16. Массовая Коммуникация как объект соц-го анализа: определение, основные хар-ки. (по лекциям Гундарина)
Массовая Коммуникация – совокупность процессов получения, передачи, обработки и хранения информации. Возможна только когда присутствует общность инф поля.
МК – процесс, в ходе которого сложно организованный социальный институт передает общественно значимую информацию на неограниченную территорию и аудиторию с помощью технических средств (всегда опосредовано!)
МК - особая деятельность, осуществляемая специалистами ради воздействия на объективно не связанные м/у собой группы и отдельных индивидов ради «массовизации» их сознания и поведения.
Фрейм – минимальная неделимая информационная частица.
Избыточность инфо – неотъемлемое свойство инф потоков. Бывает разумная и сверхмерная.
Селективность инфо – выбор информации.
Социологич подход: коммуникация – всегда сумма социальных процессов, они не случайны, а объективны. Если есть общество, есть и коммуникация.
2 подхода к МК в социологии: (добавила в него инфу по начитке Сидоровой)
1) стратегический: МК играет важнейшую роль в соврем. обществе. МК создает и трансформирует социум. Другими словами, это социо-культурный подход, европейский.
Рассматривали, какие деформации происходили с аудиторией в процессе влияния СМИ. Маркузе: концепция Одномерного человека: человек становится объектом воздействия культуры, не может мыслить отдельно от прочих, становится объектом воздействия. «Соврем. Человечество похоже на стадо овец, которых невидимый пастух гонит вперед и вперед к воображаемым достижениям».
Еще представители: Бодрияр, Жижик, Макклюэн.
Такой подход нужен в стратегическом планировании, когда видим коммуникационное пространство в целом и его еще только начинающиеся тенденции. В рамках этого подхода мы делаем прогнозы на будущее, вписываем пиар, медиа-действительность в социо-культурные процессы. Смотрим на социум с высоты птичьего полета (в тактическом подходе – ходим по земле), моделирование невозможно.
Субъекта коммуникационного управления нет, система медиа управляет нами и собой самостоятельно. Дискурс власти – власть, которая сегодня является вездесущей, растворяется в повседневных практиках. Она транслирует дозволяющую систему ценностей с помощью всех коммуникативных элементов, и чем незаметнее – тем лучше. Власть дискурса - в настоящее время так много медийных образов, они так вошли в нашу жизнь, что центра управления этими образами быть не может. Потребитель инфо, находясь постоянно в системе образов, принимает их ярче, охотнее, чем действительность. Информация, даваемая в них, становится параллельной формой бытия.
2) тактический: МК играет роль, но она ограничена. Функционалистский подход!
Анализ реальной прагматики коммуникативных актов, моделирование.
Модель Якобсона: Коммуникатор-текст-реципиент. Моделирование идет по пути усложнения, разворачивания модели: добавляются ситуация, помехи, цели и т.д.
В основе подхода: изучение эффектов МК! Модель Лассуэлла не предполагала обратной связи (кто,что, кому, по какому каналу, с каким эффектом). В последствии - модель Лазарсфельда (двуступенчатая модель, лидеры мнений), информационные привратники (Курт Левин), модель повестки дня (Шоу).
Модель Грюнига-Ханта: модель пропаганды. Необязательно правдивую инфо надо передавать. Инфо может быть двусторонняя симметричная (модель с обратной связью) и двусторонняя ассиметричная (организация целенаправленно отслеживает инфо, но обратной связи не предполагается).
Теория культивирования: если аудитория активно потребляет СМИ, они ставят события из СМИ выше, чем те, которые реально произошли в их жизни. Это индустриальный подход, ковровые бомбардировки инф пространства.
Общество приобретает нов черты, происходит массификация и гомогенезация. Именно масса становятся реальными двигателями истории, отдельный индивид перестал играть роль. Массовое потребление процветает. В 20 веке потребление уравнивается, исчезают сословные барьеры, повышается соц мобильность, но при этом растет отчуждение человека, атомизация общества в целом (общество распадается на группки, которые не свзаны между собой) – можно влиять, человек беззащитен. Именно этим обусловлен успех рекламы, оторванность от традиций. Человек – легкая добыча.
Из жизни общества начинает исчезать большой рассказ, нарротив: некая важная идеологическая сила, которая направляла индивида и группу людей (раньше это было христианство).
Т.О. причины появления МК:
1) политич: государству нужны были рычаги управления большой массой
2) идеологич: на смену большой идеологии пришла идеология потребления
3) финансовая (медийный и рекламны бизнес – оч выгодны, получают контакт с сотнями человек)
4) психологич (человек, оставаясь в одиночестве, создает себе соц контекст, псевдосемью)
5) технич – МК возможна только при наличии технических средств.
