logo search
VSEVSE_gosy

Часть III. Специальные профессиональные обязанности

По отношению к клиентам и нанимателям.

Статья 6

Практический работник PR не будет представлять интересов конфликтующих сторон без согласия на то заинтересованных клиентов или нанимателей.

Статья 7

В своей деятельности практический работник PR должен соблюдать полную конфиденциальность. Он обязан строго соблюдать профессиональную тайну, в частности не разглашать никакой конфиденциальной информации, полученной от своих клиентов или нанимателей, бывших, настоящих или потенциальных, или же использовать такую информацию, не имея на это права.

Статья 8

Практический работник PR, имеющий какие–либо права или интересы, которые могут противостоять интересам его клиента или нанимателя, обязан обнародовать их как можно раньше.

Статья 9

Работник PR не должен рекомендовать своему клиенту или нанимателю услуги любой фирмы или организации, в которых ему принадлежат финансовые, коммерческие или другие права и интересы, без предварительного объявления о таких своих правах и интересах.

Статья 10

Работник PR не должен заключать контракт с клиентом или нанимателем, согласно которому работник гарантирует какие–либо количественные результаты.

Статья 11

Работник PR может принимать вознаграждение за свои услуги только в форме заработной платы или гонорара, но ни в коем случае не должен принимать плату или другое материальное вознаграждение в зависимости от профессиональных результатов.

Статья 12

Работник PR не должен принимать никакого вознаграждения за услуги своему клиенту или нанимателю от третьей стороны — например, в виде скидки, комиссионных или оплаты товаров, а также натурой, — кроме как по согласованию с клиентом или нанимателем.

Статья 13

Если выполнение задания по PR может привести к серьезным нарушениям правил профессионального поведения или подразумевает действия и поведение, противоречащие принципам настоящего Кодекса, практический работник PR обязан предпринять шаги к тому, чтобы немедленно уведомить об этом своего клиента или нанимателя, а также сделать все от него зависящее, чтобы убедить последнего уважать требования Кодекса. Если же клиент или наниматель упорствует в своих намерениях, работник PR обязан тем не менее соблюдать Кодекс вне зависимости от грозящих последствий.

По отношению к общественному мнению и средствам массовой информации.

Статья 14

Дух настоящего Кодекса и правила, изложенные в предыдущих статьях, особенно в статьях 2, 3, 4 и 5, подразумевают постоянную заботу практического работника PR о соблюдении права на информацию и, более того, его долг поставлять информацию в рамках профессиональной конфиденциальности. Правила предполагают также уважение прав и независимости СМИ.

Статья 15

Запрещаются любые попытки обмануть общественное мнение или его представителей. Новостная информация должна поставляться без оплаты и какого–либо скрытого вознаграждения за ее использование или публикацию.

Статья 16

Если возникнет необходимость проявить инициативу или осуществить какой–либо контроль за распространением информации в соответствии с принципами настоящего Кодекса, практический работник PR может сделать это с помощью платной публикации в газете или заплатив за время вещания по радио в соответствии с правилами, практикой и методами пользования, принятыми в этой области.

По отношению к коллегам — работникам PR.

Статья 17

Работник PR должен воздерживаться от нечестной конкуренции с коллегами. Его действия или слова не должны наносить ущерба репутации или деятельности коллеги — работника PR при условии выполнения им своих обязанностей.

По отношению к своей профессии.

Статья 18

Работник PR должен воздерживаться от любых действий, могущих нанести ущерб репутации его профессии. В особенности он не должен причинять ущерба своей национальной ассоциации, эффективному выполнению ею своих функций, ее доброму имени — ни злонамеренными нападками, ни нарушением ее устава или правил.

Статья 19

За репутацию профессии отвечает каждый член Ассоциации. Долг каждого работника PR не только уважать самому настоящий Кодекс, но и:

а) способствовать тому, чтобы этот Кодекс был более широко известен и понятен всем;

б) сообщать компетентным властям, занимающимся дисциплинарными вопросами, обо всех нарушениях или подозрениях в нарушениях Кодекса, которые стали ему известны;

в) применять все имеющиеся в его распоряжении средства для того, чтобы обеспечить соблюдение постановлений этих властных структур и эффективное применение санкций.

