logo
ГОС!!!4040

49. Интерес как фактор коммуникации.

Психология формирования интереса к продукции СМИ. Интерес – окрашенное положи­тельными эмоциями сосредоточение внимания на определенном предмете. Интерес может быть обусловлен следующими факторами: высокой актуальностью обсуждаемой темы; высокой общественной значимостью этой темы; связью обсуждаемой темы с жизнедеятельностью людей, их проблемами и потребностями. Но есть и такие факторы формирования интереса, которые оказывают влияние не только своим содержанием, но и формой, отражающей феномены восприятия.

1. Интерес к СМИ обусловлен тем, что кто-то хочет что-то узнать, зарядиться эмоциями, найти для себя образцы поведения и т.д. При этом происходит реализация основных функций человека - когнитивной (познание), аффективной (эмоции), регулятивной (поведение), коммуникативной (общение).

2. Интерес может быть вызван профессионализмом коммуникатора. В СМИ таковым является журналист. Интересен может быть журналист как личность, тогда интерес переносится на предмет его деятельности. Интерес может быть вызван оригинальностью, творческим решением. Таких подструктур, влияющих на интерес, может быть выделено несколько: общая привлекательность, коммуникативный стиль, профессиональная компетентность, специальные знания, нравственные качества, специальные качества.

3. Существенным фактором формирования интереса является активность аудитории. В настоящее время используются разные методы повышения активности - интерактивный режим передач, возможность предложить тему для обсуждения и др.

4. Создание новых рубрик может также вызвать интерес аудитории к продукции СМИ.

Социально-психологические исследования интереса. Наличие интересов является проявлением познавательной потребности и характеристикой направленности личности. В условиях познавательной деятельности содержание интереса может существенно обогащаться за счет расширения связей предметного мира. Удовлетворение интереса, как правило, не приводит к его угасанию, а вызывает новые интересы, соответствующие новому, более высокому уровню познавательной активности. Интерес может перерастать в устойчивую личностную потребность, активное отношение к окружающему миру и даже склонность личности. В психологии различают непосредственные, т.е. обусловленные привлекательностью самого объекта, и опосредованные, как средство достижения поставленных целей, интересы. На основе социально-психологических исследований выявлены шесть условий формирования интереса:

1. Интерес обычно возникает к тому, что тесно связано с жизнедеятельностью человека, со стоящими перед ним задачами, заботами и мыслями о своей жизнедеятельности. Исключение составляют люди, у которых очень высокая познавательная потребность и им интересно все, с чем они сталкиваются.

2. Интерес возникает к тому, о чем человек уже что-то знает или в связи с чем у него уже имеется некоторый опыт. Если в коммуникации дается информация о чем-то совершенно незнакомом, то это может вызвать настороженно-недоверчивое отношение.

3. Интерес возникает к новым знаниям или информации, которые дополняют уже известные, т.е. обязателен элемент новизны.

4. Интерес возникает и поддерживается неудовлетворенной потребностью. При этом, как ни странно, люди не всегда знают, каковы их неудовлетворенные потребности (за исключением простейших). Поэтому в процессе коммуникации центральным психологическим механизмом формирования интереса является выгодное сравнение того, что имеется, с тем, что предлагается.

5. Интерес обычно проявляется как окрашенное положительными эмоциями сосредоточение внимания. Поэтому процесс коммуникации может сам по себе генерировать положительные эмоции, что и вызовет интерес.

6. Интерес к чему-либо можно активно формировать. В этом случае он может и не быть связанным с какой-либо потребностью, а являться прямым результатом психологических воздействий, например, подражания и заражения.