logo search
VSEVSE_gosy

54. Современная система российских сми: структура, функции, технологии, тенденции развития.

Институтами современной системы российских СМИ являются:

Эти институты обслуживаются соответствующим законодательством (прежде всего, законом «О СМИ») и контролируются организациями, призванными регулировать их деятельность – в частности, Роскомнадзор. Согласно данным ВЦИОМА, в 2010 году наиболее популярным каналом остается телевидение, однако самым быстрорастущим сегментом, помимо телевидения, является Интернет.

Классификации российских СМИ

Помимо указанной выше классификации СМИ по институтам можно выделить следующие классификации:

1. По форме собственности: государственные, частные и общественные. Проблема возникновения общественных СМИ в России можно вволю порассуждать).

2. По целевым аудиториям: Массовые СМИ («Аргументы и факты», «Свободный курс»); Специализированные («КоммерсантЪ»)

3.. По технологии производства: Печатные СМИ, Электронные СМИ, Интернет СМИ

4. По периодичности: Ежедневные, Еженедельные, Ежемесячные, Ежегодные. В настоящие время тиражи теряют именно ежедневные газеты, потому что с такого рода информацией аудитория привыкла знакомиться в Интернете.

Функции

Такие исследователи как Ворошилов, Прохоров, Гуревич, Корконосенко и проч., выделяли такие функции СМ, как информирующую, организационную (мобилизационную), функцию культурной преемственности, рекреационную. А вот Назаров вышел на новый уровень, так как рассмотрел функции СМИ на уровне индивида и общества.

I. Информационная функция: информирование о событиях и условиях жизни в обществе и

мире; • информационное обеспечение инновационных процессов; II. Функция социальной связи: интерпретация происходящего; поддержка существующих норм и властных отношений; социализация; координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия;

III. Функция обеспечение преемственности: выражение образцов доминирующей культуры, "узнавание" субкультур, новых культурных направлений; поддержание общности социальных ценностей;

IV. Рекреативная функция: создание возможностей для отдыха и развлечения; снижение социальной напряженности;

V. Функция мобилизации: организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

На индивидуальном уровне функции СМК предполагают удовлетворение следующих потребностей индивида:

I. Информационная функция: получение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом; обучение и самообразование; поиск советов, необходимой информации для принятия решений;

II. Функция личностной идентификации: подкрепление индивидуальных ценностей; получение сведений о моделях и нормах поведения; идентификация с ценностями других; достижение понимания самого себя;

III Функция интеграции в обществе и общения: формирование основы для диалога, социального общения; помощь в реализации социальных ролей, понимания положения другого, переживания; возможность общения с семьей, друзьями, обществом;

IV. Функция развлечения: эмоциональная разрядка; заполнение свободного времени; эскапизм, уход от проблем; получение эстетического наслаждения; сексуальное возбуждение.»

Тенденции развития

1. Узкая специализация прессы (типа «Садовод и огородник» или «Финансист»). Много и обо всем мы можем найти на ТВ и в Интернете.

2. Конвергенция: все виды деятельности в массовой информации начинают подстраиваться друг под друга. Иначе говоря, мультииспользование.

3. Миграция рекламы за счет новых инструментов медиа: Многие рекламодатели переходят от рекламы в СМИ к рекламе в мобильных приложениях, социальных сетях и т.п.(в 2009 году реклама в Интернете увеличилась до 17%).

4. Размывание границ между жанрами (Яркий пример – проект lookatme.ru)