logo search
VSEVSE_gosy

10. Подход «полезности и удовлетворения потребностей» (Блумер, Кац)

Базовая посылка подхода состоит в том, что из всей совокупности материалов массовой коммуникации аудитория выбирает материалы, удовлетворяющие в той или иной мере ее потребности. Степень информационной активности зависит от индивидуальных потребностей и интересов. Вероятность выбора конкретного сообщения зависит от того, в какой мере оно отвечает тем или иным индивидуальным потребностям.

Следует заметить, что большинство моделей «полезности и удовлетворения потребностей» не включают в рассмотрение такую составляющую коммуникационного процесса как отправителя сообщения. Исходным моментом является анализ факторов, детерминирующих обращение аудитории к информационным материалам. Правила подхода:

1. Люди используют масс-медиа для удовлетворения собственных потребностей, то есть аудитория является активной, а не пассивной в восприятии информации.

2. Информация, особенно телевизионная, потребляется аудиторией селективно, с целью удовлетворения конкретных потребностей.

3. Необходимо исследовать то, как люди используют СМК, а не влияние СМК на людей.

Существуют еще такие модели коммуникации (их систематизировал Почепцов):

11. Лотман. считал слишком абстрактной модель ком­муникации, предложенную Р.Якобсоном, подчеркивая, что в действительности у говорящего и слушающего не может быть абсолютно одинаковых кодов. Лотман выделяет также две коммуникативные мо­дели "Я - ОН" и "Я - Я". Последний случай он именует автокоммуникацией.

12. К. Леви-Строс первым дал современное представление о структуре мифа. + Мифологией в коммуникации занимался Р. Барт

13. Модель Михаила Бахтина (культурологическая). Вносит в свою модель коммуникации две основные идеи: диалогичность и карнавализацию. «Абстрактного собеседника, так сказать, человека в себе, не может быть». Т.е. он рассматривал коммуникацию как диалог культур – это важно в межкультурной коммуникации.