17. Рыбные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
Рыбы — низшие черепные позвоночные животные, постоянно живущие в воде и дышащие при помощи особого органа газообмена — жабр. t тела рыбы непостоянна и зависит от t среды обитания.
Классификация
*По образу жизни: морские (тресковые); пресноводные (сом, лещ, карась); проходные (осетровые, лососевые); полупроходные (сельдь, вобла, судак).
*По физиологическому состоянию: питающаяся, жирующая, или нагульная, преднерестовая, отнерестившаяся
*По упитанности: тощая, средней упитанности, хорошо упитанная.
*По способу заморозки: Живая, Охлажденная, Мороженая.
*По району обитания: сельдь каспийская, беломорская, тихоокеанская, дунайская.
*По размеру/массе: крупная, средняя и мелкая
*По времени лова: весеннего, весенне-летнего, осеннего, летне-осеннего и зимнего лова
*По характеру питания: хищные, планктоноядные, бентосоядные (питаются донными организмами), травоядные
*По способу консервирования: Соленая, Сушеная, Вяленая, Копченая, Балычные изделия.
Консервы и пресервы: натуральные; с гарнирами; рыборастительные; в масле, в томатном соусе, в бульоне; паштеты. Консервы из печени (молок, икры) рыб.
Пищевая ценность и химический состав Обусловлены. наличием у большинства видов рыб присущих только им вкусовых свойств. В рыбе обнаружено около 60 химических элементов.
Хим. состав рыбы меняется в зависимости от возраста и пола, времени года, водоема
Переваривается быстрее, чем говядина, т.к. мышечные и соединительные ткани более рыхлые., при варке меньше уплотняется, теряет меньше влаги.
1) Вода, находящаяся в тканях рыбы, делится на связанную и свободную Свободная – не имеет связей в продукте, находится в чистом виде; легко испаряется, среда для микроорганизмов, замерзает про 0*С.
Связанная – плохо испаряется; тесно связана с компонентами продукта; замерзает ниже, чем при 0*С; не является средой для микроорганизмов. Продукт лучше хранится, если в нем больше связанной воды (зерномучные).
2) Жиры– сложная смесь ряда веществ. Основная масса – простые липиды – триглицериды жирных кислот. В жирах рыб всегда содержатся стерины, витамины (A, D, E, K, F), красящие вещества (пигменты). Распределение жира неодинаково: у окуневых – на внутр. органах, у осетровых – в толще мышц, у лососей – в мускулах брюшка.
3) Белки – наиболее важные и сложные по химической природе вещества, входящие в состав мяса рыбы. Их общее количество 15-20% - в основном полноценные легкоусвояемые.
Белки в мышцах находятся преимущественно в коллоидном состоянии – в виде гелей и золей, что предопределяет изменчивость свойств белковых веществ мяса рыбы при изменении условий среды.
4) Углеводы - в виде гликогена и продуктов его распада в количестве от 0,05 до 0,85%. Углеводы оказывают влияние на запах и вкус рыбных бульонов, на изменение цвета рыбы при жарке.
5) Витамины: в основном - A и D, в небольших количествах Е, К, В1, В2, В6, В12. Витамин А – в жирах получаемых из печени рыб и морских млекопитающих. Витамин D – в печени рыб, в моллюсках.
6) Ферменты тканей рыб значительно активней, чем ферменты мяса домашних животных. При охлаждении активность ферментов снижается.
7) Азотистые экстрактивные вещества в мышцах рыбы содержатся в небольших количествах (2,3 – 4,5%), но оказывают большое влияние на вкус и запах рыбы.
8) Минеральные вещества - соли натрия, калия, кальция, железа, фосфора, меди, йода и др. Общее количество до 3%, не считая их содержания в костных образованиях, где оно довольно велико.
*Безопасность рыбы связана с содержанием тяжелых Ме, микотоксинов.
*Доброкачественность рыбы обусловлена процессами при хранении.
Слизеотделение: на живой рыбе обладает антисептическими свойствами, после вылова в ней концентрируются микробы. Из-за разрушения эпидермиса они легко проникают в подкожную клетчатку, потом в толщу мышц. При боле глубокой порче – дряблая консистенция.
