logo search
VSEVSE_gosy

16. Массовая Коммуникация как объект соц-го анализа: определение, основные хар-ки. (по лекциям Гундарина)

Массовая Коммуникация – совокупность процессов получения, передачи, обработки и хранения информации. Возможна только когда присутствует общность инф поля.

МК – процесс, в ходе которого сложно организованный социальный институт передает общественно значимую информацию на неограниченную территорию и аудиторию с помощью технических средств (всегда опосредовано!)

МК - особая деятельность, осуществляемая специалистами ради воздействия на объективно не связанные м/у собой группы и отдельных индивидов ради «массовизации» их сознания и поведения.

Фрейм – минимальная неделимая информационная частица.

Избыточность инфо – неотъемлемое свойство инф потоков. Бывает разумная и сверхмерная.

Селективность инфо – выбор информации.

Социологич подход: коммуникация – всегда сумма социальных процессов, они не случайны, а объективны. Если есть общество, есть и коммуникация.

2 подхода к МК в социологии: (добавила в него инфу по начитке Сидоровой)

1) стратегический: МК играет важнейшую роль в соврем. обществе. МК создает и трансформирует социум. Другими словами, это социо-культурный подход, европейский.

Рассматривали, какие деформации происходили с аудиторией в процессе влияния СМИ. Маркузе: концепция Одномерного человека: человек становится объектом воздействия культуры, не может мыслить отдельно от прочих, становится объектом воздействия. «Соврем. Человечество похоже на стадо овец, которых невидимый пастух гонит вперед и вперед к воображаемым достижениям».

Еще представители: Бодрияр, Жижик, Макклюэн.

Такой подход нужен в стратегическом планировании, когда видим коммуникационное пространство в целом и его еще только начинающиеся тенденции. В рамках этого подхода мы делаем прогнозы на будущее, вписываем пиар, медиа-действительность в социо-культурные процессы. Смотрим на социум с высоты птичьего полета (в тактическом подходе – ходим по земле), моделирование невозможно.

Субъекта коммуникационного управления нет, система медиа управляет нами и собой самостоятельно. Дискурс власти – власть, которая сегодня является вездесущей, растворяется в повседневных практиках. Она транслирует дозволяющую систему ценностей с помощью всех коммуникативных элементов, и чем незаметнее – тем лучше. Власть дискурса - в настоящее время так много медийных образов, они так вошли в нашу жизнь, что центра управления этими образами быть не может. Потребитель инфо, находясь постоянно в системе образов, принимает их ярче, охотнее, чем действительность. Информация, даваемая в них, становится параллельной формой бытия.

2) тактический: МК играет роль, но она ограничена. Функционалистский подход!

Анализ реальной прагматики коммуникативных актов, моделирование.

Модель Якобсона: Коммуникатор-текст-реципиент. Моделирование идет по пути усложнения, разворачивания модели: добавляются ситуация, помехи, цели и т.д.

В основе подхода: изучение эффектов МК! Модель Лассуэлла не предполагала обратной связи (кто,что, кому, по какому каналу, с каким эффектом). В последствии - модель Лазарсфельда (двуступенчатая модель, лидеры мнений), информационные привратники (Курт Левин), модель повестки дня (Шоу).

Модель Грюнига-Ханта: модель пропаганды. Необязательно правдивую инфо надо передавать. Инфо может быть двусторонняя симметричная (модель с обратной связью) и двусторонняя ассиметричная (организация целенаправленно отслеживает инфо, но обратной связи не предполагается).

Теория культивирования: если аудитория активно потребляет СМИ, они ставят события из СМИ выше, чем те, которые реально произошли в их жизни. Это индустриальный подход, ковровые бомбардировки инф пространства.

Общество приобретает нов черты, происходит массификация и гомогенезация. Именно масса становятся реальными двигателями истории, отдельный индивид перестал играть роль. Массовое потребление процветает. В 20 веке потребление уравнивается, исчезают сословные барьеры, повышается соц мобильность, но при этом растет отчуждение человека, атомизация общества в целом (общество распадается на группки, которые не свзаны между собой) – можно влиять, человек беззащитен. Именно этим обусловлен успех рекламы, оторванность от традиций. Человек – легкая добыча.

