logo search
VSEVSE_gosy

39. Речевое и неречевое поведение в социально-ориентированном общении. Социально-символичесая индикация и регуляция речевого поведения.

Из инета, из Василика, с лекций ОТК

  Социально-ориентированное  общение  – взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел – "я" и "общество". Социально-ориентированное  общение  обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д

Примером социально-ориентированного  общения  могут служить лекция, оклад, телевизионное выступление, где лектор или докладчик выступает как представитель общества и решает со своей аудиторией конкретные социальные задачи.

Социальная ком – это такая коммуникативная деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе. 

Соц. ком. или социокоммуникация является предметом социологии коммуникации –специальной отрасли социологии, изучающей функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия – передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и Социума в целом. 

Общение – социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. 

Коммуникац – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств ( вербальных, невербальных и др.) 

Речевая деятельность – система мотивированных речевых действий людей в социально значимых ситуациях, обусловленных правилами и нормами речи, принятыми в обществе. 

Коммуникация является центральным понятием для социокуоммуникации. Суть его в том, что это – целенаправленное общение, реализуемое в конкретных ситуациях согласно нормам речевой деятельности.   Базовые составляющие социокоммуникации:

основные аспекты исследования:

1)социальные структуры общества в плане их коммуникативных характеристик

2)коммуникативные системы, реализующие различные виду коммуникации

3)каналы, уровни и средства коммуникации, обеспечивающие передачу и восприятие информации и социально значимой оценки 

Коммуникативная система отличается от коммуникации как сущность от функции  Способы коммуникации, третья составляющая, которая включает различные каналы передачи и восприятия информации, ориентированные на различные виды личности и массовой коммуникации.

Речевая деятельность – процесс создания и восприятия речи (кодирование и декодирование) (вербальная инфо), обусловленный правилами и нормами, принятыми в данном социуме. Речевая деятельность психологически ориентирована, т.е. мотивирована, целенаправленна и представляет собой множество операций.

Речевая деятельность трактуется как особый вид деятельности человека. Речевая деятельность – психологический аспект речевой К-ии (человеческое измерение языка и речи). Теория речевой деятельности оперирует терминами психологического содержания.

Под коммуникационным пространством понимается система многообразных коммуникационных связей, возникающих между различными субъектами, агентами К-ии. Выделяется плотность и протяженность коммуникационного пространства. Плотность – неоднородность пространства зависит от интенсивности и количества взаимодействий. Протяженностью выступает коммуникационная дистанция. Близкая дистанция – непосредственный контакт (межличностная К-ия). Протяженная дистанция – связь опосредована.

Коммуникационное время – длительность и последовательность самих коммуникационных актов. Человечество всегда стремится ускорить прохождение инфо. Техническая проблема решена. Информационные обмены возросли.

Аспект культурной вариативности коммуникационного времени: у него есть человеческое измерение кроме технического.

Характеристики коммуникационного поведения людей связаны с их принадлежностью к определенным социальным стратам. Для различных групп характерно использование различных средств общения.

Речевое поведение и уровень речи:

М: более категоричный, часто перебивают, стремятся управлять тематикой.

Ж: задают вопросы, поддерживают диалог, поддакивают.

М: используют абстрактные существительные.

Ж: глагольная лексика, качественные прилагательные.

М: действительный залог совершенного времени.

Ж: страдательный залог несовершенного времени.

Лексика:

М: оценка, бранная лексика, сленг.

Ж: придерживаются нейтрального стиля.

Количество предметов:

М: точное количество.

Ж: экспрессивное использование междометий.

М: используется подчинительная связь.

Ж: сочинительные придаточные уступки и степени.

Женщины быстрее восстанавливают текст. Мужчины стремятся построить новый текст. Для мужчин характерен рациональный стиль, для женщин – эмоциональный, словарь богаче. Женское ассоциативное поле более развернутое. Мужские ответы одинокие. У мужчин больше функциональных качественных.

Женщинам свойственны фатические акты (установить контакт, а не передать инфо). Мужчины не реагируют на реплики партнера, ссылаются на абстрактные и обобщенные предметы.

Различие в том, что у М и Ж различны социальные роли, занятия.

