logo search
ГОС!!!4040

Основу для научного понимания места сми в современном обществе положила работа американских специалистов – с. Сиберта, у. Шрамма, т. Петерсона «Четыре теории прессы», опубликованная в 1956 г.

Авторы охарактеризовали четыре теории прессы: авторитарную, либералистскую, теорию социальной ответственности и советскую, коммунистическую. Каждая из моделей дает свое понимание свободы слова, трактовку принципам соотношения СМИ со структурами власти и гражданами (аудиторией), толкование социальной ответственности СМИ и т. д. Теории прессы отражают не столько отличие теоретических воззрений и концепций специалистов, сколько ее реальное положение в системе социальных отношений того или иного общества, в системе властных отношений.

Коммунистическая теория прессы исходила из безусловного подчинения прессы государству, правящей партии, господствующей идеологии.

Авторитарная теория –СМИ полностью поддерживают государство, его политику, не публикуя никаких провокационных критических материалов.

Либералистская теория прессы исходит из общелиберальных принципов свободы человека, политического и идеологического плюрализма, независимости СМИ от диктата государства, тем более какой-либо из партий. Главная задача – своеобразный контроль над властью. Кроме того свободная пресса старается объективно информировать читателя, критиковать правительство за ошибки, находить истину.

Теория социальной ответственности и соответствующая модель прессы возникла в США в середине прошлого века. Она исходит из того, что свобода прессы должна сочетаться с ее ответственностью перед обществом, задачами выражения общих интересов, интеграции общества, цивилизованного разрешения возникающих конфликтов, разъяснения гражданам общих целей и способствования формированию общих ценностей, представлению различных точек зрения, отражения мнений и позиций различных общественных групп. Важным положением теории социальной ответственности является тезис о разделении комментария, публикации (от имени автора, редакции) и факта, новости как таковой.

Свобода слова - это одно из основных личных прав человека и политических прав граждан, составная часть более общего права свободы информации. Это право представляет собой возможность публично (устно, письменно, с использованием СМИ) выражать свое мнение. Законодательство и судебная практика в демократических странах выработали систему ограничений свободы слова с целью не допустить злоупотреблений ею.

Свобода информации - это возможность граждан беспрепятственно пользоваться информационными ресурсами, которыми располагает регион, страна, мировое сообщество. Ограничения могут накладываться только в рамках действующего законодательства в очень хорошо аргументированных случаях, связанных с обеспечением безопасности (личной, общественной или государственной).

Цензура (лат. censura) - система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации, разрешающая или запрещающая публикацию материалов. По формам контроля подразделялась на предварительную и карательную. По Российскому закону «О средствах массовой информации» цензура массовой информации не допускается.

Агенты массового информационного пространства.

1. Российское государство определяет права и обязанности журналистских коллективов, задает «правила игры», регулирует их деятельность. 2. Издатели. 3. Аудитория.

Теоретические модели взаимоотношений МК и индивида. Одноступенчатая модель.

Г. Лассуэлл выделил важнейшие структурные компоненты процесса МК. Он описал его как однонаправленную "пятивопросную" модель: 1. Кто говорит? 2. Что сообщает?3. Кому? 4. По какому каналу? 5. С каким эффектом?

Модель Г. Лассуэлла «хрестоматийно» называется линейной, «однонаправленной», бихевиористской (коммуникация понимается как прямое воздействие на реципиента, который выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию по принципу: стимул-реакция); ее критиковали не только за «линейность», «направленность» в одну сторону, но также и за отсутствие в ней такого важнейшего элемента, как цель

Двухступенчатая модель.

Концепция двухступенчатого (многоступенчатого) потока информации - распространение информации внутри группы. В середине 50-х гг. американские социологи П. Лазарсфельд и Р. Мертон выдвинули гипотезу о том, что сообщение, посланное аудитории, достигает сначала “лидера мнения” (наиболее авторитетного члена группы) внутри группы, а затем уже через него других членов данной группы. Последующие исследования привели к модификации данной теории. Она стала называться концепцией многоступенчатого потока информации, так как выяснилось, что “лидеры мнений” имеют в свою очередь собственных “лидеров мнений” и обращаются к ним за информацией. По мнению американского социолога У. Шрамма, межличностные каналы информации функционируют параллельно каналам массовой коммуникации и оказывают значительное влияние на общество. “Лидеры мнения” в социологии рассматриваются как связующее звено между СМК и массой, нуждающейся в ориентации.

33. СМК как соц институт.

Социальный институт – это значимые объединения социальных статусов и ролей, предназначенные для упорядочивания общественной жизни; устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов. Совокупность таких систем ролей и статусов образует социальную систему.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного инсти­тута, системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавле­ние отклоняющегося поведения.

В СМК выделяют четыре уровня субъектов. Они своими потребностями влияют на массово-коммуникативный процесс и определяют его содержание и направленность.

