Билет 12. Г. Тард и г. Лебон о массе и толпе
Гюстав Лебон. Психология толп («эра толп»)
Под словом «толпа» Лебон подразумевает «в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание». Сознательная личность исчезает, причем, чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты. Толпа является практически полной противоположностью личности.
Характерные черты толпы
исчезновение сознательной личности
ориентирование чувств и мыслей в одном направлении
большую роль играет бессознательное, инстинктивность
в толпе индивид приобретает сознание непреодолимой силы
в толпе индивид не склонен обуздывать свои инстинкты
толпа анонимна и не несет в себе ответственности
заразительность чувств и действий
восприимчивость к внушению
становясь членом толпы, человек спускается по лестнице цивилизации на несколько ступеней ниже (толпа в интеллектуальном отношении всегда стоит ниже изолированного индивида)
с точки зрения чувств и поступков, толпа, в зависимости от обстоятельств, может быть и лучше, и хуже отдельного индивида
свойственны импульсивность, раздражительность, изменчивость, нетерпимость
одного превращения индивидов в толпу достаточно для того, чтобы они чувствовали, думали и действовали совершенно иначе, чем думали бы, действовали бы каждый из них в отдельности
Габриель Тард («эра публик»)
Достаточно высокого уровня развития достигли средства коммуникации. Появилась публицистика, радио, телеграф. В связи с развитием коммуникаций, происходят изменения природы толп. Таким образом, наряду с толпами, собранными в одном и том же замкнутом пространстве, в одно и то же время, отныне мы имеем дело с рассеянными толпами, т.е. с публикой. Тард дает следующее определение этому понятию: «публика… есть не что иное, как рассеянная толпа, в которой влияние умов друг на друга стало действием на расстоянии, на расстояниях, все возрастающих».
Таким образом, Лебон выяснил психологию толпы, а Тард же занимается психологией публики, взятой в этом особом смысле слова, т.е. как чисто духовной совокупности, как группы индивидов, физически разделенных и соединенных чисто умственной связью.
Отличия между толпой и публикой
можно принадлежать в одно и то же время к нескольким группам публики, но к толпе одновременно можно принадлежать только к одной
гораздо большая нетерпимость толпы
толпа, как группа более естественная, более подчиняется силам природы (она зависит от дождя или от хорошей погоды, от жары или от холода; она образовывается чаще летом, нежели зимой)
публика, как группа высшего разряда, не подвластна этим изменениям и капризам физической среды, времени года или даже климата
отпечаток расы гораздо менее отражается на публике, чем на толпе
влияние, оказываемое публицистом на свою публику, по своей продолжительности оно более сильно, чем кратковременный и преходящий толчок, данный толпе ее предводителем
влияние, которое оказывают члены одной и той же публики друг на друга, гораздо менее сильно и всегда содействует публицисту
Тард во многом соглашается с Лебоном, давая толпе ряд характеристик
чудовищная нетерпимость
гордость
болезненная восприимчивость
чувство безнаказанности, рожденное иллюзией своего всемогущества
утрата чувства меры
эмоциональная неустойчивость
коллективная истерия
Но Тард замечал, толпы являются ассоциациями спонтанными и преходящими, которые не могут бесконечно оставаться в состоянии волнения. Им предначертано либо распадаться, исчезать так же быстро, как и появились, не оставляя следов, либо эволюционировать, чтобы превратиться в толпы дисциплинированные и стабильные. Разница между ними состоит в существовании организации.
Массы спонтанные, анонимные, аморфные низводят умственные способности людей на самый низший уровень. И напротив, массы, в которых царит определенная дисциплина, обязывают низшего подражать высшему. Таким образом, эти способности поднимаются до определенного уровня, который может быть выше, чем средний уровень отдельных индивидов.
Законы распространения идей в акте коммуникации
повторяемости
Идеи распространяются в геометрической прогрессии, каждая новая истина, присоединенная к общему агрегату истин, знаний или положений, – это не просто сложение, а скорее умножение.
противоположения
Существует стремление идей распространяться от одного индивида к другим, в результате их наложения на уже существующие
приспособления
Использование появившегося изобретения, подражание ему
- Введение в специальность
- Билет 1. Первичное понимание социальных отношений, социальных субъектов. Характеристики социальных субъектов, учет которых необходим при организации прикладной коммуникации.
