logo search
ГОС!!!4040

59. Сущность pr-консалтинга как профессиональной сферы деятельности..

Консалтинг в отличие от простого консультирования - это комплексная система диагностики состояния, определения динамики развития, прогнозирования будущего состояния и стратегического планирования организации. Консультирование – процесс, который входит в область консалтинга.

PR-консалтинг — это область консультативной деятельности, связанная с оказанием непосредственной помощи специалистом по СО в виде советов и рекомендаций предприятиям организациям и учреждениям, их службам, личностям, по созданию, организации, управлению и обеспечению бесперебойности процесса МК, а также по различным проблемам ее развития, интересующим клиента.

Цели могут быть самыми различными в зависимости от сферы деятельности фирмы. Например: помощь клиенту осуществлять прогрессивные изменения в его организации. Во всех случаях в зависимости от поставленной цели определяется ряд задач

Задачи

1. Уточнение проблем клиента в сфере коммуникационной деятельности или во взаимодействии с ключевыми аудиториями.

2. Обсуждение с клиентом сути возникшей проблемы, вычленение наиболее фундаментальных и ключевых проблем.

3. Диагностика ситуации, разделение сфер деятельности по разрешению ситуации между клиентом и консультативной фирмой.

4. Формулирование советов и рекомендаций.

5. Оказание текущей помощи клиенту в ходе разрешения проблемной ситуации.

6. Передача клиенту в просветительских целях пакета типичных и наиболее часто возникающих проблемных ситуаций и способов их разрешения или же передача элементарных полезных знаний в сфере профессиональной деятельности клиента.

К PR-консалтингу относят: коммуникационный консалтинг (репутационный), управленческий консалтинг, экономический консалтинг (маркетинговый), политический консалтинг.

направления консультирования

1. Управленческий консалтинг - одним из первых консультантов в области управленческого консалтинга является основатель теории научного управления предприятием Фредерик Тейлор.

Развитие управленческого консалтинга прошло несколько этапов:

1. В начале XX века консультантами становились бывшие предприниматели, управленцы, достигшие на деловом поприще успехов и отошедшие от дел.

2. Начиная с середины XX века – намечается «золотой век управленческого консалтинга», который связан с послевоенным развитием экономики и бурным развитием научно-технического прогресса. Происходит специализация по конкретным управленческим проектам (промышленность, сфера услуг и др.) и отдельным областям – социология, психология, менеджмент.

3. Наконец, настоящий переворот в сфере управления произвело широкое распространение информационных систем управления ресурсами предприятия. В отличие от традиционных учетно-бухгалтерских программных пакетов эти системы дали техническую возможность управлять всеми ресурсами: производственными, финансовыми и людскими.

Коммуникационный консалтинг.

Коммуникационный консалтинг — оказание консультационных услуг относительно форм и методов работы в области управления репутацией кампании, использование различных методов измерения эффективности. Сюда входит

1) выявление наиболее значимых факторов репутационных факторов (репутация брэнда, репутация первых лиц компании, репутация топ-менеджеров, репутация стратегии фирмы и др.).

2) Построение информационно-имиджевой сратегии, направленной на укрепление репутации компании

Работа с негативно настроенными целевыми группами

Работа с информационными поводами, с которыми ассоциируется компания

Экономический консалтинг

Основная цель работы экономических консультантов – сделать экономическое развитие организации более эффективным, более успешным. Он осуществляется через проведение маркетинговых исследований, направленных на выяснение предпочтений потребителей, а также постановки системы бюджетирования (то есть внедрение эффективной организации процесса управления деятельностью организации посредством планирования, контроля за статьей доходов и расходов, анализа финансово-экономических показателей).

Политический консалтинг, который определяют как профессиональную деятельность па интеллектуальному и организационному обеспечению политических кампаний через создание и реализацию технологий, способных компенсировать слабость традиционных партийно-политических методов.

Существуют бизнес и коуч-тренеры, которые занимаются консалтинговой деятельностью внештатано и самостоятельно, не являясь сотрудниками агентств.

Консалтинговая фирма — специализированная компания, фирма, организация, основная деятельность которой заключается в консультировании клиентов по различным проблемам. Основной продукт деятельности таких фирм — консультационные услуги по различным профилям деятельности.