1. Общество как генеральный субъект. На удовлетворение потребностей всего общества направле­ны функции интеграции и познания, реализуемые СМК.

2. Отдельные социальные структуры своими потреб­ностями в завоевании и удержании власти определяют такие функции СМК как пропаганда, агитация, организация.

3. Личность своими потребностями детерминирует такие блоки функ­ций СМК как ориентация, морально-психологическое удовлетворение.

4. Журналисты в массово-коммуникативном процессе реализуют служебно-профессиональную и творческую функции.

Особенности положения СМК в рамках тоталитарного строя.

В демократическом обществе задачи СМК.:

Типы СМК (государственно-общественные, государственные, ком­мерческие)

Форма собственности может быть частной (Интерфакс, ТНТ, Русское радио, Эхо Москвы, КП), государственной (ИТар-тасс, РИА Новости, РосБизнес консалтинг, радио России, Маяк, Рос газета, Парламентская газета, Первый канал, канал Россия, ГТРК, СМИ правит-ва Москвы – Моск правда, ТВЦ) или полугосударственной (общественной). Это предполагает обладание и распоряжение ресурсами и, так или иначе, определяет некоторые общие приоритеты и цели. Наряду со сферами законодательства и политики, отношения собственности формируют конкретную структуру, обеспечивающую взаимодействие СМК и общества.

Влияние форм собственности на функционирование информационных органов.

Одиночные предприятия были наиболее распространенными на первых этапах становления печати и вещательных организаций. В этом случае предприятие принадлежит одному или нескольким владельцам и экономически никак не связано с другими предприятиями или организациями. Сейчас эта форма остается преобладающей в книжной и журнальной индустрии.

Второй важнейший тип представляют собой связанные друг с другом компании или горизонтально интегрированные цепочки фирм. Компании являются сходными по типу деятельности и зачастую имеют различное местоположение. Ими могут быть радиостанции, газеты и т. д. В этом случае большая эффективность достигается за счет оптимального распределения, например, редакционных возможностей, программных средств, деятельности рекламных отделов и т. п.

Другой формой является вертикальная интеграция, когда компании, принадлежащие одному владельцу, потребляют ресурсы и снаб­жаются продукцией друг друга. Характерным примером является при­надлежность газетам издательских мощностей.

Следующей формой собственности является т. н. перекрестное владение СМК. Это относится к ком­паниям, одновременно владеющим различными СМК в пределах одного специфического рынка (региона, типа услуг).

Конгломераты - самые разнообразные пересечения горизонтальной и вертикальной интеграции компаний, а также перекрестное владения фирм, действующих на разных рынках. Различают два типа конгломе­ратов. Первые - это конгломераты, получающие основную долю своих доходов в сфере МК. Вторые - конгломераты, коммерческая деятельность которых связана и с другими областями.

Концепция общественного вещания. Основной признак - социально-ориентированное и культурно-просветительское вещание, которое финансируется и контролируется самим обществом. Признание за вещанием значительной социально-политической роли и необходимости контроля за данной сферой.

Концепция телевещания как общественной службы является одной из центральных для медиасистем европейских стран. Особенности общественного вещания – предоставление точной и беспристрастной информации, множества программ различной тематики, актуальность этих программ как для всего общества в целом, так и для отдельных его групп. Общественное вещание независимо от правительства и частного бизнеса, характеризуется особой системой финансирования.

Идея общественного вещания возникла как альтернатива процессам коммерциализации. В этом смысле открытие общественного вещания – проявление демократических ценностей государства. Основоположником идеи является Великобритания. 1922 г. – начала деятельность ВВС (первый руководитель Рейт). Основы концепции: «информировать, просвещать и развлекать». Впервые детально разработаны принципы организации общественного вещания, сформулированы требования относительно географической универсальности и экономической эффективности вещания, а также требования относительно программной политики.

Компоненты общественного вещания: правовое регулирование, финансирование, осуществление программной политики.

1924 г. – Рейт в книге «Вещание в Великобритании» охарактеризовал 4 принципа общественного вещания:

- неприятие коммерциализации;

- максимальная доступность программ каждому члену общества;

- наличие унифицированного контроля;

- высокие стандарты качества (поддержка лучшего и отрицание того, что может нанести вред обществу).

Возможности общественного вещания в РФ. Что касается РФ, то следует упомянуть, что идея общественного вещания предполагает его формальную независимость от гос-ва и полную политическую нейтральность. Задачи общественного вещания лежат в первую очередь в сфере культуры и образования. Реализация указанных принципов на практике не всегда однозначна. Факторы, которые ограничивают развитие общественного вещания: концентрация власти в руках бюрократических элит, подверженность институтов общественного вещания давлению со стороны правительства и гос-ва, трудности осуществления общественного вещания в условиях активного распространения новых технологий.