logo search
VSEVSE_gosy

10. Подход «полезности и удовлетворения потребностей» (Блумер, Кац)

1. Люди используют масс-медиа для удовлетворения собственных потребностей, то есть аудитория является активной, а не пассивной в восприятии информации.

2. Информация, особенно телевизионная, потребляется аудиторией селективно, с целью удовлетворения конкретных потребностей.

3. Необходимо исследовать то, как люди используют СМК, а не влияние СМК на людей.

11. Лотман. считал слишком абстрактной модель ком­муникации, предложенную Р.Якобсоном, подчеркивая, что в действительности у говорящего и слушающего не может быть абсолютно одинаковых кодов. Лотман выделяет также две коммуникативные мо­дели "Я - ОН" и "Я - Я". Последний случай он именует автокоммуникацией.

12. Модель Михаила Бахтина (культурологическая). Вносит в свою модель коммуникации две основные идеи: диалогичность и карнавализацию. «Абстрактного собеседника, так сказать, человека в себе, не может быть». Т.е. он рассматривал коммуникацию как диалог культур – это важно в межкультурной коммуникации.

Т.е. при определении моделей к коммуникации существует 2 парадигмы:

- механистическая (кибернетическая, математическая). S-O отношения, пространство и время. Акцент на инфо, ее качество и количество. Цель: донести инфо без потерь. Это модели Лассуэла, Шеннона-Уивера и др.

- антропоцентрическая (деятельностная). Акцент на человеке коммуницирующем, его установки, коммуникационные процессы. Это Бахтин, Лотман и др.

ВАЖНО: Моделирование коммуникации всегда имеет ограничение: надо учитывать изменяющиеся помехи и контекст.