logo search
VSEVSE_gosy

28. Стратегический менеджмент: становление концепций, школы, современное состояние.

Разработками в области стратегического менеджмента занимались такие известные исследователи, как Шендлер, Хендерсон, Портер, Хайгенс и другие. Существует несколько подходов к определению понятия «стратегия». Например, Шендлер понимал под стратегией «определение долгосрочных и среднесрочных целей организации, принятие курса действий и распределение ресурсов для достижения этих целей», а Портер - «процесс анализа, призванный обеспечить конкурентные преимущества одной организации перед другой в долгосрочной перспективе».

Несмотря на различия в акцентах, все определения имеют много общего. Они связывают стратегию с долгосрочной перспективой, с определенностью целью организации и с сознательным распределением ресурсов между различными видами деятельности способами, наиболее подходящими для достижения организационных целей.

Стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Стратег. менеджмент предполагает реализацию следующих функций:

а) определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;

б) определение средств достижение этих целей;

в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;

г) разработка соответствующих перспективных планов и программ.

Становление концепций. Стратегический менеджмент справедливо получил статус самостоятельной научной дисциплины. Начало исследований на эту тему принято относить к середине 1960-х гг., но иногда называют и 1951 г. — год выхода книги Уильяма Ньюмана.

Стратегичность управления 50—60-х гг. — это долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. Примерно в это время долгосрочные планы попали в центр внимания при выработке стратегического поведения организации.

В 70-е гг. существенно изменился смысл стратегического выбора – здесь это выбор, касающийся того, в каком бизнесе находиться, решение по поводу того, что делать с тем бизнесом, который был успешен, но может потерять свою привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов.

В 80-е гг. Основой стратегических решений становится выбор относительно поведения фирмы в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. Таким образом, решение определяется возникающими обстоятельствами, но в то же время оно подразумевает, что его выполнение должно не только дать ответ на вызов со стороны окружения, но и обеспечить возможность дальнейшей успешной реакции на изменения, которые произойдут в среде. Философия современного стратегического менеджмента основана на системном и ситуационном подходах.

Этапы развития стратегического управления связаны с возникновением стратегических школ. Исследователь Минцберг выделяет 10.

1. Школа дизайна: формирование стратегии как процесс осмысления

2. Школа планирования: формирование страгегии как формальный процесс

3. Школа позиционирования: формирование стратегии как аналитический процесс

4. Школа предпринимательства: формирование стратегии как процесс предвидения

5. Когнитивная школа: формирование стратегии как ментальный процесс

6. Школа обучения: формирование стратегии как развивающийся процесс

7. Школа власти: формирование стратегии как процесс ведения переговоров

8. Школа культуры: формирование стратегии как коллективный процесс

9. Школа внешней среды: формирование стратегии как реактивный процесс

10. Школа конфигурации: формирование стратегии как процесс трансформации

Эти 10 школ в свою очередь разделяют на 3 группы:

  1. Предписывающие – интересует главным образом то, как должны формироваться стратегии. (1, 2, 3 школа);

  2. Описательные – описывают реальные процессы разработки стратегии (4, 5, 6, 7, 8, 9 школы);

  3. Конфигуральные - объединить разрозненные элементы стратегии — в отдельные последовательно составляющие жизненный цикл орга­низации (10 школа).

Можно выделить основные принципы и тенденции стратегического управления предприятиями в современных российских условиях.

29. Мероприятия для журналистов в рамках медиа-рилейшнз: общая характеристика Группа информационных мероприятий (пресс-конференция, брифинг) – информировать общественность посредством передачи сообщений через СМИ

  1. Имиджевые мероприятия- Создавать у общественности позитивный образ организации/продукта посредством передачи сообщений через СМИ, а также привлечь к себе, расположить самих журналистов

    1. Презентация – журналисты получают возможность не только услышать о чем-либо, но и потрогать руками т.е. дополнить слуховую информацию осязательной или обонятельной иначе говоря оказаться в каком-либо месте (открываемом магазине) или в какой –либо роли раньше, чем это сделает потребитель.

    2. Дегустации – часто сопровождают презентацию. Особенность: добавление вкусового компонента в общую информационную картину.

  2. Специальные мероприятия – используя нестандартные приемы, заинтересовать общественность ч/з привлечение внимания СМИ, а также расположить самих журналистов

    1. Экскурсии (пресс-туры) – журналист получает эксклюзивную возможность посетить с профессиональными целями особо охраняемые, секретные, опасные для жизни и т.п. недостижимые объекты.

    2. Мероприятия, связанные с Интернетом (онлайновые конференции) – журналисты получают возможность встретиться с VIP –персонами (недостижимыми другими способами) «напрямую».

    3. Пресс-ланчи (завтраки, реже - ужины) – журналисты получают возможность встретиться с VIP –персонами в неформальной обстановке дорогого ресторана или клуба, в узком кругу (состоящем из числа «доверенных» журналистов). Вопрос о плате за съеденное и выпитое правда может стать камнем преткновения.

    4. Пресс-приемы – используются преимущественно в гос. организациях. Напр., губернатор региона приглашает журналистов в День российской прессы на неформальную встречу – но не в ресторан, а в здание администрации. Или в крупных коммерческих организациях (банк или нефтяная корпорация).