Из жизни общества начинает исчезать большой рассказ, нарротив: некая важная идеологическая сила, которая направляла индивида и группу людей (раньше это было христианство).

Т.О. причины появления МК:

1) политич: государству нужны были рычаги управления большой массой

2) идеологич: на смену большой идеологии пришла идеология потребления

3) финансовая (медийный и рекламны бизнес – оч выгодны, получают контакт с сотнями человек)

4) психологич (человек, оставаясь в одиночестве, создает себе соц контекст, псевдосемью)

5) технич – МК возможна только при наличии технических средств.

Другой подход: (все эти подходы - это одно и то же, но разными словами разных авторов)

  1. медиа-ориентированный. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Маклюэн.

  2. человеко-ориентированный, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходили из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается. Среди моделей массовой коммуникации здесь можно выделить: подход «полезности и удовлетворения потребностей» (Блумер, Кац); “спираль молчания” Элизабет Ноэль-Нойман.

Особенности МК:

  1. Массовость аудитории

  2. Однородность аудитории

  3. Использ-е масс.видов связи

  4. Быстрое распред-е инфы

  5. Невысокая стоимость инфы

Свойства уникальности МК:

1 – диахронность (одномоментность, возможность устойчивого сохранения передаваемого сообщения во времени)

    1. - Диатропность – возможность преодоления сообщением значительных пространств и расстояний

    2. - Мультиплицирование – возможность многократного неогранич. воспроизведения одного и того же содержания

    3. - Симультанность – сообщения МК передаются множеству людей одномоментно, одинаково, без изменений

    4. - Репликация – возможность регуляции своих воздействий самим СМК

Функции МК в обществе: (социальный уровень)

1) информационная

2) функция соц связи – СМИ должны интерпретировать происходящее для нас, поддержка соц норм и гласных отношений; социализация; координация разнонаправленной соц активности и формирование общественного согласия

3) обеспечение преемственности – выражение образов доминирующей культуры, узнавание субкультуры; поддержание общности соц ценностей

4) рекреативная – создание возможностей для отдыха и развлечения для снижения соц напряженности

5) мобилизация – организация кампаний с актуальными целями в политике, экономике, соц сфере.

Массовая коммуникация предполагает, что главный – блок коммуникатора. Составляющие:

- заказчик

- креативный исполнитель (творчество в рамках конкретной компании, журналист или рекламщик)

- технический исполнитель (верстальщики, рабочие, программисты)

Аудитория (актуальный объект воздействия) vs масса (потенциальный объект).

В массовой коммуникации понижена возможность для обратной связи, она осуществляется косвенным образом! (н-р, горячие линии, потребительская динамика)

! Выводы:

- МК объективно является особым способом общения различных индивидов, что неизбежно способ-т их самоорганизации в массу.

- Кроме естественного формирования массы, МК может формир-ть массы искусственно. Связанно с манипуляциями и целями коммуникатора.

- Внешне МК сохраняет видимость свободы человека и его индивидуализации, но на самом деле: ты либо в обществе, с МК, либо вне ее - вне общества.

ШПОРА

Массовая Коммуникация – совокупность процессов получения, передачи, обработки и хранения информации. Возможна только когда присутствует общность инф поля.

МК – процесс, в ходе которого сложно организованный социальный институт передает общественно значимую информацию на неограниченную территорию и аудиторию с помощью технических средств (всегда опосредовано!)

МК - особая деятельность, осуществляемая специалистами ради воздействия на объективно не связанные м/у собой группы и отдельных индивидов ради «массовизации» их сознания и поведения.

Социологич подход: коммуникация – всегда сумма социальных процессов, они не случайны, а объективны. Если есть общество, есть и коммуникация.

2 подхода к МК в социологии:

1) стратегический: МК играет важнейшую роль в соврем. обществе. МК создает и трансформирует социум.Еще его называют социо-культурный подход!

Представители: Бодрияр, Жижик, Макклюэн.

