logo search
VSEVSE_gosy

39. Речевое и неречевое поведение в социально-ориентированном общении. Социально-символичесая индикация и регуляция речевого поведения.

Из инета, из Василика, с лекций ОТК

  Социально-ориентированное  общение  – взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел – "я" и "общество". Социально-ориентированное  общение  обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д

Примером социально-ориентированного  общения  могут служить лекция, оклад, телевизионное выступление, где лектор или докладчик выступает как представитель общества и решает со своей аудиторией конкретные социальные задачи.

Социальная ком – это такая коммуникативная деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе. 

Соц. ком. или социокоммуникация является предметом социологии коммуникации –специальной отрасли социологии, изучающей функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия – передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и Социума в целом. 

Общение – социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. 

Коммуникац – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств ( вербальных, невербальных и др.) 

Речевая деятельность – система мотивированных речевых действий людей в социально значимых ситуациях, обусловленных правилами и нормами речи, принятыми в обществе. 

Коммуникация является центральным понятием для социокуоммуникации. Суть его в том, что это – целенаправленное общение, реализуемое в конкретных ситуациях согласно нормам речевой деятельности.  Базовые составляющие социокоммуникации:

основные аспекты исследования:

1)социальные структуры общества в плане их коммуникативных характеристик

2)коммуникативные системы, реализующие различные виду коммуникации

3)каналы, уровни и средства коммуникации, обеспечивающие передачу и восприятие информации и социально значимой оценки 

Коммуникативная система отличается от коммуникации как сущность от функции  Речевая деятельность – процесс создания и восприятия речи (кодирование и декодирование) (вербальная инфо), обусловленный правилами и нормами, принятыми в данном социуме. Речевая деятельность психологически ориентирована, т.е. мотивирована, целенаправленна и представляет собой множество операций.

Речевая деятельность – психологический аспект речевой К-ии (человеческое измерение языка и речи).

Под коммуникационным пространством понимается система многообразных коммуникационных связей, возникающих между различными субъектами, агентами К-ии. Выделяется плотность и протяженность коммуникационного пространства. Плотность – неоднородность пространства зависит от интенсивности и количества взаимодействий. Протяженностью выступает коммуникационная дистанция. Близкая дистанция – непосредственный контакт (межличностная К-ия). Протяженная дистанция – связь опосредована.

Коммуникационное время – длительность и последовательность самих коммуникационных актов. Человечество всегда стремится ускорить прохождение инфо.

Аспект культурной вариативности коммуникационного времени: у него есть человеческое измерение кроме технического.

Характеристики коммуникационного поведения людей связаны с их принадлежностью к определенным социальным стратам. Для различных групп характерно использование различных средств общения.

Различие М и Ж различны социальные роли, занятия.

Важным фактором является принадлежность человека к определенному этносу. Понимание предполагает не только знание языка, но и знание мира. К-я зависит от культурного мира. Онтологический аспект имеет в виду социальную природу как в смысле генеза, так и в смысле его осуществления.

Между кинетическим и вербальным языками наблюдается определенное сходство:

1.–смысл может передаваться только слово («Молчи!»), только жестом (палец к губам), комбинацией вербальных и невербальных средств;

2.–любой элемент невербального поведения может стать конвенционально значимым (щелканье пальцами, помахивание платком);

3.–жесты, как и слова, образуют систему, жестикон в любой культуре; словарь жестов (Акилина, Кано), словарь японских жестов, латиноамериканских жестов;

4.–при помощи кинетических средств, как и словами, можно выразить идеи и эмоции; жесты, как и слова, полифоничны; среди основных функций жестов называют: а)регулятивная, б)информативная, в)эмотивная, г)изобразительная, д)коммуникативная, е)дейктическая (указательная; сопровождается местоимениями «вот», «тут», «здесь»), ж)риторическая (жестовые тропы; ораторские жесты – кулак Дантона – вытянутая вперед рука; плотно сжимаемые губы и выкатываемые глаза), з)культурная (жесты приобретают определенное значение в определенной культуре);

5.–жестовый язык, как и вербальный, меняется в пространстве и времени под действием социально-культурных условий (бросить перчатку, сжимать шляпу; разрешите откланяться);

6.–многие жесты допускают перевод как на вербальный язык, так и на иностранный жестовый языки.

