11. Химический состав и пищевая ценность продовольственных товаров
По химическому составу 2 основные группы: органические (углеводы, жиры, белки, витамины, ферменты) и неорганические (вода, мин.вещества).
НЕОРГАНИЧЕСКИЕ
1) Вода – входит в состав всех пищевых продуктов, человек на 83% состоит из воды, от 0,1% в маслах до 85% в плодах и овощах.
Свободная – не имеет связей в продукте, находится в чистом виде; легко испаряется (усушка, сморщивание), среда для микроорганизмов, замерзает про 0*С.
Связанная – плохо испаряется; тесно связана с компонентами продукта; замерзает ниже, чем при 0*С; не является средой для микроорганизмов.
Продукт лучше хранится, если в нем больше связанной воды (зерномучные).
2) Минеральные вещества – жизненно необходимые элементы (построение тканей, поддержание кислотно-щелочного равновесия, нормальное функционирование сердечной деятельности и ЦНС):
Макроэлементы – Ca, K, Fe, Mg, Na; Микроэлементы – Br, I, Zn. Сера.
Содержатся в молочных продуктах, рыбе, кефире (кожа, зубы, ногти, волосы, против инфекций)
Мин.состав практически не изменяется при хранении – он либо есть, либо нет. Изменяется только количественно. Зависит от корма животных, от местообитания рыбы, места произрастания растений Продукт можно обогатить мин.вещ. (соль, молоко, хлеб).
Фосфор – построение тканей в организме, влияет на ЦНС, на сердечную деятельность, участвует в обмене белков, жиров. В присутствии фосфора лучше усваивается кальций. Молоко сыр, яйца, мясо, рыба, икра.
Йод – у большинства населения России ощущается недостаток, поэтому продукты йодируют (соль, хлеб).
Мин.вещества определяются при сжигании навески продукта до золы.
ОРГАНИЧЕСКИЕ
1) Белки – самая ценная в пищевом отношении составная часть продукта. Простые и сложные.
Высокомолекулярные соединения коллоидной природы, состоят из остатков аминокислот, которые соединены пептидной связью.
Белки – основные элементы, из которых строятся клетки, ткани и органы человека. Белки могут служить энергетическим материалом составляют основу гормонов и ферментов.
Сложные – когда в цепочку что-то внедряется (углерод, водород, фосфор, сера, железо)
Казеин – остаток фосфорной кислоты, соединенный с кальцием.
Свойства: денатурация, свертывание, набухание, связывают воду, изменение структуры под действием t и кислой среды, изменяются влагоудерживающие свойства (сыворотка).
Белок куриного яйца – эталон.
В организме человека белки распадаются до аминокислот и из одних аминокислот могут образовываться другие. Есть аминокислоты, которые сами образовываться не могут - незаменимые. Полноценные – когда содержатся 8 незаменимых аминокислот.
Белки, растворимые в воде – альбумины; в солевых растворах – глобулины; в спиртовых растворах; в щелочных.
Катализаторы белковой природы – ферменты. Все реакции происходят под воздействием ферментов. Ферменты очень активны.
2) Углеводы – синтезируются зелеными частями растений из хлорофилла, углекислого газа, воды под действием солнечного света, поэтому составляют значительную часть тканей растительного происхождения.
В зависимости от строения:
а) Моносахариды: глюкоза, фруктоза, моноза. Содержатся в плодах и овощах.
Легко растворимы в воде, гигроскопичные, подвергаются процессу брожении.
б) Дисахариды – сахар, сахароза, мальтоза (солодовый сахар), лактоза (молочный сахар). При нагревании со слабыми растворами кислот распадаются на простые сахара – инверсия.
в) Полисахариды – крахмал, клетчатка, гликоген, инсулин. Не обладают сладким вкусом. Их условно называют полисахаридами.
*Крахмал (в зерновых от 50%) откладывается в виде запасных питательных веществ. В воде нерастворим, в горячей - набухает, образует клейстер. Под действием кислот и ферментов гидролизуется до сахаров. Используется при производстве патоки, безалкогольных напитков. Поглощает до 400% воды.
*Клетчатка содержится в оболочках зерна, плодов и овощей. Удаляют при обработке. Не переваривается, но необходима для нормального функционирования желудочно-кишечного тракта.
*Пектиновые вещества – производные углеводов, входящие в состав плодов и овощей. Протопектин, содержащийся в плодах и овощах, обуславливает кислый вкус неспелых плодов и овощей.
- 1. Классификация потребительских товаров: цель, общие принципы и правила классификации; иерархический и фасетный методы классификации (на примере продовольственных или непродовольственных товаров).
