logo search
ГОС!!!4040

4. Современные концепции коммуникации.

технократические и интеракционные подходы. Существование двух отличающихся парадигм самой коммуникации:

1. в механистической парадигме - К – это однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема ее (информации) получателем сообщения.

2. В деятельностном - коммуникация – это совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия.

К числу технократических теорий: теорию информационного общества (Д.Белл, Дж. Гэлбрейт), теорию коммуникационных технологий (Г.М. Маклюэн (1911-1980), математическая теорию коммуникации (К.Шеннон, У.Уивер), многочисленные теории коммуникации в организациях.

теории не могут объяснить весь спектр проявления коммуникативной деятельности. Преодоление этого недостатка связано с интеракционным подходом к исследованию коммуникации, в значительно большей степени учитывающим роль человека как субъекта коммуникации.

Отличительной особенностью интеракционного подхода является то, что он рассматривает коммуникацию как взаимодействие и является альтернативой не только технократизму, но и бихевиоризму.

Интеракционный подход был сформулирован Т.Ньюкомбом в 1953 г.:

1)субъекты коммуникации равноправны и связаны взаимными ожиданиями и установками, а также общим интересом к предмету общения;

2)коммуникация рассматривается как реализация этого интереса с помощью передаваемых сообщений;

3)эффекты коммуникации состоят в сближении или расхождении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что в свою очередь означает расширение или сужение их возможностей взаимопонимания и сотрудничества.

В середине и второй половине XX в. стал популярным интеракционистский культурологический подход: исследует общее и специфическое в коммуникациях представителей различных культур (обществ, организаций). изучении символических действий и ритуалов членов различных общностей. Среди теорий этого научного направления стоит отметить теорию межкультурного содержания коммуникации, разработанную американским антропологом Э. Холлом, которая дает возможность уяснить культурные значения коммуникативных действий и соответствующее их выполнение, а эффективность коммуникации расценивается с точки зрения принадлежности коммуникантов к определенной культурной среде. Наиболее полную разработку проблема социального взаимодействия получила в теориях социального обмена.

Лингвистические подходы к изучению коммуникации ставят в центр своего внимания проблему языка.

Первоначально исследования МК осуществляется в рамках социологии. Так, Р.Э. Парк, Ч.К. Кули, У.Липпман трактовали МК как общение членов массы. Ими активно изучались и социальные функции МК. Существующие в настоящее время концепции места и роли МК в обществе весьма многообразны. Среди них отметим теории, рассматривающие место и роль телевидения в современном обществе (Анненбергская школа), теории “волшебной (магической) пули” и “подкожных инъекций”.

Новым этапом в развитии теорий МК стало изучение воздействия средств МК на аудиторию. Появились такие теории как теория селективной экспозиции, теория диффузии (распространения) инноваций, теория культивирования, теория информационных барьеров и др.