logo search
VSEVSE_gosy

54. Современная система российских сми: структура, функции, технологии, тенденции развития.

Итак, институтами современной системы российских СМИ являются:

Эти институты обслуживаются соответствующим законодательством (прежде всего, законом «О СМИ») и контролируются организациями, призванными регулировать их деятельность – в частности, Роскомнадзор.

Согласно данным ВЦИОМА, в 2010 году наиболее популярным каналом остается телевидение, однако самым быстрорастущим сегментом, помимо телевидения, является Интернет. Большие темпы развития приобретает и мобильный контент, платное телевидение, глянцевая пресса.

Говоря о структуре системы СМИ, рассмотрим основные типы его элементов.

Классификации российских СМИ

Помимо указанной выше классификации СМИ по институтам можно выделить следующие классификации:

1. По форме собственности принято делить СМИ на государственные, частные и общественные. Последних у нас, к сожалению, очень мало, а в секторе ТВ и радио их в принципе нет. Почему? Дело в том, что общественные СМИ должны оплачиваться из кошелька граждан. А у нашего населения платежеспособность низкая. А вот в более экономичной сфере – в частности в блогах – общественная журналистика действительно зарождается.

2. По целевым аудиториям:

3.. По технологии производства:

4. По периодичности:

В настоящие время тиражи теряют именно ежедневные газеты, потому что с такого рода информацией аудитория привыкла знакомиться в Интернете.

Функции

Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.

Сейчас подробно, чтобы понять позицию разных исследователей, а через 2 страницы – вкратце – суть.

Среди функций СМИ обычно выделяют следующие:

Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности людей – деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. При этом содержание информации во многом определяется запросом аудитории. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида. Особенно важна эта функция в сфере культуры, где ежедневно создаются новые произведения и появляются новые имена.

Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом. В этой функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов». Но и благодаря ей лучшие явления культурной жизни также находят отклик у ценителей вслед за их появлением. Здесь все дело во вкусе и мере творцов и потребителей массовой коммуникации.

Получатель информации имеет возможность сравнивать различные социальные ситуации, которые комментируются СМИ либо с положительной, либо с негативной оценкой. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

Культурологическая функция выполняет не только свою основную, познавательную задачу – ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, в конечном счете, интеграции общества.

С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования порождают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

Различные исследователи деятельности СМИ выделяют ряд основополагающих функций. Так, Е. П. Прохоров выделяет в качестве исходной коммуникативную функцию, функцию общения, налаживания контактов. Он не считает эту функцию чисто «технической», вспомогательно обеспечивающей реализацию других функций. Хотя в этом качестве они и выступают действительно, объем ее «полномочий» шире.

Как замечает Е. П. Прохоров прочный контакт с конкретным СМИ у аудитории устанавливается тогда, когда они признают его «своим», а социальные институты ощущают авторитет и силу влияния данного СМИ, обеспеченную поддержкой аудитории.

Вторая наиболее важная группа функции, по мнению Е.П. Прохорова носит непосредственно-организаторский характер – выдвижение суждений и оценок деятельности социальных институтов (властных в том числе) и должностных лиц на предмет выполнения ими своих обязанностей перед обществом.

Таким образом, СМИ выполняют контрольные и регулятивные функции, оказывают воздействия (непосредственно или опосредованно, через формирование соответствующего общественного мнения) на деятельность социальных институтов и должностных лиц. Через этого рода деятельность в первую очередь и реализуется особый властный ресурс СМИ (СМИ как «четвертая власть»).

В числе наиболее значимых функций СМИ Е. П. Прохоровым называется функция формирования массового сознания (идеологическая или социально ориентирующая), которая включает в себя широкий диапазон воздействия – начиная с сообщений о фактах, событиях, воздействия на общественное мнение, до воздействия на ценности, идеалы, мировоззрение аудитории.

К идеологической функции примыкает культурно-образовательная – формирование политической, экономической культуры, этическое и эстетическое воспитание, а также пропаганда знаний из области медицины, физической культуры, культуры досуга и т. д.

В литературе, как отечественной, так и зарубежной, встречается далеко не совпадающий перечень определений функций СМИ. Отчасти эти различия задаются степенью развернутости характеристик функций СМИ (более развернутые подфункции выделяются в самостоятельные, отчасти – разным пониманием актуальности для современности тех или иных общественных задач, решаемых с помощью СМИ).

На периферии системы функций находятся рекламно-справочная (удовлетворение утилитарных запросов аудитории) и рекреативная.

Представление о развитии взглядов отечественных специалистов на природу функции СМИ дает В. В. Ворошилов в своей книге «Журналистика» (С. -Петербург, 2006 г.), начиная от И. Хмары ( 1969 г.) до публикаций последних лет. Перечень и содержание функций в трактовке отдельных авторов отчасти совпадает, отчасти нет.

К примеру, И. Хмара называет следующие функции СМИ: информационная, просветительская, воспитательная, регулятивная, гедонистическая. Шагом вперед стал анализ приоритетных функций СМИ через призму позиций различных участников коммуникативного процесса и социальных ролей журналистики, к которым относятся духовно-идеологическая, информационно-коммуникативная, регулирующая и производственно-экономическая.

