8. Качество товаров: определение, номенклатура потребительских свойств и пк. Значимость отдельных показателей (на примере продовольственных или непродовольственных товаров).
«Качество»- степень соответствия присущих характеристик требованиям» (ГОСТ Р ИСО 9000)
Качество товаров - совокупность потребительских свойств товаров» («Торговля. Термины и определения»)
СВОЙСТВО – объективная особенность или товара, проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении.
*Простое - характеризуется одной особенностью (кислотность, жирность молока).
*Сложное – комплекс особенностей, проявляющихся в совокупности. (пищевая ценность, включающая комплекс свойств – энергетическую, биологическую и физиологическую ценности, усвояемость.
ПК (ПК) – количественное и качественное выражение свойств товара.
*По количеству характеризуемых свойств ПК бывают: единичными и комплексными.
*По способу выражения: в баллах, в натуральных единицах (км, часах и т. д.).
*По методу определения: определяемые органолептическим методом, социологическим, экспертным и т. п.
Номенклатура потребительских свойств и показателей – совокупность свойств и показателей, обуславливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей.
1) Назначения (функционального, социального, классификационного);
2) Надежности (долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость);
3) Эргономические (антропометрические, физиологические, психологические, органолептические);
4) Эстетические (внешний вид, целостность, мода, стиль, информационная выразительность, дизайн, совершенство производственного исполнения);
5) Экологические (безопасности) (химическая, механическая, радиационная, электрическая, биологическая, термическая, пожарная).
Каждое свойство может характеризоваться различными показателями. Однако наименование показателя качества не всегда совпадает с наименованием свойства. Например, способность древесины удерживать гвозди — это свойство, а показателем его является усилие, затрачиваемое на выдергивание гвоздя из древесины.
1)Назначение – способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности. Определяющее свойство. Если товар не удовлетворяет потребителя по назначению, остальные свойства утрачивают для него привлекательность. (Если обувь недостаточно защищает человека от неблагоприятных внешних воздействий, их надежность, эстетические и другие свойства для большинства потребителей не имеют существенного значения).
*Функциональные свойства - способность товаров выполнять их основные функции и удовлетворять основные потребности. При определении функциональных свойств необходимо установить основное назначение товара и условия использования по назначению, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей.
Товары удовлетворяют физиологические, эргономические и органолептические потребности (пищевые продукты, одежно-обувные товары и т.п.) или выполняют вспомогательные функции (посуда, средства ухода за одеждой, обувью и т.п.).
Для продуктов питания определяющими свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая ценность; для группы одежно-обувных товаров – это защитные свойства от неблагоприятных внешних воздействий.
Существует группа непродовольственных товаров, функциональные свойства которых обусловливают удовлетворение разнообразных потребностей: социальных (например, ювелирные изделия, антикварные предметы, музыкальные товары) или развлекательных (аудио- или видеотовары), рекреационные (медицинские, спортивные товары), интеллектуальных (книги, учебные программы и т.п.
*Свойства социального назначения – способность товаров удовлетворять индивидуальные и общественные социальные потребности.
*Классификационными признаками могут служить многие показатели или свойства (химический состав и отдельные вещества, функциональные свойства и др.). Так, содержание жира является классификационным признаком для молока – 1,5%,2,5%, 3,2%, 6,0%-ной жирности; рыба – особо жирная, жирная, среднежирная и тощая. Разные модели автомобилей могут быть классифицированы по мощности двигателя, расходу топлива, грузоподъемности, функциональному назначению (грузовые, легковые) и другим признакам.
2)Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления в течение заранее оговоренных сроков.
3)Эргономические – способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, психологическими характеристиками потребителя.
4)Эстетические – способность товаров удовлетворять эстетические потребности человека.
Определяющий комплексный показатель - внешний вид
Красивая форма изделий должна совмещаться с удобством использования. Размеры изделий в целом или их отдельных деталей должны обеспечивать гармоничность формы и функциональное назначение.
5)Экологические свойства (экологичность) – способность товаров не оказывать отрицательного воздействия на окружающую среду при их производстве, хранении, реализации и потреблении.
6)Безопасность – отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при эксплуатации или потреблении товаров. Относится к обязательным требованиям и должна регламентироваться техническими регламентами.
- 1. Классификация потребительских товаров: цель, общие принципы и правила классификации; иерархический и фасетный методы классификации (на примере продовольственных или непродовольственных товаров).
- 2. Ассортимент товаров: виды, показатели (широта, полнота, обновляемость и пр.). Управление ассортиментом товаров.
