logo
ответы на экз введ в спец

Билет 12. Г. Тард и г. Лебон о массе и толпе

Гюстав Лебон. Психология толп («эра толп»)

Под словом «толпа» Лебон подразумевает «в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание». Сознательная личность исчезает, причем, чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты. Толпа является практически полной противоположностью личности.

Характерные черты толпы

  1. исчезновение сознательной личности

  2. ориентирование чувств и мыслей в одном направлении

  3. большую роль играет бессознательное, инстинктивность

  4. в толпе индивид приобретает сознание непреодолимой силы

  5. в толпе индивид не склонен обуздывать свои инстинкты

  6. толпа анонимна и не несет в себе ответственности

  7. заразительность чувств и действий

  8. восприимчивость к внушению

  9. становясь членом толпы, человек спускается по лестнице цивилизации на несколько ступеней ниже (толпа в интеллектуальном отношении всегда стоит ниже изолированного индивида)

  10. с точки зрения чувств и поступков, толпа, в зависимости от обстоятельств, может быть и лучше, и хуже отдельного индивида

  11. свойственны импульсивность, раздражительность, изменчивость, нетерпимость

  12. одного превращения индивидов в толпу достаточно для того, чтобы они чувствовали, думали и действовали совершенно иначе, чем думали бы, действовали бы каждый из них в отдельности

Габриель Тард («эра публик»)

Достаточно высокого уровня развития достигли средства коммуникации. Появилась публицистика, радио, телеграф. В связи с развитием коммуникаций, происходят изменения природы толп. Таким образом, наряду с толпами, собранными в одном и том же замкнутом пространстве, в одно и то же время, отныне мы имеем дело с рассеянными толпами, т.е. с публикой. Тард дает следующее определение этому понятию: «публика… есть не что иное, как рассеянная толпа, в которой влияние умов друг на друга стало действием на расстоянии, на расстояниях, все возрастающих».

Таким образом, Лебон выяснил психологию толпы, а Тард же занимается психологией публики, взятой в этом особом смысле слова, т.е. как чисто духовной совокупности, как группы индивидов, физически разделенных и соединенных чисто умственной связью.

Отличия между толпой и публикой

  1. можно принадлежать в одно и то же время к нескольким группам публики, но к толпе одновременно можно принадлежать только к одной

  2. гораздо большая нетерпимость толпы

  3. толпа, как группа более естественная, более подчиняется силам природы (она зависит от дождя или от хорошей погоды, от жары или от холода; она образовывается чаще летом, нежели зимой)

  4. публика, как группа высшего разряда, не подвластна этим изменениям и капризам физической среды, времени года или даже климата

  5. отпечаток расы гораздо менее отражается на публике, чем на толпе

  6. влияние, оказываемое публицистом на свою публику, по своей продолжительности оно более сильно, чем кратковременный и преходящий толчок, данный толпе ее предводителем

  7. влияние, которое оказывают члены одной и той же публики друг на друга, гораздо менее сильно и всегда содействует публицисту

Тард во многом соглашается с Лебоном, давая толпе ряд характеристик

  1. чудовищная нетерпимость

  2. гордость

  3. болезненная восприимчивость

  4. чувство безнаказанности, рожденное иллюзией своего всемогущества

  5. утрата чувства меры

  6. эмоциональная неустойчивость

  7. коллективная истерия

Но Тард замечал, толпы являются ассоциациями спонтанными и преходящими, которые не могут бесконечно оставаться в состоянии волнения. Им предначертано либо распадаться, исчезать так же быстро, как и появились, не оставляя следов, либо эволюционировать, чтобы превратиться в толпы дисциплинированные и стабильные. Разница между ними состоит в существовании организации.

Массы спонтанные, анонимные, аморфные низводят умственные способности людей на самый низший уровень. И напротив, массы, в которых царит определенная дисциплина, обязывают низшего подражать высшему. Таким образом, эти способности поднимаются до определенного уровня, который может быть выше, чем средний уровень отдельных индивидов.

Законы распространения идей в акте коммуникации

  1. повторяемости

Идеи распространяются в геометрической прогрессии, каждая новая истина, присоединенная к общему агрегату истин, знаний или положений, – это не просто сложение, а скорее умножение.

  1. противоположения

Существует стремление идей распространяться от одного индивида к другим, в результате их наложения на уже существующие

  1. приспособления

Использование появившегося изобретения, подражание ему