logo search
ГОС!!!4040

20. Исследования в области со.

Экономические и соц исследования обеспечивают теоретическую и информационную базу PR, эффективность тех или иных PR-мероприятий во многом зависит от качества и профессионального уровня проведенной исследовательской работы. Исследования призваны предоставить максимум инф-ии для проведения PR-кампании, а также разработать механизмы детальной оценки достигнутых в ходе кампании результатов. Исследование — это способ выслушать чужое мнение, контролируемый, целенаправленный и систематический сбор информа­ции для упрощения понимания конкретной проблемы.

Прикладные цели проведения исследований

проводятся исследования как объекта ПР, так и используемых ПР-средств. Маркетинговые, эко­номические, социально-психологические, социологические исследо­вания помогают глубоко и всесторонне рассмотреть ПР-объект на­кануне ПР-воздействия и в дальнейшем оценить эффективность при­нимаемых мер.

Типы PR-исследований

I. Социологические исследования. выяснять ус­тановки и мнения людей.

2 типа СИ:

1. Описательные исследования. моментальный снимок определенной ситуации. Это опросы ОМ.

2. Проблемные исследования. разъяснить, каким образом сложилась та или иная ситуация. рассчитаны на получение ответа на вопрос «почему».

4 элемента СИ: выборка, анкета, интервью, анализ результатов.

II. Коммуникационный аудит. осмысление несогласованностей, возникающих при коммуникации ме­жду руководством организаций и целевыми группами общественности.

III. Неформальные исследования. накопле­ние фактов, анализ различных информационных мате­риалов и др.

Социологические исследования позволяют, исходя из направленности ПР-технологий на массовые аудитории, всесторонне изучать целевые группы, их предпочтения и интересы.

Социально-психологические исследования дают возможность представить индивидуальные и коллективные особенности участников целевых групп и корпоративных объединений, их ценностные ориентиры и диспозицию личности.

К качественным относятся исследования, использующие описательные и информационные методы. Они устанавливают соответствие объекта ис­следований определенным стандартам и нормам, но не могут быть изме­нены количественно. К качественным методам исследования массовой аудитории от­носятся такие методы, как наблюдение, анализ писем и документов, анализ звонков в редакцию, встречи с представителями аудитории, фокус-группы. Качественные методы направлены не столько на вы­явление численных показателей, сколько на понимание глубинного смысла происходящего.

Количественные исследования позволяют использовать математический анализ, т.е. их результаты подлежат измерению. К количественным методам относятся опросы (анкетирование, ин­тервьюирование), дневники радиослушателей и телезрителей, блиц-опросы, данные аудиметров.

Тотальные - исследуется комплекс факторов

Точечные - исследуется 1 какой-либо параметр.

Методы сбора информации:

Наблюдение – метод сбора первичных социологических данных, который заключается в непосредственном восприятии и регистрации значимых социальных явлений и процессов, подвергающихся контролю и проверке. Прямое наблюдение - прямая регистрация событий очевидцем. С наблюдения начинается этап коммуникативного аудита при проведении ПР-кампании. Наблюдения классифицируются по различным основаниям:

а) по степени формализованности: неконтролируемое, контролируемое.

б) в зависимости от положения наблюдателя: соучаствующее (включенное), простое — регистрация событий со стороны, стимулирующее (модификация включенного) — создание исследова­телем экспериментальной обстановки для лучшего выражения изучае­мых факторов.

в) по условиям организации наблюдения: полевые (в естественных условиях); лабораторные (в экспериментальной ситуации).

Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей.

- письменные опросы (анкетирование);

- устные опросы (интервьюирование);

- очные опросы;

- заочные опросы: почтовые, телефонные, и др.

+ экспертные, массовые, выборочные, сплошные и другие опросы.

Репрезентативный опрос - опрос, проводимый на основе выборочной совокупности, позволяющий экстраполировать выводы на всю генеральную совокупность.

Анализ документов дает исследователю возможность увидеть многие важные стороны социальной жизни, помогает установить нормы и ценности, свойственные определенному обществу в определенный исторический период, получить сведения, необходимые для описания тех или иных социальных структур, проследить динамику взаимодействия между различными социальными группами и отдельными людьми и т. д.

Фокус-группа— метод сбора и анализа информации, который позволяет с высокой степенью досто­верности оценить эффективность интегрированной маркетинговой ком­муникации на любом ее этапе: от возникновения идеи до конкретного ПР-продукта. На практике этот метод заключается в проведении коллек­тивного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собира­ется субъективная информация от участников по обозначенному кругу проблем.

Анкетирование. Гипотеза, цель, задачи, разработка анкеты, определение выборки, проведение анкетирования, обработка результатов, отчет, предложения и рекомендации. После того, как была сформирована выборка, разработана анкета и проведено интервьюирование (опрос) респондентов, наступает чет­вертый этап исследования общественного мнения — анализ собранных данных. Именно здесь вырабатываются рекомендации для дальнейшей работы.

Интервью – вид опроса, использующий непосредственное социально-психологическое взаимодействие исследователя и респондента. Дает возможность получить инф о мнениях, мотивах, представлениях.

Контент-анализ СМИ - количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Применяется, когда есть большой массив несистематизированного материала, когда требуется высокая степень точности выводов.