logo
ГОС!!!4040

3.Истоки и основные парадигмы теории коммуникации

Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале XX века., ранее проблема коммуникации рассматривалась исключительно как проблема человеческого общения.

коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств.

V в. до н. э. в центре философии - взаимодействие человека и общества. Деятельность софистов и Сократа. Обращение к проблеме человека выводило на первый план вопросы межличностных отношений, которые стали предметом риторики и этики. Эти проблемы нашли отражение в трудах Платона, Аристотеля. риторика внесла огромный вклад в становление и развитие коммуникативной теории и практики.

Теоретическое наследие античных мыслителей является основой, на которой строились дальнейшие исследования в области человеческой коммуникации.

Христианство внесло определенные ограничения в развитие человеческой индивидуальности, поскольку отдавало приоритет не индивидуальному, а “соборному” (церковному) существованию человека, а высшая ценность - общение человека с Богом, а не с себе подобными.

Возрождение и Новое время - демистифицированное, понимание человеческого общения. В центре внимания новой культуры – Человек, а не Бог.

Просвещение - вера в природную доброту и разум человека, в возможность создания общества, в котором будут царить свобода, равенство и братство (лозунги Великой Французской революции 1789 г.). Это время было отмечено бурным развитием наук, изучающих и управляющих взаимоотношениями человека с себе подобными, а не с Богом (педагогики, этики, эстетики, психологии, социологии).

XVIII –XIX вв. Ф. Шлейермахер (1768 – 1834) рассматривает проблему общение между людьми – это в первую очередь общение между индивидами, равными сторонами (субъект-субъектные отношения). Это послужило основанием считать его теорию предпосылкой и фундаментальной основой теории понимания (герменевтики), имеющей важное значение для теории коммуникации.

философия прагматизма в XIX в. – семиотика. Семиотика изучает знаковую природу коммуникации, исследует свойства знаков, знаковых систем. По утверждению Ч.Пирса коммуникация имеет знаковую природу и невозможна без знаков.

В XX в. формируется персонализм, в котором общение и коммуникация различаются следующим образом: общение – абстрактно и безлично, коммуникация – взаимозависимость, противоположная договору, основывается на интимных контактах и осознанной духовной общности.

Значительное влияние на развитие теории коммуникации в XX в. оказала диалогическая философия (М.Бубер), критическая философия Франкфуртской школы (Ю.Хабермас: дискурс выступает средством социализации индивидов в обществе и как форма коммуникации втягивает людей в отношения взаимопонимания).

До XIX в. осмысление проблем социальной коммуникации осуществлялось преимущественно в рамках философии. Но появление социологии, психологии, культурологии и других наук об обществе, развитие филологической и технических наук, зарождение кибернетики изменило ситуацию..