Другой подход: (все эти подходы - это одно и то же, но разными словами разных авторов)
медиа-ориентированный. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Маклюэн.
человеко-ориентированный, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходили из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается. Среди моделей массовой коммуникации здесь можно выделить: подход «полезности и удовлетворения потребностей» (Блумер, Кац); “спираль молчания” Элизабет Ноэль-Нойман.
Особенности МК:
Массовость аудитории
Однородность аудитории
Использ-е масс.видов связи
Быстрое распред-е инфы
Невысокая стоимость инфы
Свойства уникальности МК:
1 – диахронность (одномоментность, возможность устойчивого сохранения передаваемого сообщения во времени)
- Диатропность – возможность преодоления сообщением значительных пространств и расстояний
- Мультиплицирование – возможность многократного неогранич. воспроизведения одного и того же содержания
- Симультанность – сообщения МК передаются множеству людей одномоментно, одинаково, без изменений
- Репликация – возможность регуляции своих воздействий самим СМК
Функции МК в обществе: (социальный уровень)
1) информационная
2) функция соц связи – СМИ должны интерпретировать происходящее для нас, поддержка соц норм и гласных отношений; социализация; координация разнонаправленной соц активности и формирование общественного согласия
3) обеспечение преемственности – выражение образов доминирующей культуры, узнавание субкультуры; поддержание общности соц ценностей
4) рекреативная – создание возможностей для отдыха и развлечения для снижения соц напряженности
5) мобилизация – организация кампаний с актуальными целями в политике, экономике, соц сфере.
Массовая коммуникация предполагает, что главный – блок коммуникатора. Составляющие:
- заказчик
- креативный исполнитель (творчество в рамках конкретной компании, журналист или рекламщик)
- технический исполнитель (верстальщики, рабочие, программисты)
Аудитория (актуальный объект воздействия) vs масса (потенциальный объект).
В массовой коммуникации понижена возможность для обратной связи, она осуществляется косвенным образом! (н-р, горячие линии, потребительская динамика)
! Выводы:
- МК объективно является особым способом общения различных индивидов, что неизбежно способ-т их самоорганизации в массу.
- Кроме естественного формирования массы, МК может формир-ть массы искусственно. Связанно с манипуляциями и целями коммуникатора.
- Внешне МК сохраняет видимость свободы человека и его индивидуализации, но на самом деле: ты либо в обществе, с МК, либо вне ее - вне общества.
ШПОРА
Массовая Коммуникация – совокупность процессов получения, передачи, обработки и хранения информации. Возможна только когда присутствует общность инф поля.
МК – процесс, в ходе которого сложно организованный социальный институт передает общественно значимую информацию на неограниченную территорию и аудиторию с помощью технических средств (всегда опосредовано!)
МК - особая деятельность, осуществляемая специалистами ради воздействия на объективно не связанные м/у собой группы и отдельных индивидов ради «массовизации» их сознания и поведения.
Социологич подход: коммуникация – всегда сумма социальных процессов, они не случайны, а объективны. Если есть общество, есть и коммуникация.
2 подхода к МК в социологии:
1) стратегический: МК играет важнейшую роль в соврем. обществе. МК создает и трансформирует социум.Еще его называют социо-культурный подход!
Представители: Бодрияр, Жижик, Макклюэн.
Рассматривали, какие деформации происходили с аудиторией в процессе влияния СМИ. Маркузе: концепция Одномерного человека: человек становится объектом воздействия культуры, не может мыслить отдельно от прочих, становится объекто оздействия. «Соврем. Человечество похоже на стадо овец, которых невидимый пастух гонит вперед и вперед к воображаемым достижениям».
В рамках этого подхода мы делаем прогнозы на будущее, вписываем пиар, медиа-действительность в социо-культурные процессы. Смотрим на социум с высоты птичьего полета (в тактическом подходе – ходим по земле), моделирование невозможно.
2) тактический: МК играет роль, но она ограничена. Функционалистский подход!
Анализ реальной прагматики коммуникативных актов, моделирование.
В основе подхода: изучение эффектов МК! Лассуэл (кто, что, кому, по какому каналу, с каким эффектом), Лазарсфельд (лидеры мнений), концепция привратников (Курта Левина).
Модель Грюнига-Ханта: модель пропаганды. Необязательно правдивую инфо надо передавать. Инфо может быть двусторонняя симметричная (модель с обратной связью) и двусторонняя ассиметричная (организация целенаправленно отслеживает инфо, но обратной связи не предполагается).