Кровоизлияние – из-за давления в сосудах разрываются жаберные лепестки, микробы попадают в спинную артерию через проводящие аорты – процесс разложения мышц, покраснение (загар).
Гниение – под влиянием гнилостных бактерий, м. развиваться в условиях таящего льда. Плесневение, окись соленой рыбы, ржавчина – окисление жира кислородом воздуха. Вредители: прыгун (личинка сырной мухи), падальная муха, нематоды.
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА: внешний вид, консистенция, запах, разделка, состояние жабр, целостность чешуи.
*Мороженая рыба по органолептике:
1.внешний вид (упитанность, чистота и потускнение поверхности, окраска, наружные повреждения, выпадение кишки.
2.Разделка
3.Консистенция после оттаивания
4.Запах после оттаивания. Можно провести определение аммиака, кот. образуется при порче рыбы; сероводорода.
*Соленая рыба: кол-во соли, органолептика – осадки соли, белка, жира на поверхности.
*Консервы: внешний вид (форма, характер поверхности, качество укладки, состояние заливки), цвет, запах, консистенция, вкус. Дополнительно: состояние бумажной этикетки, состояние тары (без вмятин, черных пятен).
Определяют массу нетто и масс. долю составных частей, общую кислотность, содержание соли.
ХРАНЕНИЕ:
Охлажд. – t=-1-5*С, ОВВ 95-98% 8-9 суток.
Морож: ОВВ то же, t=-18 глазирован – 7-8 мес. При t=-30 – срок хранения дольше в 2 раза.
Соленая: -4-8*С – 6 мес, ОВВ 80-90%.
Рыба хол. копчения: ОВВ 75-80%, -2-5*С – 2 мес.
Гор копчения ОВВ 75-80% - 3 суток.
18. Вкусовые товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
Вкусовые товары – группа товаров растительного происхождения, предназначенных для удовлетворения органолептических и физиологических потребностей человека.
*Состав: дубильные, ароматические и красящие вещества, органические кислоты, глюкозиды, спирты.
*Воздействие: оказывают влияние на нервную систему, усиливают выделение пищеварительных соков и улучшают пищеварение.
Классификация: Чай, кофе, пряности, приправы, алкогольные, слабоалкогольные, безалкогольные, табак.
По характеру воздействия на человеческий организм:
*общего действия - возбуждающее влияние на ЦНС (как положительное, так и отрицательное):
товары, содержащие этиловый спирт (спиртовые напитки), и товары, в состав которых входят алкалоиды (чай, кофе, табак).
*местного действия - влияют на органы вкуса и обоняния, на слизистую оболочку пищеварительного тракта, способствуя сокоотделению (пряности, ароматические вещества, пищевые кислоты, поваренная соль).
ПИЩЕВАЯ ЦЕННОСТЬ определяется: энергетической, физиологической, органолептической ценностями, усвояемостью и безопасностью. Энергетическая ценность у вкусовых товаров невелика или вообще отсутствует – особенность.
1)Физиологическая ценность обусловлена: этиловым спиртом и алколоидами; вкусовыми и ароматическими веществами; водой (поддержание водного и температурного постоянства организма + нормальное протекание процессов обмена веществ); витаминами, минеральными, дубильными и красящими веществами (процессы обмена веществ и иммунитет + органолептические свойства).
- 1. Классификация потребительских товаров: цель, общие принципы и правила классификации; иерархический и фасетный методы классификации (на примере продовольственных или непродовольственных товаров).
- 2. Ассортимент товаров: виды, показатели (широта, полнота, обновляемость и пр.). Управление ассортиментом товаров.
- 3. Информация о товаре. Виды и средства информации. Требования к информации о товаре. Маркировка товаров.
- 4. Измерительные методы и их использование при экспертизе продовольственных и непродовольственных товаров.
- 5.Оценка качества товаров. Показатели качества: единичные, обобщенные, комплексные. Методы определения показателей качества.