Важным фактором является принадлежность человека к определенному этносу. Понимание предполагает не только знание языка, но и знание мира. К-я зависит от культурного мира. Онтологический аспект имеет в виду социальную природу как в смысле генеза, так и в смысле его осуществления.

Между кинетическим и вербальным языками наблюдается определенное сходство:

1.–смысл может передаваться только слово («Молчи!»), только жестом (палец к губам), комбинацией вербальных и невербальных средств;

2.–любой элемент невербального поведения может стать конвенционально значимым (щелканье пальцами, помахивание платком);

3.–жесты, как и слова, образуют систему, жестикон в любой культуре; словарь жестов (Акилина, Кано), словарь японских жестов, латиноамериканских жестов;

4.–при помощи кинетических средств, как и словами, можно выразить идеи и эмоции; жесты, как и слова, полифоничны; среди основных функций жестов называют: а)регулятивная, б)информативная, в)эмотивная, г)изобразительная, д)коммуникативная, е)дейктическая (указательная; сопровождается местоимениями «вот», «тут», «здесь»), ж)риторическая (жестовые тропы; ораторские жесты – кулак Дантона – вытянутая вперед рука; плотно сжимаемые губы и выкатываемые глаза), з)культурная (жесты приобретают определенное значение в определенной культуре);

5.–жестовый язык, как и вербальный, меняется в пространстве и времени под действием социально-культурных условий (бросить перчатку, сжимать шляпу; разрешите откланяться);

6.–многие жесты допускают перевод как на вербальный язык, так и на иностранный жестовый языки.

Различия:

1)–Речь (вербальный язык) – интенциональная (намеренная), произвольная форма общения; язык тела – неинтенциональный, непроизвольный. Невербальный язык является природным, первичным, правополушарным.

Взаимодействие между вербальным и невербальным языками может приобрести негармоничный характер. Гармония нарушается в случае избытка неречевых средств. Уровень неконтролируемых средств повышается. Диалог приобретает неравномерный характер. Смещение диалоговых структур. Усиливается эмоционально-оценочное акцентирование. Повышается информационная избыточность сообщения. Возрастает недоверие к собеседнику. Приводит к разрушению диалога. Гармония нарушается в случае рассогласованности (конгруэнтности). Человек говорит комплимент, а на лице – змеиная улыбка (человек неконгруэнтен). Если человек выражает признательность, но при этом в закрытой позе, то он неконгруэнтен. Дисгармоничные системы – это системы ненормального или нарушенного общения. Возникают специфические эффекты (дезориентации собеседника, недоверия к собеседнику).

2)–Слово, речь призваны обманывать. Невербалика рассказывает, чтó действительно думает человек. Откровеннее, чем речь. Каждое психическое качество души находит проявление в телесных проявлениях. Утверждается соответствие между психическим и физическим качествами. Проблема соотнесения тела и души. У О.де Бальзака «Теория ходьбы» - наблюдения над человеческой походкой. Если человек сгорбился, смотрит вниз – озабочен, какие-то проблемы.

Невербальные знаки – индикаторы внутреннего состояния человека. А.Адлер: «если мы хотим понять человека, мы должны заткнуть уши и раскрыть глаза». Остановись, посмотри, включи интуицию – не торопись делать выводы – запомни повторяющиеся моменты (паттерны).

У невербального поведения приоритет перед речью. П.Экман, Фризен разработали концепцию о невербальной утечке инфо. Проранжированы различные части тела человека, как они передают инфо. Первое место занимает лицо человека (лучший передатчик инфо). Движения ног и ступней – последнее место. Ноги не отличаются особой подвижностью и часто скрыты от наблюдателя. Однако выражение лица люди контролируют чаще, чем ноги. Утечка инфо чаще происходит благодаря трудноконтролируемым движениям. Нижняя губа практически не контролируется. Попытки обмана труднее обнаружить по лицу. Легче обнаружить, замечая движения ног. П.Экман «Психология лжи», разработал маркеры лжи, подчеркивал роль невербальных средств. Пример в «Евгении Онегине»: герой поправляет дяде подушки, подает лекарства, но при этом думает: «Когда же черт возьмет тебя?».