Теория культивирования: если аудитория активно потребляет СМИ, они ставят события из СМИ выше, чем те, которые реально произошли в их жизни. Это индустриальный подход, ковровые бомбардировки инф пространства.
Общество приобретает нов черты, происходит массификация и гомогенезация. Именно масса становятся реальными двигателями истории, отдельный индивид перестал играть роль, но при этом растет отчуждение человека, атомизация общества в целом (общество распадается на группки, которые не свзаны между собой) – можно влиять, человек беззащитен. Именно этим обусловлен успех рекламы, оторванность от традиций. Человек – легкая добыча.
Т.О. причины появления МК:
1) политич: государству нужны были рычаги управления большой массой
2) идеологич: на смену большой идеологии пришла идеология потребления
3) финансовая (медийный и рекламны бизнес – оч выгодны, получают контакт с сотнями человек)
4) психологич (человек, оставаясь в одиночестве, создает себе соц контекст, псевдосемью)
5) технич – МК возможна только при наличии технических средств.
Другая основа для подхода:
медиа-ориентированный. Человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Наиболее видным представителем данного подхода является Маклюэн.
человеко-ориентированный, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Подход «полезности и удовлетворения потребностей» (Блумер, Кац); “спираль молчания” Элизабет Ноэль-Нойман.
Особенности МК:
Массовость аудитории
Однородность аудитории
Использ-е масс.видов связи
Быстрое распред-е инфы
Невысокая стоимость инфы
Свойства уникальности МК:
1 – диахронность (одномоментность, возможность устойчивого сохранения передаваемого сообщения во времени)
- Диатропность – возможность преодоления сообщением значительных пространств и расстояний
- Мультиплицирование – возможность многократного неогранич. воспроизведения одного и того же содержания
- Симультанность – сообщения МК передаются множеству людей одномоментно, одинаково, без изменений
- Репликация – возможность регуляции своих воздействий самим СМК
Функции МК в обществе:
1) информационная
2) функция соц связи
3) обеспечение преемственности
4) рекреативная
5) мобилизация
Массовая коммуникация предполагает, что главный – блок коммуникатора. Составляющие:
- заказчик
- креативный исполнитель
- технический исполнитель
Аудитория (актуальный объект воздействия) vs масса (потенциальный объект).
В массовой коммуникации понижена возможность для обратной связи, она осуществляется косвенным образом! (н-р, горячие линии, потребительская динамика)
! Выводы:
- МК объективно является особым способом общения различных индивидов, что неизбежно способ-т их самоорганизации в массу.
- Кроме естественного формирования массы, МК может формир-ть массы искусственно. Связанно с манипуляциями и целями коммуникатора.
- Внешне МК сохраняет видимость свободы человека и его индивидуализации, но на самом деле: ты либо в обществе, с МК, либо вне ее - вне общества.
- Раздел 1. Введение
- Раздел 2. Содержание
- Раздел 3. Обзор ситуации
- Раздел 4. Цели и задачи
- Раздел 5. Целевые аудитории
- Раздел 6. Стратегия и тактика
- Раздел 7. Коммуникационные инструменты
- Раздел 8. Профессиональная команда
- Раздел 9. Бюджет
- Раздел 10. Приложения
- Раздел 1. Введение
- Раздел 2. Содержание
- Раздел 3. Обзор ситуации
- Раздел 8. Профессиональная команда
- Раздел 9. Бюджет
- Раздел 10. Приложения
- 5. Этические нормы деятельности специалиста в сфере со. Этические кодексы.
- Часть I. Критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников pr, налагаемые на них настоящим Кодексом
- Часть II. Общие профессиональные обязанности
- Часть III. Специальные профессиональные обязанности
- 6. Групповые влияния на индивидуальное поведение: социально-психологический аспект.
- 6. Групповые влияния на индивидуальное поведение: социально-психологический аспект.
- 7. История со. Возникновение и развитие системы со в России.
- 8. Организационная культура: способы управления, модели изменения.
- Вопрос 9.
- 10. Социологическая модель эффективности массовой коммуникации
- 1.Теория Лассуэлла (автокоммуникация). Матрица 5w
- 3.Модель привратника (Курт Левин)
- 10 Шпора! Социологическая модель эффективности массовой коммуникации
- 1.Теория Лассуэлла (автокоммуникация). Матрица 5w
- 3.Модель привратника (Курт Левин)
- 11. Структура типовых должностных и функциональных обязанностей специалиста по со в организации.
- 12.«Внутренние» организационные документы (регламенты, планы, программы).
- Конспект pr плана
- 13. Базовые принципы планирования деятельности и бюджетирования отдела со
- 14. Межкультурная коммуникация.
