logo
VSEVSE_gosy

61. Антикризисные стратегии и тактики. Российская практика.

Кризис – это событие, по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий (политики, акционеры и т.д.)

Антикризисные стратегии – система действий, учитывающая причины, последствия данного кризиса,его социальный и экономический контекст, его отражение в масс-медиа и главное, человеческий измерение.

При возникновении кризисной ситуации представители СМИ, как правило, задают три основных вопроса:

  1. Что случилось?

  2. Кто виноват?

  3. Что вы собираетесь делать?

Ответы на вопросы «что случилось» и «кто виноват» могут фактически оказаться изложением причин и последствий кризиса. Эти «факты», однако, должны быть «неопровержимыми», чтобы вероятность их дальнейшей модификации была сведена к нулю. Как будет подана эта информация, естественным образом приводит к ответу организации на третий вопрос.

На этом этапе общения организации с журналистами важную роль могут сыграть PR-специалисты

Стратегии по Грэму Даулингу известный австралийский профессор и специалист-практик по паблик рилейшнз (PR).

Эти 12 стратегий отражают очень несхожие друг с другом корпоративные философии.

1.Ответ аристократа. Это значит: а) ничего не объясняйте; б) не извиняйтесь.

Так поступила компания Intel, когда пользователи столкнулись с проблемами (случайными, по мнению компании) в одной из первых версий процессора «Пентиум». Однако настоящей проблемой оказалось то, что пользователи обратились к компании за помощью и поддержкой. Поначалу они вообще не добились никакой реакции. Затем им сообщили, что с процессором действительно имеются проблемы, но столкнуться с ними может только очень продвинутый пользователь. Только под давлением потребителей и производителей персональных компьютеров, в частности компании IBM, Intel стала проводить политику выборочных замен. Но в конце концов замена процессора стала производиться беспрепятственно.

2.Не высовываться. Это значит: а) говорить как можно меньше, ждать и надеяться, что интерес СМИ переключится на что-нибудь другое.

б) привлечь для определения степени вины в возникновении кризиса независимый орган — создать открытую комиссию по расследованию или обратиться в суд. Идея в том, чтобы обойтись без комментариев (чем меньше компания будет попадать в поле зрения, тем меньший ущерб будет нанесен ее корпоративному имиджу и репутации). Однако, если кризис связан с человеческими жертвами и журналисты начинают разрабатывать тему человеческого фактора, тогда компания становится уязвимой для негативных отзывов в СМИ.

ПРИМЕР: автомобильный паром компании Р&О затонул в проливе Ла-Манш. Носовой створ парома остался незакрытым при выходе из порта в открытое море, вода тут же хлынула внутрь, и паром пошел ко дну носом вниз. Английские суды, однако, оправдали членов экипажа, обвиненных в преступной халатности, а по юридическим причинам компанию нельзя было обвинить в непредумышленном убийстве. Поэтому родственники жертв и журналисты критиковали компанию и судебную систему за их неспособность наказать виновных в катастрофе.

3.Звонок адвокату. К этой стратегии иногда прибегают, если компания сталкивается с враждебно настроенными посторонними лицами (например, при переходе компании к другому собственнику) или если сотрудник компании допускает утечку крайне важной конфиденциальной информации.

В 1991 г. эту стратегию использовал австралийский банк Westpac, чтобы ограничить распространение конфиденциальной информации, касающейся кредитов в иностранной валюте, полученных одной из его дочерних компаний. Юристы банка добились судебного запрета на публикацию средствами массовой информации и частными лицами материалов, которые могли оказать негативное влияние на бизнес. Единственным результатом принятых юристами мер было то, что кризис переместился со страниц деловой прессы в популярные газеты и телевизионные новости. Вызвавшие всеобщий интерес статьи о клиентах банка, которых довели до банкротства, служили темой для освещения кризиса в СМИ еще в течение нескольких месяцев; кризис даже получил собственное имя — «Афера с посланиями в банке Westpac».

4.Обвинение, угроза, сокрытие, отрицание.

Эту стратегию использовала компания Mitsubishi Motor, когда в 1996 г. ее обвинили в том, что в стенах компании совершаются сексуальные домогательства (замечания сексуального характера, похлопывание ниже спины, непристойные рисунки на стенах). Когда Комиссия по равным возможностям трудоустройства объявила о возбуждении дела против компании, то там с порога отмели все обвинения и даже направили полные автобусы рабочих, чтобы пикетировать представительство комиссии в Чикаго.

5.Найти другого виновника.

Компания, взявшая на вооружение эту стратегию, обычно выступает со следующими заявлениями: «Все положения и инструкции в точности соблюдались, однако они оказались неадекватными сложившейся ситуации», или «Причиной кризиса послужили действия других людей, не имеющих никакого отношения к компании», или «Именно жертвы инцидента виноваты в том, что оказались в ситуации, в результате которой они могли пострадать» и т.д. Риск использования данной стратегии состоит в том, что она часто вызывает бурную реакцию противной стороны. К тому же если обвинения выдвинуты бездоказательно, то когда станут известны истинные факты, доверие к компании может быть подорвано. ПРИМЕР: когда компания Audi обвинила американских водителей в плохой технике вождения в ответ на утверждения, что у ее модели «Ауди 5000» есть проблема «внезапного ускорения».

