logo
ГОСЫ!АААА!

8. Качество товаров: определение, номенклатура потребительских свойств и пк. Значимость отдельных показателей (на примере продовольственных или непродовольственных товаров).

«Качество»- степень соответствия присущих характеристик требованиям» (ГОСТ Р ИСО 9000)

Качество товаров - совокупность потребительских свойств товаров» («Торговля. Термины и определения»)

СВОЙСТВО – объективная особенность или товара, проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении.

*Простое - характеризуется одной особенностью (кислотность, жирность молока).

*Сложное – комплекс особенностей, проявляющихся в совокупности. (пищевая ценность, включающая комплекс свойств – энергетическую, биологическую и физиологическую ценности, усвояемость.

ПК (ПК) – количественное и качественное выражение свойств товара.

*По количеству характеризуемых свойств ПК бывают: единичными и комплексными.

*По способу выражения: в баллах, в натуральных единицах (км, часах и т. д.).

*По методу определения: определяемые органолептическим методом, социологическим, экспертным и т. п.

 

Номенклатура потребительских свойств и показателейсовокупность свойств и показателей, обуславливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей.

1) Назначения (функционального, социального, классификационного);

2) Надежности (долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость);

3) Эргономические (антропометрические, физиологические, психологические, органолептические);

4) Эстетические (внешний вид, целостность, мода, стиль, информационная выразительность, дизайн, совершенство производственного исполнения);

5) Экологические (безопасности) (химическая, механическая, радиационная, электрическая, биологическая, термическая, пожарная).

Каждое свойство может характеризоваться различными показателями. Однако наименование показателя качества не всегда совпадает с наименованием свойства. Например, способность древесины удерживать гвозди — это свойство, а показателем его является усилие, затрачиваемое на выдергивание гвоздя из древесины.

 

1)Назначение – способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности. Определяющее свойство.  Если товар не удовлетворяет потребителя по назначению, остальные свойства утрачивают для него привлекательность. (Если обувь недостаточно защищает человека от неблагоприятных внешних воздействий, их надежность, эстетические и другие свойства для большинства потребителей не имеют существенного значения).

*Функциональные свойства - способность товаров выполнять их основные функции и удовлетворять основные потребности. При определении функциональных свойств необходимо установить основное назначение товара и условия использования по назначению, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей.

Товары удовлетворяют физиологические, эргономические и органолептические потребности (пищевые продукты, одежно-обувные товары и т.п.) или выполняют вспомогательные функции (посуда, средства ухода за одеждой, обувью и т.п.).

Для продуктов питания определяющими свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая ценность; для группы одежно-обувных товаров – это защитные свойства от неблагоприятных внешних воздействий.

Существует  группа непродовольственных товаров, функциональные свойства которых обусловливают удовлетворение разнообразных потребностей: социальных (например, ювелирные изделия, антикварные предметы, музыкальные товары) или развлекательных (аудио- или видеотовары), рекреационные (медицинские, спортивные товары), интеллектуальных (книги, учебные программы и т.п.

 

*Свойства социального назначения – способность товаров удовлетворять индивидуальные и общественные социальные потребности.

*Классификационными признаками могут служить многие показатели или свойства (химический состав и отдельные вещества, функциональные свойства и др.). Так, содержание жира является классификационным признаком для молока – 1,5%,2,5%, 3,2%, 6,0%-ной жирности; рыба – особо жирная, жирная, среднежирная и тощая. Разные модели автомобилей могут быть классифицированы по мощности двигателя, расходу топлива, грузоподъемности, функциональному назначению (грузовые, легковые) и другим признакам.

2)Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления в течение заранее оговоренных сроков.

3)Эргономические – способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, психологическими характеристиками потребителя.

4)Эстетические – способность товаров удовлетворять эстетические потребности человека.

Определяющий комплексный показатель - внешний вид

Красивая форма изделий должна совмещаться с удобством использования. Размеры изделий в целом или их отдельных деталей должны обеспечивать гармоничность формы и функциональное назначение.

5)Экологические свойства (экологичность) – способность товаров не оказывать отрицательного воздействия на окружающую среду при их производстве, хранении, реализации и потреблении.

6)Безопасность – отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при эксплуатации или потреблении товаров. Относится к обязательным требованиям и должна регламентироваться техническими регламентами.