logo
ответы на экз введ в спец

Реклама и литература

Язык рекламы далеко не всегда вульгарен, кричащ и прост. Существуют и более сложные, тонкие, подчас скрытые механизмы рекламы. Одним из них является феномен бестселлеризма. Бестселлером признается книга, которая хорошо продается, которая является не просто «хорошей» книгой, а «суперзвездой» в мире книг, чемпионом книжного рынка. Бестселлеризм — это система «звезд» в книжном мире. Не художественные качества книги, а ее популярность, ее коммерческий успех становятся критериями оценки. Ежегодно публикуются списки бестселлеров, и эти списки определяют читательский интерес и судьбы книг. Естественно, что в список первой десятки, определяемой таким механическим путем, совсем не обязательно попадают лучшие произведения. Эти списки скорее определяют уровень художественного вкуса в стране, нежели реальную ценность художественного произведения. Поэтому списки бестселлеров являются, скорее, формой рекламы, способом создания литературных имиджей. Система бестселлеризма рекламирует не книги, она рекламирует имиджи, организованные рекламой и коммерцией, псевдофакты и псевдоценности. Книжные магазины продают не талант, а имя. Бестселлеризм, как и реклама в ее различных родах и видах, является характерным механизмом функционирования массовой культуры, средством распространения популярных имиджей культуры, формирования представлений людей о самих себе, о своей стране и своей культуре. Бестселлеризм не сводится только к информации. Фактически, это скрытый способ воздействия на читателя. Сообщение о том, что такая-то книга является бестселлером, действует на обыденное сознание как призыв к тому, чтобы ее купить. Логика здесь довольно проста: «Если все покупают эту книгу, то, следовательно, должен купить ее и я. Если все ее читают, следовательно, должен прочесть ее и я». Система бестселлеризма оказывается замаскированной рекламой.