3)–В культуре складываются требования, касающиеся речевого поведения человека. Японец может подать на развод, если его жена принимает во сне некрасивые позы. Невербальные моменты поведения трудно доказать или опровергнуть. Они менее определенны. Правил меньше. Характер их менее жесток.

Лингвоцентризм культуры: человека с детства обучают, как правильно говорить. Легко переключаются речевые регистры. Невербалике уделяют меньше внимания. В русской культуре родители не учат детей тем или иным жестам, но делают замечания относительно поз. Общество в целом стремится к контролю над своими членами с помощью внедрения определенных паттернов («окультуривание телесности» - это Отивания индивидом в собственном теле позиции социума). «Окультуривание телесности» является одним из механизмов контроля не столько над телом человека, сколько над личностью.

В любой культуре есть поведенческие модели, изучая к-е, можно составить представление о целой культуре, ее ценностных ориентирах. Есть табу на определенные движения (когда женщина смущается, защищается от мужского взгляда – европейская женщина закрывает либо уровень груди, либо нижнюю часть тела – сдерживает юбку, восточная женщина – закрывает лицо, часть его). Соблюдение социальных паттернов – условие стабильности социума. Отказ от установленных паттернов ведет к революции. Сегодня в русской культурной среде наблюдается кинесический беспредел (раскультуривание телесности).

Овладеть новым жестовым языком труднее, чем овладеть иностранным вербальным языком. Жестовый язык гораздо менее устойчив, стабилен, более вариативен, чем вербальный язык. Вербальный язык дискретен (прерывен). Речь представляет собой линейную последовательность. Невербальный язык – пространственно-временная целостность (континуален). В качестве единиц невербального языка называют кинемы – простейшие законченные движения и позы. В теории К-ии изучаются те кинемы, к-е выполняют какие-либо семиотические функции. Их называют кинеморфемы.

Классификация кинем – 3 семиотических класса:

1).кинемы, к-е имеют самостоятельное значение – эмблематические кинемы (покрутить пальцем у виска, кивнуть, поманить пальцем, показать кулак).

2).кинемы, к-е выделяют фрагмент К-ии – иллюстраторы (связанные с контекстом (мы с тобой – жест на себя и собеседника), иллюстрирующие жесты.

3).кинемы, управляющие ходом К-ии – регуляторы.

Диалектные и универсальные жесты (кинемы): жесты новых русских, футбольных фанатов. Взрослые и детские жесты (корчить рожи, поглаживать бороду). Выделяются мужские и женские жесты (наклон женского корпуса, походка). Арджайл – работа о различиях мужчин и женщин. В русской культурной среде – мужчины, смущаясь, потирают нос и подбородок, женщины – щеки, перед шеи. К женским позам относятся: сидеть, сомкнув колени, покачивать бедрами, поправлять волосы.

Выделяются жесты без адапторов и с адапторами (хлопнуть дверью, похлопать по плечу). Выделяются стилистически нейтральные и стилистически маркированные (поцелуй руки женщины – знак высокой тональности). Подразделяются жесты на широкие и мелкие. Чем сильнее эмоции, тем шире жестикуляция. Широкие жесты – люди хвастолюбивые, тщеславные. Мелкие жесты – люди скромные, не хотят выставлять свое поведение на показ (это можно расценивать как обман).

Классификация по критерию, какой орган тела задействован: ручные, жесты ног, мимические жесты, позы и т.д.

Для русской культуры характерна несинхронная жестикуляция. Для европейских культур характерна большая синхронность. В России движение рукой часто заменяют движения головой и плечами. Рука в Древней Руси выступала признаком меры (локоть, косая сажень, пядь, вершок). Символика руки достаточно обширна. Символическое значение руки – символика защиты, верности, власти, дружбы, направления пути, клятвы…

Социальная регуляция поведения личности

Социальное поведение личности - сложное социальное и социально-психологическое явление. Его возникновение и развитие детерминируется определенными факторами и осуществляется по определенным закономерностям. По отношению к социальному поведению понятие обусловленности, детерминации заменяется, как правило, понятием регуляции. В обыденном значении понятие «регуляция» означает упорядочивание, налаживание чего-то в соответствии с определенными правилами, развитие чего-то с целью привести в систему, соразмерить, установить порядок. Поведение личности включается в широкую систему социальной регуляции. Функциями социальной регуляции являются: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых субъектам регулирования норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Субъектами регуляции социального поведения личности в широком смысле слова выступают общество, малые группы и сама личность.

