logo search
ГОС!!!4040

44. Смк в парадигме социальной психологии.

Массовая коммуникация - это процесс, посредством которого медиаорганизации производят и передают сообщения большим массам людей, и процесс, благодаря которому эти сообщения воспринимаются, осмысливаются, используются на практике и воздействуют на аудиторию. Особенностями МК являются: публичный характер и открытость; ограни­ченный и контролируемый доступ к средствам передачи информации; опосредованность контактов передающей и принимающей сторон; асимметричность их отношений; множество реципиентов.

Смк в системе социальной психологии. К.- процесс передачи того или иного содержания от одного сознания другому. По своей сути К явл-ся соц. процессом. Соц.психология изучает разные виды К: межличностн., межгрупп., нутриличн. Модель К: источник, передатчик, канал, получатель, назначение. Источником в совр. общ-ве м.б. Министерство, гос. комитет, агентство мас. печати, журналы. газеты и т.д

Теории «линейного влияния». Главное представление этих теорий: сообщения СМК одинаково воспри­нимаются всеми членами аудитории и вызывают неизбежную, немедленную и непосредственную реакцию.

Модель Лассуэлла. По его мнению, коммуникация похожа на волшебную пулю, которая, попадая из мозга одного человека в мозг другого, почти автоматически трансформирует идеи, чувства, знания, мотивацию. Коммуникатор (кто?), Сообщение (что?), Средство (канал), Реципиент (кому?), Обратная связь (эффект)

Модель Брэддока. Он добавил к схеме Лассуэлла еще два блока:

• условия, в которых протекает коммуникация;

• цель, которую преследует коммуникатор.

Модель коммуникации Шрамма - модель «взаимной обусловленности». Автор рассматривал процесс коммуникации как совокупность двух различных подпроцессов, образованных коммуникатором и реципиентом. Коммуникатор и реципиент выполняют одни и те же функции: кодирование, декодирование, интерпретацию.

Теории «селективного влияния». Действие СМК опосредуется промежуточными переменными - индивидуальными различиями, социальными различиями, обусловленными принадлежностью к разным субкультурам, социальными взаимоотношениями.

Модель Каца и Лазарсфельда Фильтрами в распространении информации являются "лидеры мнения". Большая часть информационного влияния сначала достигает лидеров, которые затем передают их остальным, а те, в свою очередь, видят в этих лидерах источник управления и социального влияния. Такая модель распространения информации была названа "двуступенчатой".

Модель Робинсона. Она учитывает существование не только людей, воздействующих на общественное мнение (авторитетов - А), но и реципиентов (Р) - значительной группы лиц, открытых непосредственному влиянию СМК, а также лиц, не обсуждающих между собой события, пассивно воспринимающих информацию (П). Таким образом, в число переменных включается личное влияние (авторитет), приобретающее особое значение в отдельных областях применения СМК (например, регулирование покупательского спроса), а также при определенных обстоятельствах (например, отсутствие доверия к СМК).

Диффузная теория Роджерса и Шумейкера. «Диффузия нововведений» - процесс постепенного распространения новой идеи или продукта через определенные каналы среди членов социальной системы. В процессе диффузии выделяются три основных блока:

Психологические Функции СМК: Рекреационная функция (развлекательная); коммуникативная (явная, опосредованная); функция досуговая.