Любой практический работник PR, который допускает нарушение настоящего Кодекса другими, будет сам считаться нарушителем этого Кодекса.

ШПОРА 5. Этические нормы деятельности специалиста в сфере СО. Этические кодексы.

Принцип правды, Полная информированность, Компромисс.

Афинский кодекс (Международный этический кодекс пр) гласит, что следует воздерживаться от «использования мошеннических методов и способов, направленных на создание у человека подсознательных устремлений, которые он не может контролировать по собственному желанию и, таким образом, не может держать ответ за действия, предпринятые на основе этих устремлений», т.е. от всякого рода манипулятивных тактик по отношению к общественности.

Как следует вести себя по отношению к заказчику (Римская хартия международной ассоциации PR).

«Хранить конфиденциальную информацию, полученную как от бывших, так и от нынешних клиентов, и не разглашать до тех пор, пока сам клиент не обнародует эту информацию или не выдаст специального разрешения на ее разглашение… Получать гонорары, заказы или другие материальные ценности не от клиента только после уведомления об этом последнего».

Этическими принципами непосредственно професс. деятельности PR как коммуникационной деятельности можно считать следующие:

Упомянем о пресловутом «черном пиаре». Формально незаконным пиар быть может в случаях, если нарушает уголовное либо административное законодательство, ибо закона о связях с общественность нет и в ближайшее время не предвидится. Существует мнение, что нарушение этических норм делают это черным, но не PR. И наконец, третья позиция по этому вопросу: «Законы законами, но совесть тоже надо иметь».

26 сентября 2001 года РАСО на заседании Исполнительного Совета РФ утвердила Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Этот кодекс включает в себя следующие принципы и нормы профессиональной и этической деятельности:

· общие профессиональные принципы;

· принципы взаимоотношений с клиентами;

· принципы взаимодействия с коллегами в сфере связей с общественностью;

· принципы взаимоотношений со связями массовой информации и представителями другой профессии;

· отношение к профессии связи с общественностью.

Этот кодекс придает цивилизованный и целенаправленный характер процессу формирования профессиональной школы PR. Он помогает защитить молодую профессию от недобросовестных практиков и повысить профессиональные стандарты.

Однако, проблема состоит не только в том, чтобы написать правила профессионального поведения. Важно разработать механизмы их использования и распространения.

Кодекс профессионального поведения и этики PR (ИПРА) был принят Международной ассоциацией ПР (ИПРА) на ее Генеральной ассамблее в Венеции в мае 1961 г.:

А. Личная и профессиональная честность

Б. Отношения с клиентами и служащими

В. Отношения с общественностью и СМИ

Г. Отношения с коллегами.

Римский кодекс.

19-21 июня 2003 в Риме состоялся Всемирный фестиваль связей с общественностью (World Public Relations Festival), организованный Итальянской федерацией по связям с общественностью (FERPI), Европейской конфедерацией по связям с общественностью (CERP) и международным PR-объединением Global Alliance.

Новый документ, сформированный на основе существующих национальных кодексов профессионального поведения, призывает PR-специалистов со всей ответственностью подходить к защите интересов клиентов, поддерживать высокие профессиональные стандарты, постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки и укреплять единство мирового PR-сообщества.

Афинский кодекс Международной ассоциации по связям с общественностью (IPRA)

(Принят Генеральной ассамблеей Международной ассоциации по связям с общественностью (IPRA) в Афинах в мае 1965 года. В этом же году Афинский кодекс принят Европейской конфедерацией по связям с общественностью (CERP). В апреле 1968 года был дополнен): Содействовать достижению моральных и культурных условий, позволяющих людям достигнуть полного развития и пользоваться неоспоримыми правами, на которые они имеют право в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека;

Всегда и при всех обстоятельствах вести себя таким образом, чтобы заслужить и обеспечить доверие тех, с кем он или она входит в контакт;

Принимать во внимание, что, из–за отношений между его/ее профессией и общественностью, его/ее поведение – даже в частной жизни – будет иметь воздействие на то, как оценивается профессия в целом;

Лиссабонский кодекс. Европейский кодекс профессионального поведения в области PR

Официально принят Генеральной ассамблеей СЕRР в Лиссабоне в апреле 1978г. и подписан 18 Национальными Ассоциациями (из 15 европейских стран), являющимися институциональными членами CERP.