logo
ГОС!!!4040

35. Социологические исследования основных звеньев коммуникативного процесса.

Два основных направления — социометрия и медиаметрия: ох­ватывают в своих исследованиях все звенья коммуникативного акта и представляют собой исследования коммуникатора, информационного сообщения, каналов СМК и массовой аудитории.

объекты: массовая аудитория и СМК

Цели социометрического анализа:

изучением эффективности СМК,

компл. рассмотрение основных составляющих массовой информационной деятельности: субъекта и объекта этой деятельности, социальных функций и институтов, содержания сообщений МК.

Направления медиаисследований

    1. медиаизмерения, то есть получение информации о контактах аудитории с конкретным СМК. После обработки данных, полученных в ходе медиаизмерений, можно получить показатели, используемые для медиапланирования и оптимизации затрат на рекламу.

    2. мониторинги: мониторинг рекламы (для оценки объёмов расходов на рекламу), аудит тиражей печатных изданий (для проверки объявленных тиражей), мониторинг эфира (фиксация факта и времени выхода программы в эфир). Последнее особенно актуально в медиаисследованиях и является их неотъемлемой составляющей.

    3. качественное изучение аудитории СМИ. Такие исследования позволяют, например, определить отношение телезрителей к телепередаче, оценить дизайн программы, программную сетку канала. Сюда же можно отнести исследование стиля жизни целевых аудиторий, выявление ценностных ориентаций, сегментирование аудитории СМИ.

направления социальных исследований:

  1. Исследование свободы слова и печати, взаимоотношений журналистики с институтами власти и гражданского общества, соответствия модели СМИ потребностям социальной системы.

  1. Исследование аудитории СМИ, определение ее типологии, состава, читательских и зрительских интересов, тенденций развития и т.д.

  1. Исследование журналистских кадров, новой типологии СМИ, процессов коммерциализации прессы, телевидения и радиовещания.

  1. Исследование текстов прессы, телевизионных и радиопередач и эффективности их воздействия на аудиторию.

  1. Исследование и обучение новым технологиям и их внедрение в деятельность СМИ.

  1. Обеспечение рекламных кампаний и кампаний паблик рилейшнз.

В основном исследования - коммерческие. Значительная часть исследований посвящена выявлению рейтингов (аудитории) СМИ. Исследуются и крупнейшие рекламодатели России. По результатам исследований также составляются рейтинги рекламодателей. Большинство исследований строится на основе количественных (точнее, валовых) показателей.

Изучение аудитории - субъекта восприятия и потребления мас­совой информации является на сегодня наиболее активно реализуе­мым направлением исследований в отечественной социологии МК.