- 1.Формирующие
- 3 Этапа производства:
- 3. Сохраняющие:
- 3)Условия транспортирования и хранение
- 7. Экспертиза товаров. Порядок проведения и роль экспертизы при обязательной и добровольной сертификации продукции (на примере продовольственных или непродовольственных товаров).
- 1) Хим и микробиологические испытания
- 8. Качество товаров: определение, номенклатура потребительских свойств и пк. Значимость отдельных показателей (на примере продовольственных или непродовольственных товаров).
- 9. Эвристические методы оценки качества товаров (органолептический, экспертный, социологический) и особенности их использования в экспертизе продовольственных и непродовольственных товаров.
- 11. Химический состав и пищевая ценность продовольственных товаров
- 3) Липиды
- 12.Основы хранения. Оптимальные условия, режимы и сроки хранения продовольственных товаров.
- 13. Молочные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения
- 2) Кисломолочные продукты:
- 14. Пищевые жиры: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 15. Плодоовощные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 16. Мясные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 17. Рыбные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 2)Органолептическая ценность вкусовых товаров.
- 19. Зерномучные товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения.
- 4. Хлеб
- 20.Кондитерские товары: классификация, ассортимент, химический состав, пищевая ценность, показатели качества и условия хранения
- 1)Сахаристые:
- 21. Обувные товары: классификация, ассортимент, потребительские свойства, показатели качества, условия хранения, направления совершенствования ассортимента
- 23. Трикотажные товары: классификация, ассортимент, требования к качеству, потребительские свойства, оценка качества; направления совершенствования ассортимента.
- 4)Телевизоры
- 3)Бариевый хрусталь
- 30. Культурно-бытовые товары: классификация, ассортимент, потребительские свойства, показатели качества, направления.
- 31. Хозяйственно-коммерческие связи торговых предприятий на рынке товаров и услуг и их влияние на результаты кд
- 32. Организация и технология закупочной деятельности в сфере торговли, налаживание хозяйственных связей и поиск партнеров по закупке товаров
- 33. Современная система товароснабжения как основа осуществления торгово-технологического процесса предприятия. Виды перевозок и их коммерческо-правовое обеспечение.
- 34. Формы и методы продажи потребительских товаров, их эффективность и перспективы.
- 35. Организация торгового сервиса в сфере торговли, психология и этика коммерческой деятельности предприятия.
- 36. Организация и управление коммерческой деятельностью торгового предприятия в условиях рыночных отношений.
- 37. Формы кооперации, их сущность и основное содержание
- 38. Технология управления товарными запасами на складе и в магазине
- 39. Организация коммерческой деятельности в торгово-посреднических структурах.
- 40. Системный подход к организации кд на рынке товаров и услуг
- 4 Свойства, обладая которыми, объект становится системой:
- 41.Основные принципы формирования процессов товародвижения, их организация и система учета затрат.
- 42. Технико-технологическое обеспечение коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
- 43. Основные направления развития технической политики, ее влияние на результативность коммерческой деятельности
- 44. Модели построения и ведения коммерческой деятельности в торговом предприятии.
- 3. Моделирование системы обслуживания в торговле (сот)
- 45. Источники закупки, оценка надежности и выбор предприятий-поставщиков в сфере торговли. Практика стимулирования продвижения товаров из сферы производства в сферу потребления.
- 46. Концепции маркетинга.
- 47. Понятие позиционирования товара. Основания для позиционирования.
- 48.Понятие товара в маркетинге
- 49. Этапы жизненного цикла товара. Стратегия маркетинга на каждом этапе жцт.
- 50. Понятие нового товара. Причины неудач новых товаров при введении на рынок
- 51.Оценка привлекательности сегментов и выбор целевого рынка.
- 52.Рыночная атрибутика товара (товарный знак, упаковка, маркировка).
- 53. Кс товара и ее оценка.
- 5.Потребительская новизна
- 54. Товарная реклама: цели, задачи, виды.
- 55. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 1) Новые товары
- 2)Цены на серийные товары
- 56. Планирование рекламной кампании
- 57. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3 Группы:
- 58. Маркетинговые коммуникации
- 59.Каналы распределения в маркетинге.
- 60. Понятие конкурентного преимущества: внутреннее и внешнее конкурентное преимущество