Полный цикл услуг консультационных фирм включает:

- определение ситуации;

- выявление специфических особенностей организации в данный момент времени;

- прогнозирование будущего состояния за определенный промежуток времени;

- определение системы внутренних связей и отношений и их состояния;

- формирование стратегии и тактики фирмы;

- диагностика и разрешение конфликтных ситуаций в организациях;

рекомендации по кадровому составу: перемещение, увольнение, определение потенциала кадров, полная замена политики кадров;

- изменение стратегии взаимодействия с внешней средой или ее улучшение.

Модели PR-консалтинга:

1) Американская модель — организацией избирательных кампаний занимаются специализированные агентства, работающие преимущественно на отдельных кандидатов. В их функции при этом входит как собственно консультирование, так и непосредственный менеджмент избирательных кампаний.

2) Германская модель — менеджеры избирательных кампаний (ответственные координаторы всей кампании) работают в аппарате партий. На временной основе в период избирательных кампаний к работе привлекаются лишь политические консультанты — специалисты в какой-то определённой области политической коммуникации.

3) Французская (смешанная) модель — управляющие избирательной кампанией могут быть как сотрудниками партийного аппарата, так и специалистами, работающими непосредственно на кандидата на коммерческой основе.

национальные особенности PR-консалтинга

влияют историко-культурные, социально-политические, экономические и другие условия. Во французской и российских моделях, в отличие от североамериканской, доминирует повышенная значимость политических идей и программ. Политические кампании во Франции и в России проводятся преимущественно партийными структурами, взаимодействующими с консультантами. В американской модели роль политических структур в выборе стратегии и тактики избирательных кампаний и других политических акций значительно ниже. В то же время роль консультантов в американской политической жизни значительно выше, чем у российских коллег.

Виды PR-консалтинга

По длительности: Разовое; долгосрочное.

По числу консультируемых лиц: Групповое, интимно-личностное.

По используемым методам и сфере: Психолого-педагогическое; Психологическое консультирование; Экономическое консультирование; Правовое консультирование.

По способу взаимодействия с клиентом

Директивное политическое консультирование:

а) ознакомление с проблемами клиента, возникшими на почве его управленческой деятельности;

б) принятие совместного решения о формах, методах предстоящей работы;

в) побуждение и мотивация клиента к поступкам с целью разрешения возникшей ситуации.

При таком виде консультирования консультант в большей мере ориентирован на таких приемах воздействия на клиентов, как дача советов, а не на подбадривании, выстраивании коммуникаций или прояснении мышления.

Недирективное, консультант делает акцент на изменение личности, а не на решение текущих проблем.

консультирование- сотрудничество — обмен идеями с целью оказания помощи клиенту в разрешении проблем.

По целям консультирования

Обучающее консультирование - обучить клиента успешно функционировать в сфере управления. Консультирование по задолженности — выдача рекомендаций для ликвидации задолженности.

по оптимизации структуры. После анализа существующей структуры разрабатывается ее новая модель, учитывающая индивидуальные особенности данной организации.

По способу организации консультации

Экспертное консультирование осуществляется с привлечением экспертов по тем или иным проблемам, требующим разрешения.

Процессное консультирование организуется в виде демонстрации процедуры, наглядно представляющей процесс протекания какого-либо политического явления, события. может быть как реальным, так и лабораторным.

PR-консалтинг в России

Российская форма (модель) политического консалтинга.

двухсекторная модель политического консалтинга:

1 сектор – частные независимые консалтинговые и другие профессиональные (маркетинговые, рекламные, имиджевые) компании;

2 сектор - сохранившиеся госбюджетно финансируемые центры политических исследований, департаменты мониторинга в составе госструктур и др.

Кроме того, по преобладающим видам деятельности выделяются:

1. Исследовательские структуры.

2. Консалтинговые структуры.

Что касается консалтинговых структур, то начиная с начала 90-х гг. (выборы 1993 и 1996 гг.) первые политические консалтинговые структуры в России создавались под обеспечение избирательной кампании конкретной политической силы. После выборов они продолжали с ней сотрудничать, постепенно превращаясь в своеобразный аналитический центр.

Основная часть консультационных услуг в России предоставляется небольшими фирмами или индивидуальными консультантами. Существуют немного средних или крупных фирм.

Индивидуальные консультанты, естественно, не имеют организации, многие из них формируют с другими консультантами профессиональные сети и стараются координировать свою работу с коллегами.

Малые фирмы, а таких в России большинство, возглавляют лидеры харизматического или автократического типа. Они были своего рода пионерами, сменившими карьеру в каком-либо профессиональном поле на карьеру консультанта.

Таким образом, состояние консалтинга в России характеризуется признаками «переходного» периода.