logo
ответы на экз введ в спец

Билет 17. Трансформация массового человека и массового общества в эпоху Интернета, социальных сетей, Web 2.0.

В современном обществе значительно возрос уровень информированности, так как появился доступ к большому количеству источников информации. Появляются новые информационные средства, но это не доказывает то, что их воздействие стало тоньше и глубже, напротив, селективная способность современного человека значительно повысилась.

Современная аудитория креативна, обладает самосознанием и рефлексией, встречает новое насмешливо и скептически, извращает, реинтерпретирует и изменяет его первоначальный смысл. В результате люди просто выбирают то, что им нравится, комбинируя и смешивая различные знаки и образы, получая удовольствие от пародий и компиляций.

Люди больше не объединяются с помощью партий и профсоюзов, имевших свои идеологические программы, утверждавшиеся с помощью печати. Теперь эта функция перешла к аудиовизуальным СМИ и все больше к социальным сетям и интернет-сообществам. Общность интересов огромного количества удаленных друг от друга людей определяется Интернетом. Благодаря ему распространяются повсюду единые стили одежды, поведения, сходство в организации быта и досуга и т.д.

У простых людей появляется возможность производить и транслировать информацию, а не только потреблять информационный продукт. Еще в середине прошлого века монополия на создание и транслирование информации принадлежала ограниченному кругу людей – журналистам, ученым, политикам, писателям, людям искусства. А теперь гражданин информационного общества уже не испытывает трудностей с трансляцией информации на значительную по охвату аудиторию. Цифровые фотоаппараты и видеокамеры, текстовые редакторы помогают в краткие сроки создать более или менее качественное информационное сообщение, которое позднее можно разместить на сайте (например, YouTube, Flickr, Новости 2.0), который ежедневно посещают миллионы пользователей. Интернет даже позволяет создавать собственную газету, при этом вовсе не обязательно регистрировать юридическое лицо. Например, некоторые коллективные блоги «LiveJournal» де-факто являются электронными СМИ. Причем формируется эта газета из сообщений наиболее посещаемых тематических блогов. При этом у данного СМИ изначально налажена отличная обратная связь с аудиторией. Аудитория сама выбирает авторов, чьи тексты она хотела бы видеть на страницах газеты.

В общем, говоря об отличиях индустриального общества от современного постиндустриального, следует отменить одну наиболее интересную для нас тенденцию – демассификация. Понимая все возрастающую потребность в эксклюзивной, интересной информации, современные масс-медиа, технически и экономически способные охватить огромное количество людей, к этому вовсе не стремятся. Они нацеливаются на все более узкие сегменты массовой аудитории. Первым это явление описал в своей книге «Третья волна» Элвин Тоффлер. Демассовизация аудитории, в том числе благодаря расширению выбора содержания, сопровождается перестройкой отношений между получателями и отправителями. Представления об аудитории как о большой совокупности пассивных созерцателей постепенно уходят все дальше в прошлое.

Билет 18. Понятие научной информации. Структура источников научной информации

Научная информация – это логически организованная информация, получаемая в процессе научного познания, отображающая явления и законы природы, общества и мышления и используемая в общественно-исторической практике

Источник научной информации – это носитель, содержащий сообщение. Важнейшим источником научной информации является документ (лат. documentum – «свидетельство») – информация, зафиксированная специальным образом на материальном носителе, снабженная реквизитами, позволяющими идентифицировать документ в процессе его обработки, поиска, использования и хранения. Документ является результатом и предметом духовной и материальной культуры.

Документы могут содержать текстовую, цифровую, графическую и аудио информацию, они могут подвергаться процессам записи, поиска, передачи, получения, сбора и чтения.

Классификация документов

  1. по социальному статусу

  1. опубликованные документы – это документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку (книги, брошюры, монографии, сборники, периодические и продолжающиеся издания, прейскуранты, каталоги, рекламные издания). Предназначены для широкого распространения и тиражируются типографским или каким-либо иным способом

  2. неопубликованные документы – это документы, не прошедшие редакционно-издательскую обработку и существующие на правах рукописи (отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации и, описания алгоритмов, программ, проекты, сметы). Не рассчитаны на широкое распространение.

  3. непубликуемые документы – рукописные материалы сугубо личного характера (письма, дневники и др.), не предназначенные для публикации, которые со временем могут быть опубликованы

  1. по характеру обработки содержащихся в них данных

  1. первичный документ – непосредственные результаты познания (большинство книг (за исключением справочников), журналы, газеты и серийные издания, описания изобретений, стандарты, отчеты, диссертации, переводы,) Все разнообразие первичных опубликованных документов зафиксировано в ГОСТе

  2. вторичный документ – документ, являющийся результатом аналитико-синтетической, логической переработки одного или нескольких первичных документов (библиографические пособия, обзоры, рецензии, справочники и энциклопедии, библиотечные каталоги, библиографические указатели и картотеки). Они, так же, как и первичные, могут быть периодическими, непериодическими, продолжающимися.

Однако исторически сложившаяся система научных документов такова, что многие из них содержат одновременно и результаты научных исследований и переработку прежних сведений (статьи в научных журналах, и монографии, и учебники, и особенно справочная литература).