Различия:

1)–Речь (вербальный язык) – интенциональная (намеренная), произвольная форма общения; язык тела – неинтенциональный, непроизвольный. Невербальный язык является природным, первичным, правополушарным.

Взаимодействие между вербальным и невербальным языками может приобрести негармоничный характер. Гармония нарушается в случае избытка неречевых средств. Уровень неконтролируемых средств повышается.

2)–Слово, речь призваны обманывать. Невербалика рассказывает, чтó действительно думает человек. Каждое психическое качество души находит проявление в телесных проявлениях. Утверждается соответствие между психическим и физическим качествами. Проблема соотнесения тела и души. У О.де Бальзака «Теория ходьбы» - наблюдения над человеческой походкой. Если человек сгорбился, смотрит вниз – озабочен, какие-то проблемы.

Невербальные знаки – индикаторы внутреннего состояния человека. А.Адлер: «если мы хотим понять человека, мы должны заткнуть уши и раскрыть глаза». Остановись, посмотри, включи интуицию – не торопись делать выводы – запомни повторяющиеся моменты (паттерны).

3)–В культуре складываются требования, касающиеся речевого поведения человека. Японец может подать на развод, если его жена принимает во сне некрасивые позы. Невербальные моменты поведения трудно доказать или опровергнуть. Они менее определенны. Правил меньше. Характер их менее жесток.

В любой культуре есть поведенческие модели, изучая к-е, можно составить представление о целой культуре, ее ценностных ориентирах. Есть табу на определенные движения (когда женщина смущается, защищается от мужского взгляда – европейская женщина закрывает либо уровень груди, либо нижнюю часть тела – сдерживает юбку, восточная женщина – закрывает лицо, часть его). Соблюдение социальных паттернов – условие стабильности социума. Отказ от установленных паттернов ведет к революции. Сегодня в русской культурной среде наблюдается кинесический беспредел (раскультуривание телесности).

Овладеть новым жестовым языком труднее, чем овладеть иностранным вербальным языком.

Диалектные и универсальные жесты (кинемы): жесты новых русских, футбольных фанатов. Взрослые и детские жесты (корчить рожи, поглаживать бороду). Выделяются мужские и женские жесты (наклон женского корпуса, походка). Арджайл – работа о различиях мужчин и женщин. В русской культурной среде – мужчины, смущаясь, потирают нос и подбородок, женщины – щеки, перед шеи. К женским позам относятся: сидеть, сомкнув колени, покачивать бедрами, поправлять волосы.

Выделяются жесты без адапторов и с адапторами (хлопнуть дверью, похлопать по плечу).

Социальная регуляция поведения личности

Социальное поведение личности - сложное социальное и социально-психологическое явление. Его возникновение и развитие детерминируется определенными факторами и осуществляется по определенным закономерностям. По отношению к социальному поведению понятие обусловленности, детерминации заменяется, как правило, понятием регуляции. В обыденном значении понятие «регуляция» означает упорядочивание, налаживание чего-то в соответствии с определенными правилами, развитие чего-то с целью привести в систему, соразмерить, установить порядок. Поведение личности включается в широкую систему социальной регуляции. Функциями социальной регуляции являются: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых субъектам регулирования норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Субъектами регуляции социального поведения личности в широком смысле слова выступают общество, малые группы и сама личность.

В широком смысле слова регуляторами поведения личности являются «мир вещей», «мир людей» и «мир идей». По принадлежности к субъектам регуляции можно выделить общественные (в широком смысле), социально-психологические и личностные факторы регуляции. Кроме того, разделение может идти и по параметру объективного (внешнего) — субъективного (внутреннего).

Внешние факторы регуляции поведения. Личность включена в сложную систему общественных отношений Все виды отношений: производственные, нравственные, правовые, политические, религиозные, идеологические определяют реальные, объективные, должные и зависимые отношения людей и групп в обществе. Для осуществления этих отношении существуют многообразные виды регуляторов.