- 14. Межкультурная коммуникация.
- 15. Основные модели коммуникации.
- 1. Модель Лассуэлла, 1948год.
- 2. Лазарсфельд, Годэ, двухступенчатая модель коммуникации, лидеры мнений
- 3. Курт Левин, концепция информационных привратников
- 4. Бодрияр и симулякры.
- 5. Маршалл Мак-Люэн.
- 6. Якобсон.
- 10. Подход «полезности и удовлетворения потребностей» (Блумер, Кац)
- 14. Модель Йохана Хейзинга (игровая).
- 1. Модель Лассуэлла, 1948год.
- 2. Лазарсфельд, Годэ, двухступенчатая модель коммуникации, лидеры мнений
- 3. Курт Левин, концепция информационных привратников
- 4. Бодрияр и симулякры.
- 5. Маршалл Мак-Люэн.
- 6. Якобсон.
- 10. Подход «полезности и удовлетворения потребностей» (Блумер, Кац)
- 16. Массовая Коммуникация как объект соц-го анализа: определение, основные хар-ки. (по лекциям Гундарина)
- 17. Внутренний pr в системе управления персоналом. Основные функции, цели и задачи.
- 1 Этап – диагностика.
- 2 Этап – формирование единого информационно пространства.
- 3 Этап – создание корпоративных правил и стандартов (корпоративный кодекс)
- 4 Этап – укрепление лояльности персонала.
- 5 Этап – мониторинг и выработка новых задач.
- 17. Внутрикорпоративный pr: мероприятия для сотрудников. Корпоративные тренинги.
- 1 Этап – диагностика.
- 3 Этап – создание корпоративных правил и стандартов (корпоративный кодекс)
- 4 Этап – укрепление лояльности персонала.
- 5 Этап – мониторинг и выработка новых задач.
- 18. Со для нко: функции, целевые группы, ресурсы.
- 18. Со для нко: функции, целевые группы, ресурсы.
- 19. Реклама и со в системе маркетинга (по Цветаевой и презентации Комиссарововой)
- 20. Задачи, формы, методы и технологии мониторинга сми
- Формы и методы мониторинга сми
- Аналитические исследования
- 21. Реклама и со как коммуникационные явления: общее и особенное.
- Принципиальные отличия целевых аудиторий pr и рекламы
- 22. Методики оценки эффективности pr-деятельности.
- 22. Методики оценки эффективности pr-деятельности.
- 23. Социальная реклама: цели и задачи, источники финансирования.
- 23. Социальная реклама: цели и задачи, источники финансирования.
- Вопрос 26. Основные понятия и концепции маркетинга. Эволюция развития маркетинга.
- Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд.
- Концепции управления маркетингом
- Концепция совершенствования производства
- Концепция совершенствования товара
- Концепция интенсификации коммерческих усилий
- Концепция маркетинга
- Концепция социально-этичного маркетинга
- Вопрос 26. Основные понятия и концепции маркетинга. Эволюция развития маркетинга.
- Концепция маркетинга
- 28. Стратегический менеджмент: становление концепций, школы, современное состояние.
- 28. Стратегический менеджмент: становление концепций, школы, современное состояние.
- 30. Правовое обеспечение связей с общественностью
- Определение и формулировка целей pr-кампании. Стратегическое и тактическое планирование pr-кампаний.
- 32. Креативные стратегии в рекламе и со
- 32. Креативные стратегии в рекламе и со шпора
- 33. Специфика пиар-текста.
- 35. Репутационный менеджмент: базовые понятия и технологии.
- 35. Репутационный менеджмент: базовые понятия и технологии.
- 36. Медиапланирование в рекламе и со (полный)
- Типы медиапланирования
- Этапы медиапланирования:
- Показатели, необходимые для оптимального планирования рекламной кампании:
- Документы составляемые в процессе медиапланирования:
- Программное обеспечение медиапланирования
- 36. Медиапланирование в рекламе и со (шпора)
- Типы медиапланирования
- Этапы медиапланирования:
- Показатели, необходимые для оптимального планирования рекламной кампании:
- Документы составляемые в процессе медиапланирования:
- Программное обеспечение медиапланирования
- 37. Характеристика и виды текстов в медиарилейшнз
- Материалы для непосредственной публикации в сми
- Материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных событий
- 37. Характеристика и виды текстов в медиарилейшнз шпора
- Материалы для непосредственной публикации в сми
- Материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных событий
- 38. Пресс-релиз как базовый организационный документ
- 39. Речевое и неречевое поведение в социально-ориентированном общении. Социально-символичесая индикация и регуляция речевого поведения.
