logo
VSEVSE_gosy

60. Социальные представления

Девочки, то что было у тех курсов – в документе б, потому что там все заумно как-то. Я взяла из лекций Н.А. и кое-что от заумностей добавила

Прежде всего, социальные представления, - это теория, которая работает в социальной психологии больших групп.

Теорию разработал французский психолог Серж Московичи, сейчас действует уже целая школа по изучению социальных представлений.

Соц.представление – это обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, событиях, это способ интерпретации повседневной действительности, присущий определенной социальной группе.

Социальные представления - способность человека воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, чтобы придавать смысл вещам и объяснять личностную ситуацию.

Представления, по Московичи, являются основой взаимодействия: прежде чем вступать в общение с человеком или группой, индивид должен представить себе возможные связи, результаты взаимодействия.

Как мы воспринимаем события жизни. Это спонтанное наивное знание (здравый смысл, естественное мышление). Социальное представление в известной степени противоположно представлению научному. Это социально выработанное знание, которое мы разделяем с другими людьми. Это социально маркированные познавательные процессы (можно социальные представления определить как форму социального мышления.

Социальное представление – это разновидность практического мышления, направленная на общение, понимание и освоение социального окружения, материального и идеального. Оно обнаруживает специфические свойства в плане организации содержания, а также мыслительной операции и логики.

Социальные представления формируются с помощью двух процессов — связывания (якорения, закрепления) и объективации. Связывание включает классификацию и называние. Относя объекты к известным категориям и присваивая им словесные ярлыки, человек нагружает их смыслом.

Согласно Московичи, главным условием формирования и передачи социальных представлений выступает социальная коммуникация, т.к. через неё осуществляется информационный обмен, позволяющий создать общее интеллектуальное пространство.

Социальное представление – это явление, которое имеет субъектную и объектную характеристики, это процесс, устанавливающий отношения между ними.

Природа и разновидности соц.представлений:

  1. о здоровом и болезненном состоянии человека (здоровье ассоциируется говорящим с самим собой, причины здоровья не анализируются, если же речь заходит о болезни, то она требует объяснения причины, и в первую очередь причина – окружающая среда.

  2. о природе: Вредность для здоровья ненатуральной пищи, массовый выпуск на рынки йогуртов и здоровой пищи. Экологические движения способствуют идеологическому наполнению понятия «Природа». Природа изначально получает репутацию чистоты, противопоставление отравы и чистой воды

  3. О психических заболеваниях: пансиона для психически больных людей, боязнь заразиться, проекты по возвращению больных людей в общество

Реальность СПИДа (хоть он не передается бытовым путем, от больных шарахаются)

  1. о детях и детстве: категория детство выделена как отдельная категория в обществе взрослых. Изучая биографии, романы и фильмы, литературу для детей, исследователи обнаружили что детство в социальных представлениях взрослых – это другой мир.

  2. О профессиональной жизни: факторы удовлетворенности от работ тесно связаны со свободой и самостоятельностью принятия решений. В меньшей степени влияет уровень зарплаты, отсутствие недовольства не имеет ничего общего с профессиональной неудовлетворенностью.

Социальные представления могут корректироваться, могут влиять на наши мысли и действия:

Социальные представления и система научного знания:

Наука – не противоядие, а источник социальных представлений. Человек непосвященный может поступить доступ в мир научного знания только в том случае, если ключевые понятия, выраженные в форме символов и математических уравнений, будут переданы знакомыми словами.

Имплицитная теория личности и теория атрибуции – это преимущественно когнитивный подход, четко направленный на индивида. Изучение социальных представлений носит другой характер – эксплицитно социальный.

Выходя за рамки академического сообщества, научные понятия становятся С.П., здравым смыслом, и в этом качестве не подчиняются законам формальной логики, от них нельзя дистанцироваться и объективно наблюдать, избегая вовлеченности. Подобные научные мифы получают логическую завершенность, внутреннюю легитимность и самодостаточность. Таким образом, неявным критерием различения научного и обыденного знания выступает степень формализованности процесса коммуникации.