- Билет 2. Типология субъектов прикладных социальных коммуникаций.
- Билет 3. Информация как научная категория. Социальная информация. Общение.
- Нет способов хранения и кодирования
- Билет 4. Коммуникация. Социальная коммуникация. Модель коммуникации Лассвелла.
- Классические социальные общности
- Неклассические социальные общности
- Билет 5. Масса. Массовое общество. Общие характеристики
- Билет 6. Массовая коммуникация: общее понимание. Специфика источников, сообщений и каналов
- Билет 7. Основные характеристики массовой коммуникации
- Билет 8. Понятие и характеристики массовой аудитории
- Билет 9. Понятие и характеристики публичной сферы и публичной коммуникации.
- Билет 10. Понятие общественности
- Билет 11. Исторические причины и факторы возникновения массового общества. Типология массовых общностей: толпа, масса, публика
- Билет 12. Г. Тард и г. Лебон о массе и толпе
- Билет 13. Подходы к массе и массовому обществу х.Ортеги-и-Гассета.
- Билет 14. Подходы к массе и массовому обществу г.Маркузе
- Билет 15. Подходы к массе и массовому обществу с. Московичи
- Билет 16. Типология неклассических общностей г.Блумера
- Общественность
- Билет 17. Трансформация массового человека и массового общества в эпоху Интернета, социальных сетей, Web 2.0.
- Билет 19. Алгоритм поиска научной информации по заданной теме. Ведение библиографических карточек в бумажном и электронном виде
- Билет 20. Структура научного текста. Типы научных текстов: статья, реферат, обзор литературы. Курсовая работа. Введение научного текста
- Билет 21. Оформление научного текста. Оформление текста реферата. Оформление иллюстраций
- Билет 22. Библиографический список. Оформление библиографического списка. Описание документов для библиографического списка. Описание составной части документа
- Билет 23. Основные базы данных, порталы, электронные издания по связям с общественностью в Интернет
- Билет 24. Основные базы данных, порталы, электронные издания по рекламе в Интернет
- Билет 25. Подходы к определению связей с общественностью. Определение связей с общественностью.
- Билет 26. Связи с общественностью и реклама: сходства и различия в статусе, нормативном регулировании, работе с клиентами и аудиториями, технологиях и творческих приемах
- Билет 27. Связи с общественностью и журналистика: сходства и различия в статусе, нормативном регулировании, работе с клиентами и аудиториями, технологиях и творческих приемах
- Билет 28. Pr и пропаганда
- Билет 29. Новость в журналистике и pr
- Билет 30. Специфика рекламных, журналистских и pr-текстов
- Билет 31. Рынок печатных сми Санкт-Петербурга
- Билет 32. Рынок аудиовизуальных сми Санкт-Петербурга
- Билет 32. Предложение в сфере pr-услуг в регионе
- Билет 34. Крупнейшие игроки и персоны pr-рынка региона
- Билет 35. Понятие рекламы (в соответствии с фз «о рекламе»).
- Билет 36. Основные принципы рекламной деятельности
- Билет 37. Взаимосвязь рекламы и маркетинга
- Билет 40. Классификация рекламы и рекламных средств
- И их всевозможные комбинации
- Билет 41. Atl- и btl-коммуникации
- Билет 42. Рекламная стратегия уникального торгового предложения
- Билет 43. Понятие и способы рыночного позиционирования
- Билет 44. Концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций (imc)
- Билет 45. Виды и основные каналы маркетинговых коммуникаций
- Билет 46. Специфика прямого маркетинга
- Билет 47. Специфика продакт плейсмент
- Билет 48. Понятие аудитории. Принципы сегментирования аудитории и таргетированного рекламирования
- Билет 49. Общая характеристика рекламного рынка России
- Билет 50. Виды профессиональной деятельности в сфере рекламы
- Билет 51. Деловые и личностные качества специалиста по рекламе
- Билет 52. Принципы государственного регулирования рекламного рынка
- Билет 53. Профессиональные и общественные объединения в коммуникационной сфере
- Билет 54. Взаимное влияние рекламы и культуры в современном обществе
- Реклама и пресса
- Реклама и телевидение
- Реклама и литература
- Реклама и кинематограф