logo search
ГОС!!!4040

42. Многообразие типов, видов и форм коммуникации.

Почепцов выделяет виды ком-ции, основываясь на понятии «коммуникационное пространство»: визуальные, вербальные, перфомансные, мифологические, художественные. Он же в качестве основы коммуникации берет сферу ее осуществления и выделяет рекламу, PR как коммуникации, коммуникации в избирательных кампаниях, Отдельно рассматривает кризисные коммуникации.

Шарков:

  1. В зависимости от используемых знаковых систем: вербальная и невербальная.

  2. По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц: массовая, среднего уровня, межличностная.

  3. По способу установления и поддержания контакта: непосредственные (прямые) и опосредованные (дистанционные).

  4. По инициативности коммуникаторов: активные и пассивные.

  5. В зависимости от направления потока информации: горизонтальные и вертикальные (нисходящие и восходящие).

Вербальная ком-ция осуществляется с помощью знаковых систем, символов, среди которых главным является язык. Одним из основных средств коммуникации является речь. Особенности процесса вербальной коммуникации:

Невербальная ком-ция включает в себя достаточно широкий круг явлений: движения тела, звуковая модальность речи, элементы окружающей среды, одежда, элементы оформления внешности и т.д. Означает социально обусловленную систему взаимодействия, в которой преобладают непроизвольные, неосознаваемые комплексы движений, выражающие личностную неповторимость человека.

Внутриличностная ком-ция – осознанное или неосознанное общение человека с самим собой на вербальном/невербальном уровне. Такое общение является основой для коммуникации с другими. Формы: внутренние диалоги с собой или кем-то другим сознании/сновидениях, работа воображения: фантазии, истории, креативные идеи, содержание своего внутреннего мира, обдумывание прошлых событий, ранее увиденного/прочитанного.

Межличностная ком-ция – это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.

Групповая ком-ция возникает при непосредственном общении людей в малых группах. Т.к. для данного вида коммуникации характерно непосредственное взаимодействие между людьми, то для нее применимы многие закономерности межличностной ком-ции. Особенности: рассматривается структура коммуникационных потоков, а именно совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы инф-ии; групповое влияние и степень идентификации человека с группой; принятие группового решения. Численность.

Массовая ком-ция – это процесс распространения инф-ии с помощью технических средств на численно большие рассредоточенные аудитории. Особенностью МК является обязательное использование СМК. СМК – специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информации, сообщений на большие территории. Особенности МК:

  1. Наличие технических средств, обеспечивающих регулярность передачи информации и ее тиражированность.

  2. Социальная значимость информации.

  3. Массовость аудитории.

  4. Многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств.

Основные свойства коммуникативного процесса:

- сообщения сохраняются во времени (диахромность);

- возможность передачи сообщения на огромные расстояния (диатопность);

- сообщение может подвергаться многократному повторению с неизменным содержанием (мультиплицирование);

- возможность передавать сообщение множеству людей практически одновременно (симультантность).

Все каналы коммуникации условно можно разделить на пассивные и интерактивные.

Пассивные средства :Телевидение, печатные СМИ, радио, книги.

Интерактивные средства : Магазины, салоны связи, такси, интернет, call-center, мобильные коммуникации, прямое общение с другими потребителями.

Ком-ции в организациях – это информационные взаимодействия, в которые вступают люди при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций. Особенности:

а) осуществляются в различных направлениях, однако преобладают коммуникации «сверху вниз»;

б) рассматриваются как функции управления;

в) строятся как на основе разделения труда м/у работниками и функций м/у подразделениями организации, так и в рамках неформальной сети взаимодействий и отношений.

Многообразие форм деловой коммуникации:

Вертикальные – для прояснения задач, приоритетов и ожидаемых результатов, обеспечения вовлеченности подчиненных в решение задач, обсуждения проблем эффективности работы, достижения признания и вознаграждения с целью мотивации, совершенствование и развитие способностей у подчиненных и т.д.

Горизонтальные (интерактивные) – возникают при осуществлении взаимодействия лиц, равных по своему должностному статусу в организации. Необходимы для обеспечения человеку необходимой социальной поддержки, выполнения необходимых функций в организации (обеспечивает координацию заданий, решение проблем, обмен инф-ей и т.д.).

Еще один канал передачи инф-ии - слухи.

Разновидности ком-ции в организациях:

а) офисные ком-ции;

б) маркетинговые ком-ции, основной целью которых является воздействие на поведение потребителей товаров/услуг данной организации;

в) PR-ком-ции;

г) реклама – для аудитории имеет значение практическая ценность товара/услуги, содержание аргументов, оправдывающих приобретение товара, соответствие интересам целевой аудитории, степень новизны информации, способы воздействия на аудиторию.

Политическая коммуникация – процесс обмена информацией между политическими акторами, осуществляемый в ходе формальных и неформальных взаимодействий. Уровни информационных потоков: обслуживающие органы власти/управления; инф о деятельности партий, профсоюзов, общественных движений; инф, непосредственно направленная на общественное сознание, мнение. Функции политической ком-ции: информационная, регулятивная, функция политической социализации, манипулятивная.

Публичная коммуникация – вид устного общения, при котором инф в обстановке официальности передается значительному числу слушателей (лекция, защита диссертации, пресс-конф, политические дебаты).

PR-коммуникации

Интерактивность Интернета. Это подразумевает возможность активного взаимодействия между сторонами. Интерактивность означает возможность вступать в прямой диалог с аудиторией, а также то, что представители данной аудитории также могут общаться между собой. Например, на новостном сайте rbc.ru появляется сообщение (вектор коммуникации «инициатор сообщения, адресант»- «адресат»), которое читатели потом могут обсудить на форуме (адресаты сами начинают выступать в роли адресантов, вступать в диалог).

Традиционность обычных СМИ. Привычная схема получения информации без возможности ответного действия, если не включены интерактивные сервисы. Интерактивность возможна посредством писем, это продлевает процесс коммуникации.

Личные контакты и общение происходит на специальных PR-событиях.