- 2. Ассортимент товаров: виды, показатели (широта, полнота, обновляемость и пр.). Управление ассортиментом товаров.
- 3. Информация о товаре. Виды и средства информации. Требования к информации о товаре. Маркировка товаров.
- 4. Измерительные методы и их использование при экспертизе продовольственных и непродовольственных товаров.
- 5.Оценка качества товаров. Показатели качества: единичные, обобщенные, комплексные. Методы определения показателей качества.
- 1.Формирующие
- 3 Этапа производства:
- 3. Сохраняющие:
- 3)Условия транспортирования и хранение
- 7. Экспертиза товаров. Порядок проведения и роль экспертизы при обязательной и добровольной сертификации продукции (на примере продовольственных или непродовольственных товаров).
- 1) Хим и микробиологические испытания
- 8. Качество товаров: определение, номенклатура потребительских свойств и пк. Значимость отдельных показателей (на примере продовольственных или непродовольственных товаров).
- 9. Эвристические методы оценки качества товаров (органолептический, экспертный, социологический) и особенности их использования в экспертизе продовольственных и непродовольственных товаров.
- 11. Химический состав и пищевая ценность продовольственных товаров
- 3) Липиды
- 12.Основы хранения. Оптимальные условия, режимы и сроки хранения продовольственных товаров.
- 13. Молочные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения
- 2) Кисломолочные продукты:
- 14. Пищевые жиры: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 15. Плодоовощные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 16. Мясные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 17. Рыбные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 2)Органолептическая ценность вкусовых товаров.
- 19. Зерномучные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 4. Хлеб
- 20.Кондитерские товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения
- 1)Сахаристые:
- 21. Обувные товары: классификация, ассортимент, потребительские свойства, показатели качества, условия хранения, направления совершенствования ассортимента
- 23. Трикотажные товары: классификация, ассортимент, требования к качеству, потребительские свойства, оценка качества; направления совершенствования ассортимента.
- 4)Телевизоры
- 3)Бариевый хрусталь
- 30. Культурно-бытовые товары: классификация, ассортимент, потребительские свойства, показатели качества, направления.
- 31. Хозяйственно-коммерческие связи торговых предприятий на рынке товаров и услуг и их влияние на результаты кд
- 32. Организация и технология закупочной деятельности в сфере торговли, налаживание хозяйственных связей и поиск партнеров по закупке товаров
- 33. Современная система товароснабжения как основа осуществления торгово-технологического процесса предприятия. Виды перевозок и их коммерческо-правовое обеспечение.
- 34. Формы и методы продажи потребительских товаров, их эффективность и перспективы.
- 35. Организация торгового сервиса в сфере торговли, психология и этика коммерческой деятельности предприятия.
- 36. Организация и управление коммерческой деятельностью торгового предприятия в условиях рыночных отношений.
- 37. Формы кооперации, их сущность и основное содержание
- 38. Технология управления товарными запасами на складе и в магазине
- 39. Организация коммерческой деятельности в торгово-посреднических структурах.
- 40. Системный подход к организации кд на рынке товаров и услуг
- 4 Свойства, обладая которыми, объект становится системой:
- 41.Основные принципы формирования процессов товародвижения, их организация и система учета затрат.
- 42. Технико-технологическое обеспечение коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
- 43. Основные направления развития технической политики, ее влияние на результативность коммерческой деятельности
- 44. Модели построения и ведения коммерческой деятельности в торговом предприятии.
- 3. Моделирование системы обслуживания в торговле (сот)
- 45. Источники закупки, оценка надежности и выбор предприятий-поставщиков в сфере торговли. Практика стимулирования продвижения товаров из сферы производства в сферу потребления.
- 46. Концепции маркетинга.
- 47. Понятие позиционирования товара. Основания для позиционирования.
- 48.Понятие товара в маркетинге
- 49. Этапы жизненного цикла товара. Стратегия маркетинга на каждом этапе жцт.
- 50. Понятие нового товара. Причины неудач новых товаров при введении на рынок
- 51.Оценка привлекательности сегментов и выбор целевого рынка.
- 52.Рыночная атрибутика товара (товарный знак, упаковка, маркировка).
- 53. Кс товара и ее оценка.
- 5.Потребительская новизна
- 54. Товарная реклама: цели, задачи, виды.
- 55. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 1) Новые товары
- 2)Цены на серийные товары
- 56. Планирование рекламной кампании
- 57. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3 Группы:
- 58. Маркетинговые коммуникации
- 59.Каналы распределения в маркетинге.
- 60. Понятие конкурентного преимущества: внутреннее и внешнее конкурентное преимущество