- 3. Информация о товаре. Виды и средства информации. Требования к информации о товаре. Маркировка товаров.
- 4. Измерительные методы и их использование при экспертизе продовольственных и непродовольственных товаров.
- 5.Оценка качества товаров. Показатели качества: единичные, обобщенные, комплексные. Методы определения показателей качества.
- 1.Формирующие
- 3 Этапа производства:
- 3. Сохраняющие:
- 3)Условия транспортирования и хранение
- 7. Экспертиза товаров. Порядок проведения и роль экспертизы при обязательной и добровольной сертификации продукции (на примере продовольственных или непродовольственных товаров).
- 1) Хим и микробиологические испытания
- 8. Качество товаров: определение, номенклатура потребительских свойств и пк. Значимость отдельных показателей (на примере продовольственных или непродовольственных товаров).
- 9. Эвристические методы оценки качества товаров (органолептический, экспертный, социологический) и особенности их использования в экспертизе продовольственных и непродовольственных товаров.
- 11. Химический состав и пищевая ценность продовольственных товаров
- 3) Липиды
- 12.Основы хранения. Оптимальные условия, режимы и сроки хранения продовольственных товаров.
- 13. Молочные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения
- 2) Кисломолочные продукты:
- 14. Пищевые жиры: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 15. Плодоовощные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 16. Мясные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 17. Рыбные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 2)Органолептическая ценность вкусовых товаров.
- 19. Зерномучные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 4. Хлеб
- 20.Кондитерские товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения
- 1)Сахаристые:
- 21. Обувные товары: классификация, ассортимент, потребительские свойства, показатели качества, условия хранения, направления совершенствования ассортимента
- 23. Трикотажные товары: классификация, ассортимент, требования к качеству, потребительские свойства, оценка качества; направления совершенствования ассортимента.
- 4)Телевизоры
- 3)Бариевый хрусталь
- 30. Культурно-бытовые товары: классификация, ассортимент, потребительские свойства, показатели качества, направления.
- 31. Хозяйственно-коммерческие связи торговых предприятий на рынке товаров и услуг и их влияние на результаты кд
- 32. Организация и технология закупочной деятельности в сфере торговли, налаживание хозяйственных связей и поиск партнеров по закупке товаров
- 33. Современная система товароснабжения как основа осуществления торгово-технологического процесса предприятия. Виды перевозок и их коммерческо-правовое обеспечение.
- 34. Формы и методы продажи потребительских товаров, их эффективность и перспективы.
- 35. Организация торгового сервиса в сфере торговли, психология и этика коммерческой деятельности предприятия.
- 36. Организация и управление коммерческой деятельностью торгового предприятия в условиях рыночных отношений.
- 37. Формы кооперации, их сущность и основное содержание
- 38. Технология управления товарными запасами на складе и в магазине
- 39. Организация коммерческой деятельности в торгово-посреднических структурах.
- 40. Системный подход к организации кд на рынке товаров и услуг
- 4 Свойства, обладая которыми, объект становится системой:
- 41.Основные принципы формирования процессов товародвижения, их организация и система учета затрат.
- 42. Технико-технологическое обеспечение коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
- 43. Основные направления развития технической политики, ее влияние на результативность коммерческой деятельности
- 44. Модели построения и ведения коммерческой деятельности в торговом предприятии.
- 3. Моделирование системы обслуживания в торговле (сот)
- 45. Источники закупки, оценка надежности и выбор предприятий-поставщиков в сфере торговли. Практика стимулирования продвижения товаров из сферы производства в сферу потребления.
- 46. Концепции маркетинга.
- 47. Понятие позиционирования товара. Основания для позиционирования.
- 48.Понятие товара в маркетинге
- 49. Этапы жизненного цикла товара. Стратегия маркетинга на каждом этапе жцт.
- 50. Понятие нового товара. Причины неудач новых товаров при введении на рынок
- 51.Оценка привлекательности сегментов и выбор целевого рынка.
- 52.Рыночная атрибутика товара (товарный знак, упаковка, маркировка).
- 53. Кс товара и ее оценка.
- 5.Потребительская новизна
- 54. Товарная реклама: цели, задачи, виды.
- 55. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 1) Новые товары
- 2)Цены на серийные товары
- 56. Планирование рекламной кампании
- 57. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3 Группы:
- 58. Маркетинговые коммуникации
- 59.Каналы распределения в маркетинге.
- 60. Понятие конкурентного преимущества: внутреннее и внешнее конкурентное преимущество