Широкий класс внешних регуляторов занимают все социальные явления с определением «социальный», «общественный». Сюда относятся:

  1. общественное производство,

  2. общественные отношения (широкий социальным контекст жизнедеятельности личности),

  3. социальные движения,

  4. общественное мнение,

  5. социальные потребности,

  6. общественные интересы,

  7. общественные настроения,

  8. общественное сознание,

  9. социальная напряженность,

  10. социально-экономическая ситуация.

К общим факторам общечеловеческой детерминации относятся образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, социальный контекст.

В сфере духовной жизни общества регуляторами поведения личности выступают мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия. В сфере политики — власть, бюрократия, социальные движения. В сфере правовых отношений — право, закон.

Общечеловеческими регуляторами выступают: знак, язык, символ, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности, экологическая ситуация, этнос, социальные установки, быт, семья

Более узкий объем внешних регуляторов составляют социально-психологические явления. Прежде всего такими регуляторами выступают: большие социальные группы (этнос, классы, слои, профессии, когорты); малые социальные группы (общность, группа, сообщество, коллектив, организация, оппонентный круг); групповые явления — социально-психологический климат, коллективные представления, групповое мнение, конфликт, настроение, напряженность, межгрупповые и внутригрупповые отношения, традиции, групповое поведение, сплоченность группы, референтность группы, уровень развития коллектива.

К общим социально-психологическим феноменам, регулирующим социальное поведение, относятся, символы, традиции, предрассудки, мода, вкусы, коммуникация, слухи, реклама, стереотипы.

К личностным составляющим социально-психологических регуляторов относятся: социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность.

Универсальной формой выражения социальных факторов, регулирующих поведение, являются социальные нормы.

Кроме писаных и неписаных общечеловеческих норм, которые позволяют оценивать поведение, регулировать его, существуют нормы, принятые в той или иной общности. Эта общность может быть как формальной, так и неформальной, иногда достаточно узкой по своему составу.

Этические нормы - нормы морали и нравственности - складываются исторически, регулируют поведение людей, соотнося его с абсолютными принципами (добра и зла), эталонами, идеалами (справедливости). Моральные нормы — это, как правило, неписаные нормы поведения. Моральные нормы регулируют общественное поведение, групповое и личное.

Близкими по своему психологическому содержанию, способу происхождения и механизму воздействия к этическим нормам являются нормы религиозные. От общечеловеческих моральных норм их отличают конфессиональная принадлежность, более узкая общность, определяющая нормы и принимающая их как установления и правила поведения (заповеди разных религий).

К разряду не абсолютно директивно действующих норм социального поведения личности относятся ритуалы. Ритуалы - это конвенциональные нормы поведения. Это «прежде всего видимое действие лица или лиц, призывающих всех, кто присутствует, обратить внимание на какие-то явления или факты, и не только обратить внимание, но и выразить определенное эмоциональное отношение, содействовать общественному настрою.

Наряду с социальными нормами макрогрупп, нормами политическими, правовыми, этническими, культурными, моральными, нравственными, существуют нормы многочисленных групп — как организованных, реальных, формализованных в той или иной структуре общества или общности, так и номинальных, неорганизованных групп. Эти нормы не носят всеобщего характера, они производны от социальных норм, это частные, особенные, вторичные образования. Это групповые, социально-психологические нормы. (Бобнева, 1978, с. 35).

Групповые нормы социального поведения личности могут быть формализованными и неформализованными. Формализованный (оформленный, проявленный, фиксированный, внешне представленный) характер нормативной регуляции поведения представлен в организации как основной форме социального объединения людей.Все организации используют разнообразные нормы: стандарты, модели, шаблоны, образцы, правила, императивы поведения, действий, отношений.

Внутренние регуляторы поведения. Все психические явления выступают в двойном своем качестве: они 1) результат детерминации внешних воздействий и 2) определяют поведение и деятельность человека. Эти два плана объединены в главных функциях психического: отражения, отношения и регуляции.