В широком смысле слова регуляторами поведения личности являются «мир вещей», «мир людей» и «мир идей». По принадлежности к субъектам регуляции можно выделить общественные (в широком смысле), социально-психологические и личностные факторы регуляции. Кроме того, разделение может идти и по параметру объективного (внешнего) — субъективного (внутреннего).

Внешние факторы регуляции поведения. Личность включена в сложную систему общественных отношений Все виды отношений: производственные, нравственные, правовые, политические, религиозные, идеологические определяют реальные, объективные, должные и зависимые отношения людей и групп в обществе. Для осуществления этих отношении существуют многообразные виды регуляторов.

Широкий класс внешних регуляторов занимают все социальные явления с определением «социальный», «общественный». Сюда относятся:

К общим факторам общечеловеческой детерминации относятся образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, социальный контекст.

В сфере духовной жизни общества регуляторами поведения личности выступают мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия. В сфере политики — власть, бюрократия, социальные движения. В сфере правовых отношений — право, закон.

Общечеловеческими регуляторами выступают: знак, язык, символ, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности, экологическая ситуация, этнос, социальные установки, быт, семья

Более узкий объем внешних регуляторов составляют социально-психологические явления. Прежде всего такими регуляторами выступают: большие социальные группы (этнос, классы, слои, профессии, когорты); малые социальные группы (общность, группа, сообщество, коллектив, организация, оппонентный круг); групповые явления — социально-психологический климат, коллективные представления, групповое мнение, конфликт, настроение, напряженность, межгрупповые и внутригрупповые отношения, традиции, групповое поведение, сплоченность группы, референтность группы, уровень развития коллектива.

К общим социально-психологическим феноменам, регулирующим социальное поведение, относятся, символы, традиции, предрассудки, мода, вкусы, коммуникация, слухи, реклама, стереотипы.

К личностным составляющим социально-психологических регуляторов относятся: социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность.

Универсальной формой выражения социальных факторов, регулирующих поведение, являются социальные нормы. Их обстоятельны и анализ содержится в трудах М. И. Бобневой (Бобнева, 1978). Социальные нормы представляют собой руководящее начало, правило, образец, принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. Социальные нормы различаются по своему содержанию, по сферам действия, по форме санкционирования, по механизмам распространения, по социально-психологическим механизмам действия. Например, правовые нормы вырабатываются, формулируются, утверждаются специальными государственными учреждениями, устанавливаются специальным законодательным путем, поддерживаются государством. Они всегда вербализированы, отражены в словесных конструкциях, объективированы в сводах законов, кодексах, уставах, отражены в нормативных актах.

Кроме писаных и неписаных общечеловеческих норм, которые позволяют оценивать поведение, регулировать его, существуют нормы, принятые в той или иной общности. Эта общность может быть как формальной, так и неформальной, иногда достаточно узкой по своему составу. Часто эти нормы регулируют отрицательные, с точки зрения большинства и государства, асоциальные формы поведения. Это — групповые нормы, регулирующие поведение отдельных групп и личностей. На основании этого, например, противоправное, преступное поведение относится к разряду нормативного поведения, т.е. регулируемого определенными нормами.

Этические нормы - нормы морали и нравственности - складываются исторически, регулируют поведение людей, соотнося его с абсолютными принципами (добра и зла), эталонами, идеалами (справедливости). Основным критерием нравственности тех или иных норм является проявление в них отношения человека к другому человеку и самому себе как подлинно человеческому существу — личности. Моральные нормы — это, как правило, неписаные нормы поведения. Моральные нормы регулируют общественное поведение, групповое и личное.

Близкими по своему психологическому содержанию, способу происхождения и механизму воздействия к этическим нормам являются нормы религиозные. От общечеловеческих моральных норм их отличают конфессиональная принадлежность, более узкая общность, определяющая нормы и принимающая их как установления и правила поведения (заповеди разных религий). Эти нормы различаются по степени их нормативности (жесткости): действия религиозных норм фиксируются в церковных канонах, священных писаниях и заповедях, в неписаных правилах отношения к божественным, духовным ценностям. Иногда религиозные нормы имеют узколокальный ареал распространения (нормы поведения отдельных религиозных сект и их представителей). Иногда норма действует в пределах одной местности («в каждом приходе свой устав»).