6. Парировать удар и обезоружить противника. Вовлеченная в кризис компания использует методы популяризации и рекламы, чтобы опровергнуть обвинения, выдвинутые другой стороной, и отстоять свою точку зрения. Эту стратегию часто используют в спорных ситуациях при определении собственника. Ее также иногда используют в процессе продолжительного кризиса, связанного с разногласиями по поводу производственных отношений.

пример — это атака в средствах массовой информации, предпринятая компанией Suziki в ответ на статью в американском журнале Consumer Reports, который утверждал, что ее внедорожник «самурай» слабо устойчив и может легко перевернуться. Или ауди, бентли и бмв. Их информационная война, где всех сделал бентли, показав средний палец своим конкурентам.

7.Опасный бизнес. Эта стратегия базируется на том факте, что многие отрасли потенциально опасны (например, горнодобывающая промышленность, освоение космоса и т.д.), и рано или поздно вступит в действие «закон больших чисел». И независимо от принятых мер предосторожности аварии в некоторых отраслях неизбежны. Последствия этого типа кризисов также негативно отражаются и на репутации других аналогичных организаций. Например, аварии на атомной электростанции Three Mile Island в США и на Чернобыльской АЭС в СССР повлияли на имидж и репутацию всей ядерной энергетики.. Часто для реализации этой стратегии необходимо обратиться к помощи отраслевой ассоциации, государственного ведомства, независимого ученого или некого человека с соответствующим опытом, которые объяснили бы опасности, связанные с ведением данного бизнеса, и попросили общественность поддержать компанию в трудное для нее время (т.е. обратиться к высшей инстанции).

8.Стечение обстоятельств или «нам просто не повезло». Эта стратегия призвана напомнить целевой аудитории о таких вещах, как фатальное стечение обстоятельств или невезение. Например, авиакомпания Pan Am, чей самолет в начале 1980-х гг. разбился в Новом Орлеане, подозревала, что причиной катастрофы были крайне неблагоприятные погодные условия. Компания привлекла к экспертизе независимую метеорологическую службу (обратилась в высшие инстанции). В опубликованных отчетах экспертов говорилось, что причиной катастрофы были экстремальные погодные условия, ставшие обстоятельствами непреодолимой силы. Чтобы следовать этой стратегии, компания может приводить примеры аналогичных случаев, происшедших в ее (или другой) отрасли, или убеждать людей, что при работе на переднем крае технологии (чтобы принести благо обществу), некоторые проблемы неизбежны. Если существует реальны и шанс, что могут произойти серьезные неполадки, то разумней было бы отказаться от прямой телевизионной трансляции.

9.Не падать духом. Когда в результате взрыва на британской буровой платформе в Северном море погибло 167 человек, президент компании Occidental поклялся, что семьям погибших будет немедленно выплачена справедливая компенсация, и выделил на эти цели 100 млн. ф. ст. Когда в минеральной воде Perries были обнаружены следы бензола, а в детском питании фирмы Heinz — осколки стекла, то обе компании отозвали из продажи всю свою продукцию. Устойчивый имидж обоих брэндов и быстрая реакция компаний способствовали тому, что негативный эффект на обе корпоративные репутации был минимальным (Первые сообщения от компании Perries журналисты получили еще до того, как стали известны все факты, касающиеся причин заражения.)

10.Публичное жертвоприношение. В качестве примера этой стратегии можно привести то, что последовало за катастрофой самолета, рухнувшего на автомагистраль M1 в Великобритании. После всестороннего открытого расследования, установившего, что главной причиной катастрофы стала ошибка пилота, два оставшихся в живых пилота были публично уволены из авиакомпании.

11.Уход с рынка. Это — судьба многих детских игрушек, в которых были обнаружены дефекты, продуктов питания, признанных опасными для здоровья, и занимающих высокопоставленные должности людей, оказавшихся замешанными в различного рода скандалах. Будучи одной из самых радикальных стратегий, имеющихся на вооружении, она часто является логическим следствием нерешительных действий, предпринимаемых для разрешения кризиса. Иногда этой стратегией пользуются, поскольку дальнейшее посткризисное расследование показывает, что потенциальные выгоды в области бизнеса не компенсируют существующие риски. В других случаях компанию к подобному решению подталкивает враждебная реакция потребителей.

12.Дайте нам еще один шанс. В этом случае руководитель организации публично берет на себя всю ответственность за кризис и просит дать компании еще один шанс. Это признание иногда может сопровождаться отставкой руководителя, но необязательно.