В составе психических процессов в качестве внутренних регуляторов выступают когнитивные процессы, через которые личность получает, хранит, преобразует, воспроизводит необходимую для организации поведения информацию.

Психические состояния составляют важный арсенал внутренних регуляторов поведения. Сюда относятся - аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация

Волевые процессы (желание, стремление, борьба мотивов, принятие решения, осуществление волевого действия, совершение поступка) служат завершающим этапом социальной регуляции поведения.

Механизмы социальной регуляции поведения личности

Многообразны механизмы социального регулирования поведения личности- Они делятся на институциональные и неинституциональные.

Содержанием действия механизмов регулировани является:

  1. создание внешних регуляторов поведения (норм, правил, образцов, инструкции, кодексов);

  2. регламентация поведения;

  3. его оценивание;

  4. определение санкций.

Каналами регулирования социального поведения личности являются:

Социально-психологические механизмы регуляции включают все средства воздействия — внушение, подражание, подкрепление, пример, заражение; технологии рекламы и пропаганды; методы и средства социальной технологии и социальной инженерии; социальное планирование и социальное прогнозирование; механизмы психологии управления.

В результате регулирования поведения осуществляется взаимодействие людей, их совместная деятельность, складываются взаимоотношения, проходит процесс общения. Общим итогом действия механизмов социальной регуляции может быть манипулирование личностью, модификация поведения личности, социальный контроль.

Из Василика: СРАВНЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ И НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИЙ

Термин «невербальное» обычно понимается как «несловесный язык». Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различ­ные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства.

Под невербальной коммуникацией (в узком смысле) следует пони­мать средство информации, систему невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения.

Основное свойство невербального поведения — движение, по­стоянное изменение совокупности невербальных средств выраже­ния вслед за изменениями личности. Ядро невербального поведе­ния составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрес­сия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристи ки голоса, прикосновения), которые связаны с изменяющими^ психическими состояниями человека, его отношениями к па{: ру, с ситуацией взаимодействия.

Наиболее полно особенности невербального языка как спе! фического языка общения описаны американским психологоЛ Р. Харрисоном. Он характеризует невербальный язык как природ ный, первичный, правополушарный, имеющий в отличие от ве бального языка не линейную временную последовательность, а п{ странственно-временную целостность. Вербальный язык предста! ляет собой вокально-звуковое явление, легко кодируется и деко^ руется. Невербальный язык состоит из разнообразных движений, 1 значительная часть невербальной информации вообще не може| быть переведена в код какого-либо языка без существенной потерн их смысла для партнеров.

Такесика — область невербального поведения, находящаяся под контролем тактильно-кинестетической системы отражения; (данные поступают от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суета-} вов), а также зрительной и слуховой системы, обеспечивает оценку; всех нюансов физического контакта.

Ольфакторная система базируется на обонянии человека и отражает искусственные и естественные запахи.

Намеренность и ненамеренность в передаче информации по каналам невербальной коммуникации также имеет свою специфи! (рис. 8.3): в одних случаях информация может передаваться «отпр вителем» с осознаваемой целью довести ее до сведения «пол; теля», например угрожающая поза или указующий жест, в др случаях отправитель не имеет намерения передавать какую-то формацию или даже пытается ее скрыть, но получатель такую формацию воспринял (например, признаки плохого настроен! самочувствия).

Психологическую суть невербального сообщения сложно как оп­ровергнуть, так и подтвердить, поэтому социум вырабатывает тре­бования, главным образом касающиеся речевого поведения.

Человек гораздо точнее оценивает свою способность переда­вать речевые сигналы, чем воспринимать их.

Таким образом, невербальная коммуникация выполняет функ­ции контроля, регуляции, информации, диагностики, коррекции взаимодействия. Сочетание вербальных и невербальных компонен­тов зависит от ситуации общения, главными компонентами кото­рой являются отношения между участниками, цели взаимодейст­вия, вид общения. При этом невербальное поведение может высту­пать как средство, дополняющее речь, как «автономный текст», су­ществующий параллельно речи, а также как единственное средство общения.