К разряду не абсолютно директивно действующих норм социального поведения личности относятся ритуалы. Ритуалы - это конвенциональные нормы поведения. Это «прежде всего видимое действие лица или лиц, призывающих всех, кто присутствует, обратить внимание на какие-то явления или факты, и не только обратить внимание, но и выразить определенное эмоциональное отношение, содействовать общественному настрою. При этом обязательны некоторые принципы: во-первых, общепринятая условность действия; во-вторых, общественная значимость явления или факта, на котором концентрируется ритуал; в-третьих, его особая цель. Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к единому активному сопереживанию или признанию важности факта или явления» (Королев, 1979, с. 36).

Наряду с социальными нормами макрогрупп, нормами политическими, правовыми, этническими, культурными, моральными, нравственными, существуют нормы многочисленных групп — как организованных, реальных, формализованных в той или иной структуре общества или общности, так и номинальных, неорганизованных групп. Эти нормы не носят всеобщего характера, они производны от социальных норм, это частные, особенные, вторичные образования. Это групповые, социально-психологические нормы. Они отражают как характер, содержание и форму более общих форм, так и специфику природы общности, группы, характер, форму, содержание отношений, взаимодействий, зависимостей между ее членами, ее частные особенности, специфику условии и целей (Бобнева, 1978, с. 35).

Групповые нормы социального поведения личности могут быть формализованными и неформализованными. Формализованный (оформленный, проявленный, фиксированный, внешне представленный) характер нормативной регуляции поведения представлен в организации как основной форме социального объединения людей. В ней существует определенная система зависимых и должных отношений. Все организации используют разнообразные нормы: стандарты, модели, шаблоны, образцы, правила, императивы поведения, действий, отношений. Эти нормы регулируют, санкционируют, оценивают, принуждают, побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимодействий и взаимоотношений людей, в деятельности организации как целостного социального образования.

Внутренние регуляторы поведения. В системе воздействий внешних, объективно существующих факторов детерминации социального поведения личность выступает как объект социальной регуляции. Но главным при изучении социального поведения является понимание того, что личность - это не только субъект социального поведения, но и субъект регуляции этого поведения. Все психические явления выступают в двойном своем качестве: они 1) результат детерминации внешних воздействий и 2) определяют поведение и деятельность человека. Эти два плана объединены в главных функциях психического: отражения, отношения и регуляции.

Регулятивная функция психического в поведении и деятельности проявляется с разной степенью выраженности и интенсивности в разных блоках психических явлений. Самые крупные блоки: психические процессы, психические состояния и психологические качества.

В составе психических процессов в качестве внутренних регуляторов выступают когнитивные процессы, через которые личность получает, хранит, преобразует, воспроизводит необходимую для организации поведения информацию. Мощным регулятором взаимодействия и взаимовлияния людей (в совместной деятельности и общении — как формах социального поведения) является устная и письменная речь (язык выступает внешним регулятором поведения). Внутренняя речь —один из психологических (интимных) регуляторов личного поведения. В составе психических процессов специфические регуляционные нагрузки несут такие явления, как инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решение задач. Обобщающим когнитивный блок регуляторов является субъективное семантическое пространство.

Психические состояния составляют важный арсенал внутренних регуляторов поведения. Сюда относятся - аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация

Психологические качества человека обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию социального поведения. Эти качества существуют в двух формах — личностные свойства и социально-психологические качества личности. К первым относятся — внутренний локус контроля — внутренняя причинность, смысл жизни, активность, отношения, идентичность, направленность личности, самоопределение, самосознание, потребности, рефлексия, стратегии жизни, жизненные планы. К социально-психологическим личностным феноменам как внутренним регуляторам поведения относятся: диспозиции, мотивация достижения, социальная потребность, аффилиация. аттракция, целевые установки, оценки, жизненная позиция .любовь, ненависть, сомнения, симпатии, удовлетворенность, ответственность, установка, статус, страх, стыд, экспектации, тревожность, атрибуция.

