканальная система, но не в технологическом, а в психологическом смысле. В своей модели Морозов В.П. обособляет вербальный и невербальный каналы коммуникации во всех звеньях коммуникационной цепи (в данном случае речь идет о речевой коммуникации). Но между вербальным и невербальным каналами наблюдается теснейшее взаимодействие и взаимовлияние. Например, приветливые слова, произнесенные язвительным тоном, теряют свой приветливый смысл.

Для исследования социальных аспектов массовой коммуникации была разработана модель двухступенчатой коммуникации. П.Лазерсфельд, Б.Берельсон и Г.Годэ при исследовании массовой коммуникации обратили внимание на любопытную закономерность: воздействие информации, предаваемой населению через СМИ, через некоторое время не ослабевает, а, наоборот, усиливается. Исследования показали, что информация, поставляемая прессой, радио, телевидением, усваивается массовой аудиторией не непосредственно и не сразу, а спустя некоторое время и под влиянием “лидеров мнений” (opinion leaders).

Согласно указанной модели, информация, распространяемая массмедиа, достигает целевой аудитории не напрямую, а в два этапа. На первом этапе передаваемая информация достигает особой группы влиятельных и активных людей- “лидеров мнений” через формальные каналы коммуникации – массмедиа. На втором этапе эти лидеры передают послание дальше посредством прямого контакта с членами своей группы в межличностном общении.