logo
ГОС!!!4040

46. Психология процесса коммуникации.

Цели коммуникатора и реципиента в процессе коммуникации.

В процессе коммуникативного воздействия на реципиента коммуникатором чаще всего ставятся такие цели: убедить его в чем-либо, понять его намерения, заставить его что-либо сделать, внушить что-то, скрыть что-либо, изменить его эмоциональное состояние и т.д. В свою очередь реципиент может преследовать такие свои цели: принять сообщение или не слушать совсем, соглашаться или не соглашаться с ним и т.д.

Процесс коммуникации в целом требует от коммуникатора умения дифференцировать по поведению и внешнему виду реципиента особенности осуществления процесса коммуникации и степень достижения поставленных им целей. Формальным критерием завершенности коммуникативного акта является наблюдаемый коммуникатором факт принятия реципиентом от него сообщения.

Позиции коммуникатора: осмысление идей для коммуникации, вербализация, невербальное поведение.

Психологические этапы процесса коммуникации

Данные этапы определяют формальную эффективность коммуникативного воздействия на реципиента.

осознание. кодирование коммуникатором в знаковую (словесную) форму имеющейся у него аналоговой информации.

невербальное поведение. опредмечивание процесса поиска информации или кодирования исходной, аналоговой информации во внешнем невербальном действии. Задействуется определенная интонация, жесты, мимика, поза. Именно невербальное поведение коммуникатора имеет существенное значение для принятия информации реципиентом.

вербализация. превращения имеющейся аналоговой информации (идеи, образа) в знак, слово. В значительной мере этап зависит от степени владения коммуникатором, от объема словесного и понятийного аппарата. Для реципиента важно соответствие первого и второго этапов коммуникации.

восприятие невербального поведения. раскодирование информации, которая содержится в жестах, мимике и т.д.

восприятие вербального сообщения.

осмысление идеи. Этот этап определяется многими факторами: а) объемом знаний, понятийного аппарата. Неизвестную информацию реципиент может сразу отвергнуть, особенно если у человека в целом низкий уровень образования. Б) Эмоциональным и соматическим состоянием. Если человек нездоров, то уровень восприятия информации несколько снижается. В) Фоном, в котором осуществляется процесс коммуникации. При громких и резких звуках часть внимания рассредоточивается. Г) Условиями коммуникации. Если температура воздуха достаточно высока, то процесс осмысления идеи замедляется, а, возможно, и искажается.

В целом коммуникацию можно считать эффективной, если аналоговая информация (идея, состояние, образ) коммуникатора тождественна сформированной в процессе общения аналоговой информации (идее, образу) реципиента.

Психофизиологические особенности восприятия человека приводят к тому, что трудно убедить человека, который не воспринимает нашу речь. Но даже и в том случае, когда коммуникатор говорит с реципиентом на одном языке, то одним словам человек верит, а другим – нет. Это зависит от уникального формирования субъективного опыта человека. Избирательную эффективность коммуникативного воздействия обеспечивают: 1. Интересы – это переход из области неопределенности и фрагментарности в область максимальной определенности, стабильности и единства. 2. Состояния – это стремление человека преобразовать свое состояние (интеллектуальное, эмоциональное, соматическое и др.), субъективно оцениваемое как неустойчивое и дискомфортное, и закрепиться в том его качестве, которое человек определяет для себя как устойчивое, оптимальное и удовлетворительное. 3. Отношения – это стремление человека перевести свои отношения с окружающим миром из области субъективно оцениваемых как деструктивных, напряженных и конфликтных в область конструктивных.

Формирование субъективного опыта и восприятия информации (знаний) человека начинается с момента у него первого ощущения – «я существую». Все, с чем сталкивается человек в дальнейшем, он идентифицирует. Те ощущения, явления, события, которые соотносятся с его внутренним переживанием, становятся частью его субъективного опыта. При этом информация, которую человеку не удается идентифицировать со своим внутренним опытом, относится им к внешней. Она характеризуется для него неопределенностью. То есть, все не принятое сознанием человека, относится им к внешнему миру. Неопределенность во внешней или внутренней среде приводит человека в состояние напряженности, которую он стремится снизить всеми возможными способами. Неопределенность является объективным условием развития сознания, которое вносит порядок в этот хаос. Именно сознание является механизмом, обеспечивающим целостность человека, его иерархическую упорядоченность.