К собственно регуляционному блоку психических явлений относится мотивационно-потребностная и волевая сферы личности Исследования (В. Г. Асеев) показали, что различные особенности мотивационной системы, такие как ее иерархический, многоуровневый характер, двухмодальное (положительное — отрицательное) строение, единство актуального и потенциального, процессуального и дискретного аспектов, оказывают специфическое регулирующее влияние на социальное поведение личности. Мотивация, мотив, мотивировка осуществляют пусковой механизм регуляции поведения. Основным источником мотивации являются потребности человека. В эмоциональной сфере личности (чувствах, эмоциях, настроениях) осуществляются личностное отношение к происходящему, к самому социальному поведению, оценка событий, фактов, взаимодействия и взаимоотношений людей.

Волевые процессы (желание, стремление, борьба мотивов, принятие решения, осуществление волевого действия, совершение поступка) служат завершающим этапом социальной регуляции поведения.

Механизмы социальной регуляции поведения личности

Многообразны механизмы социального регулирования поведения личности- Они делятся на институциональные и неинституциональные.

Содержанием действия механизмов регулировани является:

Каналами регулирования социального поведения личности являются:

Социально-психологические механизмы регуляции включают все средства воздействия — внушение, подражание, подкрепление, пример, заражение; технологии рекламы и пропаганды; методы и средства социальной технологии и социальной инженерии; социальное планирование и социальное прогнозирование; механизмы психологии управления.

Процесс регулирования поведения осуществляется входе активного и пассивного усвоения норм и правил, упражнения, повторения, социализации и воспитания личности.

В результате регулирования поведения осуществляется взаимодействие людей, их совместная деятельность, складываются взаимоотношения, проходит процесс общения. Общим итогом действия механизмов социальной регуляции может быть манипулирование личностью, модификация поведения личности, социальный контроль.

Элементами системы социального контроля выступают:

Из Василика: СРАВНЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ И НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИЙ

Термин «невербальное» обычно понимается как «несловесный язык». Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различ­ные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства.

Под невербальной коммуникацией (в узком смысле) следует пони­мать средство информации, систему невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения. Ключевым моментом такого понимания является указание на внешнее сопровождение психи­ческих явлений (см.: Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д, 1999. С. 16).

В широком смысле понятие «невербальная коммуникация» практи­чески отождествляется с понятием «невербальное поведение» и оз­начает социально обусловленную систему взаимодействия, в структуре ко­торой преобладают непроизвольные, неосознаваемые комплексы движений, выражающие личностную неповторимость человека.

Основное свойство невербального поведения — движение, по­стоянное изменение совокупности невербальных средств выраже­ния вслед за изменениями личности. Ядро невербального поведе­ния составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрес­сия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристи ки голоса, прикосновения), которые связаны с изменяющими^ психическими состояниями человека, его отношениями к па{: ру, с ситуацией взаимодействия.

Тот факт, что передача и прием невербальной информаг могут осуществляться на бессознательном или подсознательно уровне, ставит вопрос об оправданности понятия «общение» как при речевой и неречевой коммуникации этот процесс по-разщ му осознается партнерами по взаимодействию. Но невербально поведение определенно несет информацию независимо от тог осознается она индивидом или нет.

Наиболее полно особенности невербального языка как спе! фического языка общения описаны американским психологоЛ Р. Харрисоном. Он характеризует невербальный язык как природ ный, первичный, правополушарный, имеющий в отличие от ве бального языка не линейную временную последовательность, а п{ странственно-временную целостность. Вербальный язык предста! ляет собой вокально-звуковое явление, легко кодируется и деко^ руется. Невербальный язык состоит из разнообразных движений, 1 значительная часть невербальной информации вообще не може| быть переведена в код какого-либо языка без существенной потерн их смысла для партнеров.

/Сигнальные функции невербальной коммуникации интерес исследователей, рассматривающих способы, каналы передачи н«к| вербальной информации (визуальные, слуховые, тактильные, о/, факторные).

