15. Плодоовощные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
К ним относятся свежие овощи, грибы, плоды и продукты их переработки.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ в зависимости от строения и р-на произрастания:
*семечковые: яблоки, груши, рябина (в плоде семена в камере, сверху они покрыты кожицей);
*косточковые: вишня, слива, абрикосы (плод состоит из косточки, мякиша, кожицы);
*ягоды: (*настоящие – мякоть, в которой находятся семена, а сверху покрыты кожицей (виноград, крыжовник, смородина); *сложные – сросшиеся костяшки (малина, ежевика, морошка); *ложные – разросшееся цветоложе, на поверхности – семянка (клубника, земляника));
*ореховые и орехоплодные - твердая одревесинившая оболочка, внутри которой – ядро (*настоящие – плод покрыт листовой оберткой, отделяющейся при созревании (фундук); *костянковые – плод покрыт околоплодником, который при высыхании растрескивается (фисташки, арахис, кокос));
*субтропические – плоды различные по строению, произрастающие в р-нах с субтропическим климатом, могут созревать круглый год (апельсины, мандарины, грейпфруты, маслины и т.д.);
*тропические – (ананасы, киви, папайя, бананы, авокадо).
В зависимости от анатомо-морфологических признаков плоды подразделяются на помологические сорта.
Классификация овощей в зависимости от того, какая часть растения идет в пищу:
*вегетативные (листья, клубни, корни) – клубнеплоды, корнеплоды, листовая зелень, капустные, луковые);
*генеративные (плодовые - в пищу используются плоды).
АССОРТИМЕНТ Например, семечковые: сорта – помологические – с признаками для данной территории. Период созревания (ранние, среднеспелые, поздние)
Химический состав и Пищевая ценность
0) 70-95% вода – среда для физиологич. и биологич. процессов, обуславливает упругость и тургор клеток.
Свободная – не имеет связей в продукте, находится в чистом виде; легко испаряется (усушка, сморщивание), среда для микроорганизмов, замерзает про 0*С.
Связанная – плохо испаряется; тесно связана с компонентами продукта; замерзает ниже, чем при 0*С; не является средой для микроорганизмов. Продукт лучше хранится, если в нем больше связанной воды.
1) Белок – по его содержание выделяются бобовые(4-6%), орехи(16-25%), картофель, маслины. Белки в этих культурах полноценные. По аминокислотному составу эти белки равноценны белкам животного происхождения. Неполноценные белки – морковь (недостаток триптофана)
2) Азотистые соединения - свободные аминокислоты, нуклеиновые кислоты.
3) Мин.вещества входят в состав структурных компонентов клетки, явл. частью ферментов, витаминов и др. БАВ: Ca, K – 30%; Mg, Fe – 20%; Преобладает. К (курага, абрикосы, персики, виноград, смородина)
4) Витамины обусловливают ценность плодов и овощей, участвуют в образовании ферментов и в регулировании процессов обмена веществ. Отсутствие – авитаминоз. Водорастворимые (С, В, РР); Жирорастворимые (А, D, E)
5) Углеводы - представлены сахарозой (фрукты), фруктозой (арбуз, яблоко), глюкозой (ягоды).
Крахмал больше содержится в овощах (картофель – до 20%, зел.горошек – до 8%).
В плодах крахмал содержится в недозревшем состоянии, при созревании он гидролизуется до сахаров.
6) Орг.кислоты – в сочетании с сахарами придают приятный вкус. В плодах больше – лимонная, яблочная, бензойная, виноградная, салициловая (малина, брусника).
Показатели качества
Органолептические: Внешний вид – окраска, форма, состояние поверхности, целостность, свежесть. Консистенция, Вкус, Запах.
Физико-химические: масс.доля влаги, количество плодов в 1кг, масс.доля сернистого ангидрида (для сушеных), допускаемые отклонения по содержанию дефектных плодов.
Показатели безопасности: плесени, дрожжи, патогенные (в т.ч.сальмонеллы)
хранениЕ
T: при высокой - развитие микроорганизмов; рекомендуются пониженные температуры.
Теплолюбивые: бананы, апельсины, томаты, арбузы. Хладостойкие: яблоки, виноград, лук, чеснок.
Для некоторых плодов и овощей t дифференцируется в зав-ти от степени зрелости (дозревание).
Влажность: *Низкая – лук, чеснок (70-77%), орехи (70%); *Умеренная – тыква, дыни, цитрусовые; *Высокая – листовая зелень (95-98%), иначе вянут, нарушается обмен веществ.
Перепады t и влажности нежелательны. Необходим воздухообмен. Возможно выделение модифицированных газов – в результате дыхания
Освещение – темнота, т.к. на свету уменьшается содержание витаминов, прорастание; Товарное соседство
- 1. Классификация потребительских товаров: цель, общие принципы и правила классификации; иерархический и фасетный методы классификации (на примере продовольственных или непродовольственных товаров).
