logo
VSEVSE_gosy

1. Модель Лассуэлла, 1948год.

  1. кто говорит? (индивид, общественный институт)

  2. что говорит? (инфо индивидуальная,массовая, частная,шаблонная).

  3. по какому каналу? (аудиальный, визуальный)

  4. кому? (аудитории)

  5. с каким эффектом?

Предложенная Лассуэллом схема не давала ответа на остававшийся в тот период открытым вопрос о том, каким образом процесс коммуникации воспроизводится в широком социальном контексте. В последствии добавили вопросы:

- с каким намерением?

- в какой ситуации? (помехи, влияние)

- какова стратегия? (например, долгосрочные планы)

Лассуэлл анализировал пропаганду во времена 1 мировой войны. Минусом было то, что он абсолютизировал ситуацию, переносил военную ситуацию на мирное время. Он же автор концепции «Волшебной пули» («Магический снаряд» или «Концепция шприца»). Согласно этой теории, человек беззащитен перед информационным воздействием. Индивиды не просто не в силах противостоять воздействию, но реагируют на него в общем одинаковым образом, одни и те же стимулы порождают у них одну и ту же реакцию. Поэтому в процессе массовой коммуникации каждый член общества целенаправленно получает свою, заранее отмеренную "дозу" воздействия, которая "впрыскивается" в него, как из шприца. Как и волшебная пуля, которая всегда точно и безошибочно находит своего адресата, так же точно и безошибочно действует в обществе массовая коммуникация.

Теория индоктринации (шприца) Лассуэла: впрыскивание инфо в общественный организм (по каналам как по венам), заражение общ-ва с помощью СМК доктриной, идеями.