На рис. ^Представлена структурная схема невербального пове| дения. Главным компонентом структуры здесь является кинесте^ тика — зрительно воспринимаемый диапазон движений тела,! жесты рук, движения глаз и лица. Центральное место в кинестетикё| занимает экспрессивная подструктура, которая подразделяется на выразительные движения и физиогномику. '

С помощью акустического канала отражается просодичес­кая структура невербального поведения. К ней примыкает'! экстралингвистическая структура (речевые паузы и психо-| физиологические реакции человека — плач, кашель, смех, вздохл и т.д.).

Такесика — область невербального поведения, находящаяся] под контролем тактильно-кинестетической системы отражения; (данные поступают от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суета-} вов), а также зрительной и слуховой системы, обеспечивает оценку; всех нюансов физического контакта.

Ольфакторная система базируется на обонянии челове-] ка и отражает искусственные и естественные запахи.

Согласно другому подходу к оценке роли неречевой коммуш ции, в процессе общения признается «автономность текста» неве бальной коммуникации, так как она выражена знаками и имеет ] ряду с речевой свой план выражения содержания и интерпретавд Соответственно неправомерно считать, что невербальная коми никация только дополняет «главный» (речевой) яык. Она сущест ет вместе с речью как независимая от нее система.

Наконец, третья точка зрения отстаивает приоритет неверба ного поведения над вербальным в качестве более экономного и; фективного средства в достижении целей коммуникации. Челон в ситуации общения реализует некоторую невербальную прог му, накладывая на нее вербальную форму. Кроме того, у неверба ного поведения есть своеобразный приоритет в создании обра партнера и всей ситуации общения, что не означает второстепе ной роли речевого поведения.

Намеренность и ненамеренность в передаче информации по ] налам невербальной коммуникации также имеет свою специфи! (рис. 8.3): в одних случаях информация может передаваться «отпр вителем» с осознаваемой целью довести ее до сведения «пол; теля», например угрожающая поза или указующий жест, в др случаях отправитель не имеет намерения передавать какую-то формацию или даже пытается ее скрыть, но получатель такую формацию воспринял (например, признаки плохого настроен! самочувствия).

Психологическую суть невербального сообщения сложно как оп­ровергнуть, так и подтвердить, поэтому социум вырабатывает тре­бования, главным образом касающиеся речевого поведения.

Человек гораздо точнее оценивает свою способность переда­вать речевые сигналы, чем воспринимать их. По-видимому, причи­на в том, что, выражая свои эмоции, человек получает более непо­средственную и обязательную (навязанную) обратную связь, чем в том случае, когда он дает понять, что сумел «расшифровать» эмоциональные выражения других людей. В связи с этим полезны понятия «знак» и «сигнал». Знак — это элемент поведения, внеш­ности, движений индивида, несущий информацию, которая незави­симо от его воли и намерений воспринимается другим индивидом. Но знак становится сигналом, когда «отправитель» использует его осознанно с целью передать определенную информацию «получа­телю». Информационно-психологические различия между знаком и сигналом являются причиной множества случаев нарушения вза­имопонимания между людьми. Неосознаваемый «отправителем» знак, например случайный взгляд, может быть воспринят партне­ром как сигнал (признак интереса, презрения) и вызвать конкрет­ные действия. Кроме того, даже когда поведение обеих сторон вполне осознанно, интерпретация полученной информации не обязательно совпадает с тем, что предназначалось для передачи.

Невербальное поведение считается многими исследователями той частью общения, которая с трудом поддается формализации и за которую человек не несет ответственности. Несмотря на это не­вербальные средства так же, как и вербальные, используются для организации обратной связи в процессе общения.

Таким образом, невербальная коммуникация выполняет функ­ции контроля, регуляции, информации, диагностики, коррекции взаимодействия. Сочетание вербальных и невербальных компонен­тов зависит от ситуации общения, главными компонентами кото­рой являются отношения между участниками, цели взаимодейст­вия, вид общения. При этом невербальное поведение может высту­пать как средство, дополняющее речь, как «автономный текст», су­ществующий параллельно речи, а также как единственное средство общения.

Исследование невербальной коммуникации имеет большое зна-. чение не только в системе человек — человек, но и в системе чело­век — машина, в частности в инженерной психологии для решения задач автоматического распознавания речи, при идентификации личности говорящего, в процессе контроля за состоянием челове­ка, работающего в стрессовых условиях.