- 2. Ассортимент товаров: виды, показатели (широта, полнота, обновляемость и пр.). Управление ассортиментом товаров.
- 3. Информация о товаре. Виды и средства информации. Требования к информации о товаре. Маркировка товаров.
- 4. Измерительные методы и их использование при экспертизе продовольственных и непродовольственных товаров.
- 5.Оценка качества товаров. Показатели качества: единичные, обобщенные, комплексные. Методы определения показателей качества.
- 1.Формирующие
- 3 Этапа производства:
- 3. Сохраняющие:
- 3)Условия транспортирования и хранение
- 7. Экспертиза товаров. Порядок проведения и роль экспертизы при обязательной и добровольной сертификации продукции (на примере продовольственных или непродовольственных товаров).
- 1) Хим и микробиологические испытания
- 8. Качество товаров: определение, номенклатура потребительских свойств и пк. Значимость отдельных показателей (на примере продовольственных или непродовольственных товаров).
- 9. Эвристические методы оценки качества товаров (органолептический, экспертный, социологический) и особенности их использования в экспертизе продовольственных и непродовольственных товаров.
- 11. Химический состав и пищевая ценность продовольственных товаров
- 3) Липиды
- 12.Основы хранения. Оптимальные условия, режимы и сроки хранения продовольственных товаров.
- 13. Молочные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения
- 2) Кисломолочные продукты:
- 14. Пищевые жиры: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 15. Плодоовощные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 16. Мясные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 17. Рыбные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 2)Органолептическая ценность вкусовых товаров.
- 19. Зерномучные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 4. Хлеб
- 20.Кондитерские товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения
- 1)Сахаристые:
- 21. Обувные товары: классификация, ассортимент, потребительские свойства, показатели качества, условия хранения, направления совершенствования ассортимента
- 23. Трикотажные товары: классификация, ассортимент, требования к качеству, потребительские свойства, оценка качества; направления совершенствования ассортимента.
- 4)Телевизоры
- 3)Бариевый хрусталь
- 30. Культурно-бытовые товары: классификация, ассортимент, потребительские свойства, показатели качества, направления.
- 31. Хозяйственно-коммерческие связи торговых предприятий на рынке товаров и услуг и их влияние на результаты кд
- 32. Организация и технология закупочной деятельности в сфере торговли, налаживание хозяйственных связей и поиск партнеров по закупке товаров
- 33. Современная система товароснабжения как основа осуществления торгово-технологического процесса предприятия. Виды перевозок и их коммерческо-правовое обеспечение.
- 34. Формы и методы продажи потребительских товаров, их эффективность и перспективы.
- 35. Организация торгового сервиса в сфере торговли, психология и этика коммерческой деятельности предприятия.
- 36. Организация и управление коммерческой деятельностью торгового предприятия в условиях рыночных отношений.
- 37. Формы кооперации, их сущность и основное содержание
- 38. Технология управления товарными запасами на складе и в магазине
- 39. Организация коммерческой деятельности в торгово-посреднических структурах.
- 40. Системный подход к организации кд на рынке товаров и услуг
- 4 Свойства, обладая которыми, объект становится системой:
- 41.Основные принципы формирования процессов товародвижения, их организация и система учета затрат.
- 42. Технико-технологическое обеспечение коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
- 43. Основные направления развития технической политики, ее влияние на результативность коммерческой деятельности
- 44. Модели построения и ведения коммерческой деятельности в торговом предприятии.
- 3. Моделирование системы обслуживания в торговле (сот)
- 45. Источники закупки, оценка надежности и выбор предприятий-поставщиков в сфере торговли. Практика стимулирования продвижения товаров из сферы производства в сферу потребления.
- 46. Концепции маркетинга.
- 47. Понятие позиционирования товара. Основания для позиционирования.
- 48.Понятие товара в маркетинге
- 49. Этапы жизненного цикла товара. Стратегия маркетинга на каждом этапе жцт.
- 50. Понятие нового товара. Причины неудач новых товаров при введении на рынок
- 51.Оценка привлекательности сегментов и выбор целевого рынка.
- 52.Рыночная атрибутика товара (товарный знак, упаковка, маркировка).
- 53. Кс товара и ее оценка.
- 5.Потребительская новизна
- 54. Товарная реклама: цели, задачи, виды.
- 55. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 1) Новые товары
- 2)Цены на серийные товары
- 56. Планирование рекламной кампании
- 57. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3 Группы:
- 58. Маркетинговые коммуникации
- 59.Каналы распределения в маркетинге.
- 60. Понятие конкурентного преимущества: внутреннее и внешнее конкурентное преимущество