Рассматривали, какие деформации происходили с аудиторией в процессе влияния СМИ. Маркузе: концепция Одномерного человека: человек становится объектом воздействия культуры, не может мыслить отдельно от прочих, становится объекто оздействия. «Соврем. Человечество похоже на стадо овец, которых невидимый пастух гонит вперед и вперед к воображаемым достижениям».

В рамках этого подхода мы делаем прогнозы на будущее, вписываем пиар, медиа-действительность в социо-культурные процессы. Смотрим на социум с высоты птичьего полета (в тактическом подходе – ходим по земле), моделирование невозможно.

2) тактический: МК играет роль, но она ограничена. Функционалистский подход!

Анализ реальной прагматики коммуникативных актов, моделирование.

В основе подхода: изучение эффектов МК! Лассуэл (кто, что, кому, по какому каналу, с каким эффектом), Лазарсфельд (лидеры мнений), концепция привратников (Курта Левина).

Модель Грюнига-Ханта: модель пропаганды. Необязательно правдивую инфо надо передавать. Инфо может быть двусторонняя симметричная (модель с обратной связью) и двусторонняя ассиметричная (организация целенаправленно отслеживает инфо, но обратной связи не предполагается).

Теория культивирования: если аудитория активно потребляет СМИ, они ставят события из СМИ выше, чем те, которые реально произошли в их жизни. Это индустриальный подход, ковровые бомбардировки инф пространства.

Общество приобретает нов черты, происходит массификация и гомогенезация. Именно масса становятся реальными двигателями истории, отдельный индивид перестал играть роль, но при этом растет отчуждение человека, атомизация общества в целом (общество распадается на группки, которые не свзаны между собой) – можно влиять, человек беззащитен. Именно этим обусловлен успех рекламы, оторванность от традиций. Человек – легкая добыча.

Т.О. причины появления МК:

1) политич: государству нужны были рычаги управления большой массой

2) идеологич: на смену большой идеологии пришла идеология потребления

3) финансовая (медийный и рекламны бизнес – оч выгодны, получают контакт с сотнями человек)

4) психологич (человек, оставаясь в одиночестве, создает себе соц контекст, псевдосемью)

5) технич – МК возможна только при наличии технических средств.

Другая основа для подхода:

  1. медиа-ориентированный. Человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Наиболее видным представителем данного подхода является Маклюэн.

  2. человеко-ориентированный, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Подход «полезности и удовлетворения потребностей» (Блумер, Кац); “спираль молчания” Элизабет Ноэль-Нойман.

Особенности МК:

  1. Массовость аудитории

  2. Однородность аудитории

  3. Использ-е масс.видов связи

  4. Быстрое распред-е инфы

  5. Невысокая стоимость инфы

Свойства уникальности МК:

1 – диахронность (одномоментность, возможность устойчивого сохранения передаваемого сообщения во времени)

    1. - Диатропность – возможность преодоления сообщением значительных пространств и расстояний

    2. - Мультиплицирование – возможность многократного неогранич. воспроизведения одного и того же содержания

    3. - Симультанность – сообщения МК передаются множеству людей одномоментно, одинаково, без изменений

    4. - Репликация – возможность регуляции своих воздействий самим СМК

Функции МК в обществе:

1) информационная

2) функция соц связи

3) обеспечение преемственности

4) рекреативная

5) мобилизация

Массовая коммуникация предполагает, что главный – блок коммуникатора. Составляющие:

- заказчик

- креативный исполнитель

- технический исполнитель

Аудитория (актуальный объект воздействия) vs масса (потенциальный объект).

В массовой коммуникации понижена возможность для обратной связи, она осуществляется косвенным образом! (н-р, горячие линии, потребительская динамика)

! Выводы:

- МК объективно является особым способом общения различных индивидов, что неизбежно способ-т их самоорганизации в массу.

- Кроме естественного формирования массы, МК может формир-ть массы искусственно. Связанно с манипуляциями и целями коммуникатора.

- Внешне МК сохраняет видимость свободы человека и его индивидуализации, но на самом деле: ты либо в обществе, с МК, либо вне ее - вне общества.