Эту стратегию часто используют политические партии, где ответственность за ошибки берет на себя член кабинета министров. Интересен психологический аспект, лежащий в основе этой стратегии. Чем больше масштабы кризиса, тем значительнее должна быть должность человека, принимающего на себя всю полноту ответственности, чтобы общественность сочла себя удовлетворенной этой жертвой. В крупных корпорациях общепринята практика, согласно которой руководитель компании не может быть в курсе всех подробностей деятельности людей, не подчиняющихся ему непосредственно (или нести за нее реальную ответственность). В такой ситуации эта стратегия может быть использована для того, чтобы продемонстрировать озабоченность создавшимся положением, гарантировать, что будут проведены необходимые преобразования, и дать компании еще один шанс.

Часто после кризиса компании критикуются за то, что их поведение было чересчур высокомерным. Высокомерие — это верный способ похоронить хорошую репутацию.

Стратегии сгруппировать: (Сидорова А.Г.)

Пассивные / активные Позитивные / негативные

Пассивные/негативные: отсутствие ответов;

Пассивные /позитивные:

Активные/позитивные: когда компания берет ответственность на себя и помогает пострадавшим;

Активные / негативные: случай в №3 горбольнице, люди умершие не по своей вине;

Позитивные /пассивные: признать вину, уйти в отставку.

-скажите это быстро (быстрая реакция + регулярные сообщения);

-скажите это честно;

- скажите это полностью (доп. Бэкграундер, инфа про организацию);

- скажите это сами (важно, что первая откликнувшаяся на кризис сторона ведет дальнейшую информацию, остальные уже будут оправдываться);

Тактики:

Важна подготовка до кризиса. Это все возможные тренинги, обучения, инструктажи.

Желательно ПР-специалисту иметь загатовленный план, по которому действовать в кризис.

Российские антикризисные коммуникации.

Например, произошел пожар. Кто должен его тушить? Пожарные части. Кто будет работать с пострадавшими? Медицинские учреждения. Кто разбирает завалы? Подразделения МЧС. Кто выясняет причины? Прокуратура, суд. Кто заботится о том, чтобы пожара не было впредь? Администрация организации. Замечу, что ни один из перечисленных вопросов не находится в компетенции пресс (PR) службы. Более того: если PR-специалист начнет советовать, как лучше тушить пожар или не допустить следующего, он сразу превратится из профессионала в рядового обывателя, рассуждающего на кухне о путях развития страны.

А в какой плоскости лежит его профессиональная компетенция? Для ответа на данный вопрос попробуем выйти за пределы сугубо материального понимания кризисной ситуации. Кризис – не просто разрушенные здания и пострадавшие люди, кризис - это и прекращение нормального процесса; и непредвиденное событие, ставящее под угрозу стабильность некоторой структуры; и внезапное серьезное происшествие, способное повредить репутации или даже разрушить ее.

Сегодня работа специалистов по связям с общественностью приобретает все большую актуальность. Одна из граней работы PR-менеджера - так называемые антикризисные коммуникации. Задача профессионального PR-щика - с одной стороны сгладить последствия информационного кризиса, а с другой стороны предотвратить его появление в дальнейшем.

Из sovetnik.ru

Выступившие здесь президент PR-агентства Insiders и руководитель российского отделения Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC/Russia) Андрей Лапшов, глава глобального департамента корпоративных отношений и маркетинга инвестиционного блока "ВТБ Капитал" Ольга Подойницына, руководитель направления по развитию новых медиаканалов компании "ВмпелКом" Михаил Умаров, заместитель президента - председателя правления банка "ВТБ 24" Михаил Кожохин и руководитель направления репутационных исследований United Minds International Алексей Фисун поделились с присутствующими своим видением того, как компаниям выстраивать отношения со своими целевыми аудиториями в период экономических неурядиц и сохранить конкурентные преимущества.

В частности, г-н Лапшов отметил, что если коммуникации в компании не обрели стратегической функции менеджмента в благополучные времена, а наделяются ими лишь как реакция на кризис, ей будет трудно добиться каких-либо существенных результатов в попытках преодолеть трудности. Преимущества же в новых экономических условиях получают как раз те компании, у которых уже отлажены рабочие контакты со всеми важными для нее целевыми аудиториями. Комплекс регламентов и отстроенную в соответствии с ними коммуникационную организационную структуру, готовую в любую минуту к реакции на меняющиеся условия, он назвал "Комплексом 4R"" (PR, GR, IR и HR).

В общем и целом с ним согласен Михаил Кожохин, который также подчеркнул, что в период кризиса компаниям нужно в первую очередь рекламировать именно свои конкурентные преимущества. И ни в коем случае, как сказал Михаил Умаров, не сокращать информационные потоки. Ольга Подойницына, в свою очередь, отметила, что дело осложняет отсутствие четкого прогноза, как будет развиваться кризис. Тем более, что о его природе сегодня мало кто может сказать что-то внятное. В информационном пространстве по-прежнему, по словам Алексея Фисуна, "преобладает "желтый" контент, а количество "интеллектуального" крайне мало".

На последок, найдите пример, который А.Г. понравится и усе будет пучком.