    5. Тесты – журналисты проверяют на себе действия тех или иных товаров или услуг организации, как правило, связанных с техникой (драйв-тесты – опробуют автомобиль с точки зрения потребителя).

    6. Конкурсы для СМИ – как правило, проводятся крупными бизнес организациями всероссийского масштаба (РАО ЕЭС, Газпром) как соревнования на лучшее освещение профильной тематики (энергетиков, газовиков и т.п.) конкурсы проводят и органы власти – на лучшее освещение своей деятельности (как правило, в регионах, и только органов власти законодательной) или какого-либо ее аспекта напр. национальных проектов. Иногда конкурсы объявляют полит. партии напр. региональные организации Единой России регулярно проводят конкурсы, посвященные национальным проектам в их местной реализации.

Пример :Пресс-коктейль Пресс-коктейль относится к спец. мероприятиям для журналистов, носящих неформальный характер.  Цели спец. мероприятий:   - укрепления дружеских связей с работниками медиа-сферы   - подача информации в необычной форме   - создание прецедента  Пример: пресс-коктейль, который провели сотрудники клуба «Фирн» для журналистов городских и республиканских  СМИ, по итогам конкурса социальной журналистики «Терра инкогнита». «Кто лучший журналист в Улан-Удэ» ПРЕСС-КОКТЕЙЛЬ для заинтересованных журналистов

Программа:

Блок 1. 50 мин.

  1. Регистрация/анкета. 5-7 мин.   2. Цель сегодняшнего мероприятия. 2-3 мин.   3. Знакомство (назвать две правды и одну неправду о себе). 10-15 мин.   4. Дегустация пресс-коктейля. Задача: угадать ингредиенты коктейля, рассказать об ассоциациях, которые вызывает каждый ингредиент коктейля и третий сектор (один победитель – за самый точный и образный рассказ, второй – за оригинальность или типа того, призы: большая шоколадка). 5 мин. дегустация + итоги = 15  мин.    5. Конкурс «Что в имени моем тебе». Задача: кто лучше знает НКО-сектор (2 победителя – кто последний, кто больше всех, победители: пиво и игрушка). 5 мин. конкурс+итоги = 10 мин. 

Пресс-конференция  Пресс-конференции созываются по мере их необходимости для организации и журналистов по определенному поводу: мероприятие, важная новость, конфликт и другое. Пресс-конференция является действенной формой донесения информации до журналистов, так как они получают информацию из первых рук. В пресс-конференции  участвуют руководство, заинтересованные стороны, привлеченные эксперты и другие люди, нужные для подачи  объективной и полной информации. Чтобы подготовить пресс-конференцию необходимо:    - определить тематику   - пригласить участников    - подготовить ведущего   - составить план выступления на пресс-конференции    - найти помещение и повесить указательные таблички на улице и в коридорах здания   - подготовить зал (микрофоны, минеральная вода, ручки/блокноты, регистрационные листы)   - пригласить журналистов    - написать и корректно оформить пресс-релиз    - составить пакет дополнительных информационных материалов для прессы    - составление накануне точного списка присутствующих на пресс-конференции    - распространение среди журналистов пресс-пакета (желательно перед входом в зал и одновременно с  заполнением регистрационного листа)    - по окончании прес-конференции поблагодарить всех присутствующих за внимание    - по возможности организовать кофе-брейк, бутерброды.  

В пресс-релизах, оповещающих о пресс-конференции необходимо указать:    - место, время и дату проведения    - круг тех вопросов, которые будут освещены на пресс-конференции, не раскрывая их сути    - контактный телефон, по которому можно выяснить дополнительную информацию. Пресс-релизы лучше разослать за 4 - 5 дней до пресс-конференции. На пресс-конференции должно выступать не более трех человек, не считая пресс-секретаря. Каждый из них должен объяснять только свой, заранее определенный круг вопросов, чтобы не допустить повторов. Желательно прописать в тезисной форме кто и что будет говорить и в каком порядке, чтобы выстроилась логическая цепочка. А также заранее прописать ответы на предполагающиеся каверзные вопросы, обдумать, как можно обойти "острые  углы". Оптимальная продолжительность пресс-конференции 30-40 минут.  Пресс-секретарь должен вначале представить участников и когда все они выскажутся предложить журналистам задавать вопросы. Пресс-секретарь должен следить за тем, чтобы не было "гнетущей" тишины, если возникнет заминка в разговоре, заполнить паузу.

Что необходимо приготовить для пресс-конференции:    - раздаточный материал - это дополнительная информация, статистические данные, цитаты.    - таблички с именами и названиями должностей выступающих.    - регистрационный пункт, на котором встречают всех журналистов и вручают им весь раздаточный материал и записывает все сведения в бланк для регистрации: наименование СМИ, Ф.И.О. и контактный телефон пришедшего журналиста, время выхода материала.

Определяя дату и время пресс-конференции необходимо учитывать время выхода газет. 

Брифинг - это короткое оперативное выступление перед прессой по свежим следам важных событий. Вся разница между пресс-конференцией и брифингом, во временных отрезках, которые на них отводятся. Брифинг не может быть более 20-30 минут. Такой короткий временной отрезок предполагает, что ведущий брифинга может  держать ситуацию в руках. 10 минут, как правило, отводится выступающему, 10-20 минут на блиц-ответы на вопросы журналистов.