- 39. Речевое и неречевое поведение в социально-ориентированном общении. Социально-символичесая индикация и регуляция речевого поведения.
- 40.Внутренний pr: основные функции, цели и задачи.
- 1 Этап – диагностика.
- 2 Этап – формирование единого информационно пространства.
- 3 Этап – создание корпоративных правил и стандартов (корпоративный кодекс)
- 4 Этап – укрепление лояльности персонала.
- 5 Этап – мониторинг и выработка новых задач.
- 40. Внутренний pr: основные функции, цели, задачи.
- 41. Особенности тв и радиопублицстики. Основные типы программ на тв и радио.
- I. Привлечение новых клиентов/первичные покупки:
- II. Повторные покупки/ Удержание клиентов/Возвращение клиентов:
- I. Привлечение новых клиентов/первичные покупки:
- II. Повторные покупки/ Удержание клиентов/Возвращение клиентов:
- 44 Имиджевые технологии в pr
- Пресс-конференция: методика организации и проведения.
- 45. Пресс-конференция: методика организации и проведения. (шпора)
- 46. Методы соц-псих. Воздействия в рекламе и со
- 46. Методы соц-псих. Воздействия в рекламе и со
- 48. Со и реклама в социальных сетях
- Виды социальных сетей.
- 48. Со и реклама в социальных сетях
- Виды социальных сетей.
- 49. Технологии позиционирования товара на рынке
- Технологи позиционирования:
- Ошибки позиционирования
- 50.Современные брендинговые технологии
- Последовательная возобновляемая дистрибьюция
- 1) Стратегия бренда:
- 2) Анализ конкурентов:
- 3)Анализ признаков, отличающих бренд:
- Этапы создания бренда
- 55. Сми, государство и бизнес в современной России: особенности и актуальные проблемы взаимодействия.
- 51. Специфика политической коммуникации.
- 53. Межличностные конфликты, причины их возникновения, динамика развития и способы разрешения. Проблемы командообразования
- 53. Межличностные конфликты, причины их возникновения, динамика развития и способы разрешения. Проблемы командообразования
- 54. Современная система российских сми: структура, функции, технологии, тенденции развития.
- 3. Миграция рекламы за счет новых инструментов медиа:
- 4. Размывание границ между жанрами
- 5. Открытие новых рынков (it-продуктов, рабочей силы), а значит новых возможностей для социума.
- 6. Снижение барьеров для входа на некоторых рынках массовой информации. Тенденция к диверсификации
- 7. Проблема отсутствия выбора контента на телевидении
- 1. Ict (информационные коммуникативные технологии).
- 2. Переход от сми к новым интерактивным медиасистемам
- 3 Ключевых стратегии сми в современных условиях.
- 54. Современная система российских сми: структура, функции, технологии, тенденции развития.
- 5. Открытие новых рынков (it-продуктов, рабочей силы), а значит новых возможностей для социума.
- 6. Снижение барьеров для входа на некоторых рынках массовой информации. Тенденция к диверсификации
- 3 Ключевых стратегии сми в современных условиях.
- 5. Гтрк-Алтай
- 59. Антикризисный pr: общие характеристики
- 10 Советов по борьбе с кризисом
- 56. Предвыборная кампания: специфика, типы, технологии.
- Анализ ситуации
- Установление целей
- Определение ца и определение каналов коммуникации с избирателями:
- Выяснение главной стратегии кампании
- Проведение мероприятий
- 56. Предвыборная кампания: специфика, типы, технологии.
- 57 Основные характеристики глобального информационного общества.
- 57. Основные характеристики глобального информационного общества.
- 58. Pr в сфере шоу-бизнеса и спорта.
- 58. Pr в сфере шоу-бизнеса и спорта.
- 59 Антикризисный пр — общие характеристики
- 60. Социальные представления
- 61. Антикризисные стратегии и тактики. Российская практика.
- 61. Антикризисные стратегии и тактики. Российская специфика.
- 63. Немедийная трансляция в системе внешних организационных коммуникаций. Технологии создания специальных событий.
- 65. Рекламное и pr-сообщество Алтайского края.
- 65. Рекламное и pr-сообщество Алтайского края.
- 66. Технологии принятия управленческих решений в пр-деятельности.
- 67. Реклама: виды и средства.
- 1) Внутрисалонные рекламные планшеты;
- 2) Наружная реклама на транспорте (помещается на бортах транспортных средств);
- 3) Стационарная реклама, размещенная на станциях метро, вокзалах, остановках и т.Д.
- 67. Реклама: виды и средства.
- 1) Реклама в прессе;
- 2) Печатная (полиграфическая) реклама:
- 68. Средства убеждения в современной коммуникации