logo search
VSEVSE_gosy

1.Теория Лассуэлла (автокоммуникация). Матрица 5w

кто→что→по какому каналу→кому→с каким эффектом

Кто (Коммуникатор) [исследование контроля]—Что говорит (Сообщение)[контент анализ]---По какому каналу (средство)[анаоиз канала]---Кому (Преемник)[исследование аудитории]---С каким эффектом (Эффект)[исследование эффекта]

В данном случае коммуникация рассматривается прежде всего как процесс убеждения. На примере формулы Лассвелла хорошо видны основные особенности моделей коммуникации "трансмиссионного" типа, в которых задача отправителя сообщения состоит в воздействии на принимающую сторону. То есть, сообщение должно иметь определенный эффект. Не случайно, что в сфере прямых исследовательских интересов Лассвелла находились проблемы политической коммуникации и пропаганды.

Второй этап исследований 1940-1970-е г.г. «Теория ограниченных эффектов МК»

На втором этапе исследований (с середины 40-х до начала 70-х годов) выяснилось, что предполагаемые ранее мощные эффекты массовой коммуникации не находят эмпирического подтверждения. Поэтому доминирующими в тот период были «теории ограниченных эффектов» массовой коммуникации.

П.Лазарсфельд «Теория многоуровнего инф. потока»: бутылочное горлышко убеждения – инфо мало попасть в горлышко, нужно еще пробиться через лидеров мнений (атворитетов на Ур-не межличностной коммуникации).

Лидеры мнений. Двухступенчатая модель коммуникации.

1940г. – Лазарсфельд, Берельсон, Годэ.

МК неоднородна с т.зр. своей структуры, структуры воздействия на массу.

Два уровня коммуникационного процесса:

1).опосредованное общение между большими массами людей.

2).межличностная коммуникация, к-я способствует усвоению МК (с помощью лидеров мнений).

Оба уровня связаны с источником МК.

Характеристики лидеров мнений (Браун):

1.–лидеры мнений своим существованием говорят о том, что есть горизонтальное влияние, к-е происходит внутри одной социальной группы.

2.–лидеры мнений – самые активные политически.

3.–именно лидеры мнений наиболее восприимчивы к информ. кампаниями.

4.–соединяют МК и других людей – членов своей группы.

Это модель «двухступенчатого потока коммуникации». В результате исследований было установлено, что не происходит прямого влияния на аудиторию. Воздействие на аудиторию опосредуется межличностной коммуникацией, т.е. от средств массовой коммуникации идеи распространяются к «лидерам мнений», а уже через них – ко всей аудитории. Поступающая информация преображается в результате межличностного общения, его содержание интерпретируется «ситуационными лидерами мнений» для своей социальной группы. Реальное воздействие информации на аудиторию происходит только в результате двухэтапной коммуникации. Лазарсфельд показал, что Mass media как таковые неэффективны на уровне отдельного человека, они не изменяют ни его мнений, ни его установок, но, проникая в первичные группы соседей, семьи, друзей в результате личных и групповых обсуждений, они воздействуют на человека и меняют его мнение.3Эта модель особенно ярко проявляется в отношении информации, касающейся «высоких материй» – искусства, культурного наследия, исторической памяти и т.п.

Дальнейшее развитие данной модели связано с выявлением так называемых «факторов-посредников», опираясь на которые происходит воздействие на человека, например: предрасположенность человека к восприятию определенной информации; принадлежность человека к определенной группе и влияние групповых ценностей и норм. Именно «факторы-посредники» способны расшатывать и менять устоявшиеся точки зрения и установки, которые приводят к изменениям в поведении аудитории.

Модель Лазарсфельда можно оценить как двустороннюю симметричную модель, так в данном случае отправитель формирует подаваемую информацию, основываясь на интересах и потребностях общественных групп. Информация предоставляемая общественности отвечает «правилу адресата», то есть она понятна аудитории.