Новый ракурс рассмотрения проблемы предлагает Назаров М. М (Его отдельно отмечала Макарова). Он различает два уровня функций массовых коммуникаций: уровень общества и индивидуальный уровень. Рассмотрим эту точку зрения подробнее.

Назарова( «Массовая коммуникация и общество»): «Механизм реализации "социального сцепления" представляет собой взаимодействие двух основных составляющих. Первой из них являются общественные потребности — группы, коллектива, личности. Второй — "отклик" на соответствующие требования, удовлетворение потребностей прямо или опосредованно средствами массовой коммуникации».

Таким образом, анализ проводится на двух уровнях — уровне социума и уровне индивида.

Коротко говоря можно сказать: такие исследователи как Ворошилов, Прохоров, Гуревич, Корконосенко и проч., выделяли такие функции СМ, как информирующую, организационную (мобилизационную), функцию культурной преемственности, рекреационную. А вот Назаров вышел на новый уровень, так как рассмотрел функции СМИ на уровне индивида и общества.

I. Информационная функция:

• информирование о событиях и условиях жизни в обществе и

мире;

• информационное обеспечение инновационных процессов; II. Функция социальной связи:

III. Функция обеспечение преемственности:

• выражение образцов доминирующей культуры, "узнавание" субкультур, новых культурных направлений;

• поддержание общности социальных ценностей;

IV. Рекреативная функция:

• создание возможностей для отдыха и развлечения;

• снижение социальной напряженности;

V. Функция мобилизации:

• организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

Надо иметь ввиду, что приведенная классификация является нечеткой. Многие из перечисленных функций пересекаются. Одни функции выражены в структуре деятельности СМК в большей степени, другие в меньшей. Вряд ли возможно выявить ранговые отношения между ними. Лишь контурно, как представляется, можно определить те функции, которые связаны или со стабильностью или с изменениями в обществе.

В концепции индивидуальных функций и дисфункций деятельность средств массовой коммуникации рассматривается в контексте их аудитории. В фокусе внимания здесь в основном находится коммуникативное поведение индивида. Определяющим является то обстоятельство, что мотивы индивидуальной активности в отношении массовой коммуникации связаны с социальным контекстом и, в той или иной мере, со структурой общества в целом.

На индивидуальном уровне функции СМК предполагают удовлетворение следующих потребностей индивида:

I. Информационная функция:

• получение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом;

• обучение и самообразование;

• поиск советов, необходимой информации для принятия решений;

II. Функция личностной идентификации:

• подкрепление индивидуальных ценностей;

• получение сведений о моделях и нормах поведения;

• идентификация с ценностями других;

• достижение понимания самого себя;

III Функция интеграции в обществе и общения:

• формирование основы для диалога, социального общения;

• помощь в реализации социальных ролей, понимания положения другого, переживания;

IV. Функция развлечения:

• эмоциональная разрядка;

• заполнение свободного времени;

• эскапизм, уход от проблем;

• получение эстетического наслаждения;

• сексуальное возбуждение.»

Говоря о дисфункциях (т.е. нарушении в деятельности системы) СМК, будем иметь в виду, что это "измерение" отражает ситуацию несоответствия реализации определенных функций на различном уровне. Т.е. для реализации целей, выдвигаемых на уровне общества, необходимо их определенное функциональное соответствие на уровне индивида. Дисфункциональность в деятельности СМК может проявляться, например, в том, что информационная функция приобретает форму дезинформации; функция развлечения может перерождаться в функцию "контроля сознания"; функция мобилизации при определенных условиях способствовать насилию и т.п.»

При этом основной функцией исследователи признают функцию информирования. Ведь если снижается информационная составляющая СМИ, а преобладает, скажем рекреационная или организующая интерес общества к медиа падает.

Тенденции развития

1. Узкая специализация прессы: большое количество тематических журналов типа «Садовод и огородник» или «Финансист».

Много и обо всем мы можем найти на ТВ и в Интернете, а вот от газет и журналов (за которые нужно платить деньги) аудитория хочет получить что-то свое, узко специализированное.

2. Конвергенция: все виды деятельности в массовой информации начинают подстраиваться друг под друга. Иначе говоря, мультииспользование.

Приведу пример из истории любимой «Комсомольской правды». Если ранее это была только газета, то под влиянием современных тенденций руководство холдинга приняло решение создать сначала сайт kp.ru, который на настоящее время является одним из самых посещаемых по России, затем – радио «КП», а теперь еще и телевидение «Комсомольской правды». В московских редакциях, учитывая технические возможности, журналиста учат быть мультимедийным: вот идет он на репортаж, он должен взять с собой качественный диктофон, чтобы сделать новость на радио, оператора, чтобы подготовить репортаж на ТВ и необходимое оборудование (ноутбук, Wi-fi), чтобы оперативно отписать новость на сайт. В газете публикуется уже хорошо продуманная статья.