logo search
ГОС!!!4040

41. Структурные компоненты коммуникационного процесса.

Коммуникационный процесс – процесс передачи инф-ии от одного субъекта к другому или между группами людей, осуществляемый посредством использования разных каналов и средств ком-ции.

  1. Источник (коммуникатор). Прежде всего нужно понять причину и цель ком-ции. Для осуществления процесса ком-ции важны такие факторы как статус, надежность источника, квалификация и т.д. Немаловажное влияние оказывает общая ситуация, тема сообщения, время обнародования того или иного факта, а также способ представления.

  2. Кодирование. Цель – доведение замысла, идеи отправителя до получателя. Соответствующая переработка исходной идеи сообщения с целью доведения ее до адресата.

Декодирование – обратный процесс перевода декодированного сообщения на понятный язык. В широком смысле – это процесс придания определенного смысла полученным сигналам, т.е. по существу выявление первоначального замысла или идеи сообщения.

3. Сообщение – осмысленная и соответствующим образом закодированная информация. Содержание сообщения: это какие-либо сведения, факты, аргументы, доводы, эмоции, размышления и т.д. В теории коммуникации под сообщением понимается текст, высказывание, изображение или физический предмет.

4. Канал – средство МК, в межличностной коммуникации – это непосредственный личностный обмен сообщениями между источником и получателем. В основном в теории коммуникаций канал и средство ком-ции используются как взаимозаменяемые понятия. Термином «канал» называется маршрут, используемый для передачи сообщения. Выделяют естественные каналы (зрение, слух) и искусственные.

5. Получатель – может быть одно лицо, группа лиц, общество в целом или какая-либо его часть. Важные характеристики получателя: компетентность, жизненный опыт, групповая принадлежность, ценностные ориентации, общая культура и социокультурный фактор. Все эти факторы влияют на способность получателя воспринимать и декодировать посланные ему сообщения. Важно иметь представление о реакции получателя как результирующей и как индикаторе результативности коммуникации.

Как правило, результатом коммуникации оказывается усиление тех стереотипов сознания и поведения, которые сформировались ранее. Т.о. человек отбирает ту информацию, которая соответствует его психологической, идеологической и другим установкам, склонностям, симпатиям.

6. Обратная связь является важным элементом различных коммуникационных процессов и используется для их управления. Представляет собой контролирующе-регулирующее обратное воздействие, обусловленное передачей информации и имеющее конечной целью повышение организованности системы. В теории коммуникации под обратной связью понимают прежде всего ответную реакцию получателя на сообщение источника. Обратная связь делает процесс коммуникации двусторонним, позволяя обеим сторонам корректировать свои цели и поведение по отношению друг к другу. Обратная связь очевидна в межличностных взаимодействиях.